Найти тему
Видео дорог России!

видео.Иркутск-Смоленск на автомобиле. Объездная Казани.Татарстан.Чувашия.Свияжск.Серия 73.

Видео

Озерный

Озерный – поселок в составе Высокогорского района Республики Татарстан, входит в сельское поселение Семиозерское. Численность населения – 494 чел. (2010).

Новониколаевск

-2

История поселка Новониколаевский

Поселок в Зеленодольском районе, на Казанской объездной дороге, в 34 км к востоку от города Зеленодольск.

На 2002 г. - 753 жителя, в т.ч. татар - 52%, русских - 46%.

Лесоводство. Строитроительное предприятие.

Неполная средняя школа, клуб, библиотека.

Основан в середине 1910-х гг. Первоначальное название Николаевский Выселок (Николаевка). С момента образования находился в Ильинской волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Воскресенском, с 01.08.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Юдинском, с 16.07.1958 г. в Зеленодольском районах.

Число жителей: в 1920 г. - 35, в 1926 г. - 258, в 1938 г. - 331, в 1949 г. - 350, в 1958 г. - 138, в 1970 г. - 114, в 1979 г. - 102, в 1989 г. - 781 чел.

Набережные Моркваши

-3

История села Набережные Моркваши

Село в Верхнеуслонском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 20 км к западу от села Верхний Услон.

На 2002 г. - 530 жителей, в т.ч. чувашей - 41%, русских - 36%.

Полеводство, мясомолочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано во 2-й половине 17 века. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих (бывшие экономические, до 1764 г. монастырские) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, плотницким и портняжно-шапочным промыслами, ломкой и разработкой бутового камня, обслуживанием речного транспорта. В 1860-х гг. в деревне Набережные Моркваши работал винокуренный завод, принадлежавший помещику Тиле. В начале 20 века здесь функционировали земская школа (открыта в 1870 г. на базе церковно-приходской школы, существовавшей с 1867 г.), школа грамоты (открыта в 1899 г.), паровая мукомольная мельница торгового дома «М.Корольков и А.Барабанов с сыновьями», 1 мучная и 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 327 десятин.

До 1920 г. село входило в Верхне-Услонскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Свияжском, с 20.10.1931 г. в Верхнеуслонском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском, с 12.01.1965 г. в Верхнеуслонском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 103 души мужского пола, в 1859 г. - 266, в 1897 г. - 281, в 1908 г. - 300, в 1920 г. - 477, в 1926 г. - 278, в 1938 г. - 452, в 1949 г. - 640, в 1958 г. - 725, в 1970 г. - 480, в 1979 г. - 465, в 1989 г. - 561 человек.

Савино

-4

Савино – деревня в составе Верхнеуслонского района Республики Татарстан, входит в сельское поселение Введенско-Слободское. Численность населения – 56 чел. (2010).

Тат.Бурнашево

-5

История села Татарское Бурнашево

Село в Верхнеуслонском районе, в 1,5 км от р. Свияга, 28 км к западу от села Верхний Услон.

На 2008 г. - 486 жителей (русские).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно c 1647–52 гг. В дореволюционных источниках упоминается также как Архангельское. До 1860-х гг. в сословном отношении жители делились на помещичьих и государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, штукатурным и шерстобитным промыслами. В начале 20 в. в селе Татарское Бурнашево функционировали Михайло-Архангельская церковь (построена в 1878 г., памятник архитектуры), церковно-приходская школа (была открыта в 1884 г.), 5 ветряных мельниц, 3 маслобойных завода, шерстобойня, 1 казённая винная и 3 торговые лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1766 десятин.

До 1920 г. село входило в Юматовскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Свияжском, с 20.10.1931 г. в Верхнеуслонском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском, с 12.01.1965 г. в Верхнеуслонском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 457 душ мужского пола, в 1859 г. - 683, в 1908 г. - 773, в 1920 г. - 1010 (вместе с жителями д. Покровское), в 1926 г. - 822, в 1938 г. - 601, в 1949 г. - 344, в 1958 г. - 282, в 1970 г. - 312, в 1979 г. - 233, в 1989 г. - 467, в 2002 г. - 514 чел.

Гаврилково

-6

История

Деревня основана в XVIII в.

До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Основные занятия жителей в этот период – земледелие и скотоводство.

В начале ХХ в. земельный надел сельской общины составлял 263 десятины.

Жители деревни относились к приходу церкви Михаила Архангела (село Татарское Бурнашево).

Административная принадлежность

До 1920 г. деревня входила в Юматовскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона ТАССР. С 14 февраля 1927 г. – в Свияжском, с 20 октября 1931 г. – в Верхнеуслонском, с 1 февраля 1963 г. – в Зеленодольском, с 12 января 1965 г. – в Верхнеуслонском районах.

Была исключена из учетных данных 4 ноября 1985 г., вновь зарегистрирована 12 февраля 2004 г.

Ныне входит в состав Бурнашевского сельского поселения.

Хозяйствующие субъекты

В 1930 г. в деревне организован колхоз «Коминтерн», с 1950 г. деревня в составе колхоза «Правильный путь» (село Татарское Бурнашево), в 1957 г. переименован в колхоз «Заря», в 1970 г. преобразован в совхоз «Свияга», с 1976 г. деревня в составе совхоза «Кураловский» (село Куралово), с 1979 г. – совхоза «Новая жизнь» (село Татарское Бурнашево).

Культура

В окрестностях деревни выявлены археологические памятники: Гаврилковское поселение (приказанская культура бронзового века), Гаврилковские (Состринские) стоянки I и II (медно-каменный век, приказанская культура бронзового века) и Гаврилковские местонахождения I, II и IV (приказанская культура бронзового века, булгарский период золотоордынского времени).

Число жителей

В 1782 г. – 43 души мужского пола;
1859 г. – 118,
1897 г. – 171,
1908 г. – 192,
1920 г. – 234,
1926 г. – 265,
2010 г. – 15,
2017 г. – 20 человек (
русские – 60%, татары – 25%, другие – 15%).

Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/municipalnye-obrazovaniya/municipalnye-rajony/verhneuslonskij-rajon-1/gavrilkovo Онлайн - энциклопедия Tatarica

Остров Свияжск

-7

ИСТОРИЯ ОСТРОВА-ГРАДА СВИЯЖСК

В 30 километрах от Казани, в устье быстрой полноводной речки Свияги, расположился чудо-остров, остров-град Свияжск.

Уникальный город-крепость, построенный всего за четыре недели, несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из самых разных концов страны.

Удивительна история этого древнего города. 12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги. Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров “Круглая гора”, который возвышаясь над Волгой позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань. Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.

Город заложили 24 мая 1551 года. Вершину горы спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева. Небывалый случай в истории архитектуры – за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать “Новый город Свияжский”, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск – от реки Свияги.

За почти 500-летнюю свою историю Свияжск пережил многое: взлеты и падения, бедность и богатство, славу и безвестность, почитание и поругание…

Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск – это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем – уездный город Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб – на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. После революции Свияжск – это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения…

Сегодня город-крепость возрождается. Как и в былые времена, путешественника встречают белокаменные монастырские стены, золотые маковки церквей, как и прежде, здесь живут люди, возможно, потомки тех, кто создал это сказочное чудо, имя которому Свияжск. Гостеприимный остров посещают множество туристов со всех уголков страны. Попасть в Свияжск можно водным путем. Неторопливо приближается прогулочный теплоходик к удивительному острову, и так же неторопливо открывается нашему взору Свияжск.

И сразу на высоком берегу острова нас встречает скромная белая церковь с невысокой колокольней – церковь Константина и Елены, построенная в ХVI веке. Она видна со всех сторон и удивительно гармонично вписывается в природное окружение острова. Это единственная из сохранившихся в Свияжске посадских церквей. Когда-то она разделяла верхнюю часть города – крепость и нижнюю – посад, где жили ремесленники.

А на месте границы находились Рождественские ворота – главный въезд в город. По обе стороны Рождественских ворот располагалась главная городская площадь. Со стороны посада на площади находился гостиный двор и лавки. Торговые ряды спускались к реке Свияге, здесь была пристань, куда причаливали суда с товарами. Ежегодно 8 июля и 25 сентября (по старому стилю) в день престольных праздников в честь Казанской иконы Божьей Матери в Свияжске проводились ярмарки.

Город был известен своими купцами, которые строили здесь всем на диво деревянные и каменные дома. Первый этаж – пекарня, торговые лавки, магазины, второй этаж – жилые помещения для семьи купца.

Прогуливаясь по улицам Свияжска, невозможно не восхищаться деревянным кружевом, в которое одеты купеческие дома. Причудливой формы балкончики, замысловатые наличники, изящные въездные ворота – всё это создает неповторимый облик русского городка. Здесь каждый дом, каждое здание имеет свою историю. И чем дальше мы продвигаемся по неширокой тропинке в глубь острова, тем дальше погружаемся в глубь веков, в то время, когда Свияжск был, прежде всего, духовным центром. И вот перед нами Святые врата - вход на территорию женского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Один из интереснейших монастырских ансамблей Свияжска - это Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в конце ХVI века. В 1795 году он был перенесен на место упраздненного Троице-Сергиевского монастыря, где находится и поныне.
Монастырь окружен каменной оградой, отделяющей святую обитель от суетного мира.

Самая древняя постройка монастыря - это деревянная Троицкая церковь - единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест - символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу. Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой.
В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить - согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены. Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи - чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.

В центре монастыря располагается Сергиевская церковь - первое каменное здание на территории обители. Толстые стены храма выложены из тесаного белого камня.
Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь. При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.

Самым молодым храмом Иоанно-Предтеченского монастыря является Собор Божьей матери "всех скорбящих радость". Он был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространённом в те годы ложно—византийском стиле. Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями. Всякого входящего в него, храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма, солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому, входящему с открытым сердцем и чистой душой.
На территории Иоанно-Предтеченского монастыря привлекают внимание кельи, где издавна жили монахини. Проста и нетороплива была их жизнь в обители. Скромное убранство келий: узкая кровать, столик, скошенная подставка-аналой, помогали отрешиться от мирских забот и полностью посвятить себя служению Богу. Чуть поодаль находится корпус игуменьи - простое строение, служившее домом матушке-настоятельнице монастыря.

Вот таким дошел до наших дней ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. А в южной части острова взорам путешественников открывается, пожалуй, самый знаменитый в Свияжске мужской Успенский монастырь.
Он был основан в 1555 году архиепископом Гурием. Здесь сохранились два уникальных памятника времён Ивана Грозного - Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Собор Успенья Пресвятой Богородицы был возведен в 1560 году из белого камня. Строили храм псковские мастера при участии Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Небольшой храм восхищает гармонией линий. Причудливые архитектурные детали придают Успенскому собору воздушность, легкость. Создается впечатление, что перед нами сказочный теремок, сошедший с картины неизвестного художника.

Сразу после возведения Успенский собор был расписан внутри и снаружи. К сожалению, внешняя роспись храма не сохранилась. Но внутреннее убранство собора производит неизгладимое впечатление, и надолго остается в памяти всякого, кто однажды открыл тяжёлую дверь и оказался под сводами древнего храма. Удивительный, фантастический мир фресок волнует своим великолепием, от них веет далёкой стариной. Заботливые руки неизвестного мастера вдохнули в них жизнь, кажется, что им не чужды людские страдания, мечты, радости и переживания. Художники, расписавшие Успенский собор, черпали сюжеты для своих красочных композиций не только из канонических книг, но и из Апокалипсиса и апокрифических легенд (история первых людей в раю и т.д.). На куполе мы видим изображение бога Саваофа. Облачённый в белые одеяния, отливающие прозрачными розовыми и светло-зелёными тонами, Саваоф восседает на золотом троне на двух подушках - зелёной и красной. Он творит, благословляя всех обеими простертыми руками. Огненно- красный круг за троном символизирует "неприступный свет", в котором живет Господь. Голубая полоса, огибающая круг, обозначает небо и заполнена изображениями херувимов и двукрылых ангелов. Подножие, на которое опираются ступни творца, а также ножки трона стоят тоже на голубой полосе. Глядя на это изображение, невольно вспоминаешь строки Святого Писания: "Небо есть мой трон".
Чуть ниже взору предстают семь Архангелов и Ангел Хранитель. Это небесное воинство - хранители престола Господня. Им отдано право посредничества между небом и землёй.
На стенах Успенского собора можно увидеть интересные фрески, посвящённые теме "Дни Творения". Художник развивает сюжет росписи, двигаясь по стене слева направо, вслед за солнечным светом. Создается впечатление сопричастности событиям, изображённым древним мастером. Яркие красочные фрески рассказывают нам о сотворении мира – шаг за шагом, день за днём, в той последовательности, как это делал Господь.
Множество фресок посвящено Святой Троице, житиям святых, апостолам, библейским событиям и, конечно, жизни Девы Марии. Храмовая фреска “Успение Пресвятой Богородицы” поражает богатством красок, яркостью, чёткостью линий.
Она рассказывает нам о последнем пути самой святой женщины православии Девы Марии. Именно в честь этого события и освящен Успенский собор.
Есть в храме и фреска, рассказывающая о низвержении сатаны и его воинства, что является редким изображением для православных церквей. Свергнутые с неба падшие ангелы летят, неестественно согнувшись, вниз головой.
Можно бесконечно рассказывать о великолепии внутреннего убранства храма. Но лишь однажды, увидев его собственными глазами, можно почувствовать на себе притягательную силу старинных фресок.
Храмовая роспись Успенского собора понятна и близка каждому. Одни, глядя на яркие, запоминающиеся образы укрепляются в своей вере, другие, впервые попавшие в православный храм, невольно замирают, испытывая священный трепет и благоговение перед необыкновенной силой таланта древних мастеров, сумевших донести до нас величественную красоту внутреннего убранства Дома Божьего. Трудно переоценить значение свияжских фресок: ведь это единственный, почти целиком сохранившийся до наших дней полный цикл стенной росписи ХVI века.

Неохотно покидая Успенский собор, мы оказываемся в монастырском дворе, где нашему взгляду предстаёт Никольская церковь – самое старое каменное здание Свияжска. Она заложена осенью 1555 года почти одновременно с Успенским собором. Через год строительство было закончено. Возвести эту небольшую церковь было необходимо, потому, что вновь основанному монастырю срочно понадобилось помещение для церковных служб, а начатое строительство Успенского собора, из-за большого объема работ не могли быстро закончить.

Рядом с церковью была возведена колокольня. Это самое высокое сооружение Свияжска имеет высоту 43 метра. Наверх ведет крутая лестница, по которой когда-то поспешно поднимался звонарь, чтобы вдохнуть жизнь, наполнить силой, и заставить говорить пять тяжелых колоколов. Колокола созывали монахов к молитве, возвещали окончание службы, прославляли имя Божье. Их веселый перезвон, протяжный, заунывный голос или тревожный набат приносили обитателям монастырских стен радость, печаль или весть о пожаре.

Из нижнего яруса колокольни по подземному ходу был выход к берегу Свияги. Кто пользовался этим тайным ходом? Может быть те несчастные, которые по воле судьбы оказались в “земляной тюрьме” для усмирения и исправления непослушных монахов и сумевшие каким-то образом оттуда выбраться и прибегнуть к помощи свияжских братьев? А, может быть, пользуясь тайным ходом, монахи могли вовремя заметить приближающееся к Свияжску войско неприятеля и, предупредив братию, подготовиться к обороне… Подлинное назначение этого хода до сих пор остается одной из загадок Успенского мужского монастыря.

А на территории обители мы можем увидеть ещё немало интересных построек: братские кельи, покои настоятеля – постоянные и летние, больничные кельи. Эти здания живут своей особенной жизнью, каждая постройка здесь имеет свою историю. Мы можем прикоснуться к молчаливым, прохладным камням и как бы перенестись на несколько веков назад, в те времена, когда Успенский монастырь процветал, занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.
Значительную часть территории монастыря занимал великолепный сад – символ райских кущ. В летний зной он дарил желанную прохладу обитателям монастыря. Можно было отдохнуть от повседневных забот в красивой беседке, покрытой деревянной щепой и украшенной резными деталями. А осенью сад давал богатые урожаи, являясь источником пищи монастырской братии. Этой же цели служил огород, где находилась оранжерея для выращивания ранних овощей и рассады.

Чуть поодаль можно увидеть старинное монастырское кладбище. Долгие годы здесь находили успокоение обитатели монастыря. Это кладбище стало последним пристанищем и мученикам, погибшим в Свияжске в послереволюционный период. Те годы были тяжелым испытанием для чудо-острова Свияжска и его жителей. Разрушение храмов, надругательство над древними святынями, постоянные аресты и расстрелы – одна из печальных страниц истории острова. Но, несмотря на это, Свияжск сумел сохранить свою самобытность – облик старинного русского городка с золотыми куполами белокаменных храмов, стройными колокольнями, причудливо украшенными купеческими домами.
Сегодня вновь возрождаются древние святыни острова – града Свияжска. С 1997 года вновь начал действовать Успенский мужской монастырь. Братия во главе с настоятелем отцом Кириллом взяла на себя ответственность за реконструкцию храмов и зданий монастыря, являющихся архитектурными жемчужинами Свияжска.

Окруженный со всех сторон водой сказочный остров как магнитом притягивает путешественников. Человек, однажды ступивший на святую, полную неразгаданных тайн землю Свияжска, навсегда сохранит в памяти ту особую атмосферу чего-то возвышенного, нерушимого, которая как бы окутывает остров, превращая его в чудо-град.

Косяково

-8

История села Косяково

Село в Зеленодольском районе, в междуречье рек Аря и Бува, в 28 км к юго-западу от города Зеленодольск.

На 2002 г. - 185 жителей (русские).

Полеводство, скотоводство.

Неполная средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно с 1565-67 гг. В дореволюционных источниках упоминается также как Ишеево. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Косяково располагалось волостное правление, функционировали Троицкая церковь (построена в 1751 г., памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1867 г.), фельдшерский пункт, 6 ветряных мельниц, 2 маслобойных завода, кузница, 2 харчевни, 1 пивная, 1 казённая винная и 2 мелочные лавки, базар по понедельникам, ярмарка (1 октября). В этот период земельный надел сельской общины составлял 438 дес.

До 1920 г. село являлось центром Косяковской волости Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Нурлат-Ачасырском, с 01.08.1927 г. в Нурлатском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 297 душ мужского пола, в 1859 г. - 244, в 1897 г. - 405, в 1908 г. - 477, в 1920 г. - 646, в 1926 г. - 668, в 1938 г. - 1062, в 1949 г. - 622, в 1958 г. - 430, в 1970 г. - 238, в 1979 г. - 301, в 1989 г. - 223 чел.

Нижние Вязовые

-9

История поселка Нижние Вязовые (Карамалы Тау)

Поселок городского типа в Зеленодольском районе, на правом берегу р. Волга (Куйбышевское водохранилище), в 6 км к западу от города Зеленодольск. Ж.д. станция (Свияжск) на линии Москва–Казань.

На 2007 г. население 8,2 тыс. человек (по переписи 2002 г., русских - 78,5%, татар - 14,5%).

Меховая фабрика, мясокомбинат.

Средняя и неполная средняя школы, дом культуры, библиотека. Троицкая церковь (построена в 1735 г., памятник архитектуры).

Известна с 1646 г. как д. Нижние Вязовые. Первоначально принадлежала Свияжскому Успенско-Богородицкому монастырю. В 1764 г. была передана в ведение Коллегии экономии, жители переведены в разряд экономических (позднее государственных) крестьян. Основными занятиями были земледелие, разведение скота, сплав брёвен по Волге, работа матросами на речных судах и пароходах. Население поселка Нижние Вязовые относилось к приходу Троицкой церкви соседнего с. Вязовые (Верхнее Вязовые), крестьянские дети обучались там же в земской школе. В 1893 году Нижние Вязовые стали ж.д. станцией на линии Москва–Казань, что способствовало оживлению хозяйственной жизни округи. До открытия в 1913 г. Романовского моста здесь действовала паромная переправа, по которой через Волгу переправлялись паровозы и вагоны. В начале 20 в. в поселке Нижние Вязовые функционировали 2 мельницы, 2 чайные, 1 казённая винная, 1 пивная и 9 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 253 дес. В период Гражданской войны Нижние Вязовые оказались в эпицентре событий, связанных с Казанской операцией 1918 г. Здесь происходило формирование частей и располагался штаб Пятой армии Восточного фронта, отсюда подготовкой освобождения Казани от белочехов руководил Л.Д. Троцкий.

До 1920 г. Нижние Вязовые входили в Ширданскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Свияжском, с 20.10.1931 г. в Верхнеуслонском районах.

Посёлок городского типа Нижние Вязовые образован 30.10.1957 г. из сросшихся селений, давно расставшихся с сельскохозяйственным производством и мелких поселков промышленных предприятий, обосновавшихся близ станции Свияжск. В его состав вошли село Верхние Вязовые, деревни: Нижние Вязовые, Большие Юрты, Кочемирово, Собакино; поселки Первомайский (пристанционный), ИТК, Мостотряда, Хлебоприемного пункта под общим название Нижние Вязовые.

12.07.1958 г. передан в Нурлатский, 01.02.1963 г. - в Зеленодольский районы.

Число жителей: в 1782 г. - 156 душ мужского пола, в 1859 г. - 693, в 1897 г. - 823, в 1908 г. - 786, в 1920 г. - 728, в 1926 г. - 690, в 1938 г. - 1038, в 1949 г. - 2586 чел., в 1959 г. - 7,8 тыс., в 1970 г. - 7,8 тыс., в 1989 г. - 6 тыс., в 2002 г. - 8,3 тыс. чел.

Нижние Вязовые относятся к одному из старейших поселений Казанского Поволжья.

На склоне горы, рядом с железнодорожным мостом стоит массивное квадратное сооружение из красного кирпича - часовня памятник. Часовня привлекает своей оригинальностью и неповторимостью, образцом восточной архитектуры, исполненным выдающимся русским зодчим А.В. Щусевым. Строительство памятника не закончено. Из архитектурных памятников культуры в поселке взята на учет Троицкая церковь, которая была построена в 1735 году на пожертвования прихожан

Б.Ачасары

-10

История села Большие Ачасыры (Олы Ачасыр)

Село в Зеленодольском районе, на левый притоке р. Бува, в 25 км к юго-западу от города Зеленодольск.

На 2000 г. - 935 жителей (татары).

Полеводство, скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Музей К. Насыри. Мечеть.

Основано в период Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в селе была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали 2 мечети, 2 мектеба, 3 красильных завода, 8 мельниц, крупообдирка, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2389 дес.

До 1920 г. село входило в Ширданскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Нурлатском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 103 души мужского пола, в 1859 г. - 1778, в 1897 г. - 3034, в 1908 г. - 3413, в 1920 г. - 2973, в 1926 г. - 3498, в 1938 г. - 2765, в 1949 г. - 1728, в 1958 г. - 1687, в 1970 г. - 1716, в 1979 г. - 1500, в 1989 г. - 1077 чел.

* * *

По историческим данным село Большие Ачасыры и Бишбатман считаются очень древними.

Считается, что село Большие Ачасыры основано в 1300-х годах. Об образовании села Большие Ачасыры писал очень подробно в своих публикациях известный татарский мыслитель и просвититель Каюм Насыри. В селе Большие Ачасыры было две мечети, в которых служили очень знающие священнослужители – имамы: Хабир мулла, Зариф мулла, Магсум мулла, Жалил мулла. Они служили народу, учили детей религии. По всей округе жители села Большие Ачасыры считалось самыми религиозными и славились своими знаниями религии.

Революционный ураган 1917 года не прошел стороной село и изменил ее историю в корне. В 30-х годах разрушают мечети. В 1931 году организуется колхоз. Во время Великой Отечественной войны из деревни ушло на фронт 378 человек, из них 242 человека погибли.

Село Большие Ачасыры является родиной известных личностей. Известный солист Английского Королевского балета Ирек Мухаммадиев, династия художников Шакирзяна Тагирова тоже из этого села.

В селе Большие Ачасыры 1 марта 1997 года открылся архитектурно-этнографический комплекс им. Каюма Насыри.

В августе 1991 года в центре села Большие Ачасыры начала действовать деревянная мечеть. Сруб и пиломатериалы подарил генеральный директор фирмы «Татнефтепродукт» Гатауллин Вил Салихович. Спустя годы мечеть снаружи была обложена силикатным кирпичом, соорудили кирпичный пристрой, открыли медресе. Шло обновление внутри мечети благодаря спонсорской помощи односельчанина – директора ООО «Ангам» Минуллина Анвара Габбазовича.

источник: zelenodolsk.tatarstan.ru

М.Ширданы

-11

История села Малые Ширданы (Кече Шырдан)

Село в Зеленодольском районе, на р. Секерка, в 18 км к юго-западу от города Зеленодольск.

На 2002 г. - 130 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Начальная школа, библиотека.

Известно с 1646 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе функционировали 2 мечети, 5 мельниц, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1024 дес.

До 1920 г. село входило в Ширданскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Нурлат-Ачасырском, с 01.08.1927 г. в Нурлатском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 244 души мужского пола, в 1859 г. - 1703, в 1897 г. - 1740, в 1908 г. - 1406, в 1920 г. - 1365, в 1926 г. - 1385, в 1938 г. - 1110, в 1949 г. - 825, в 1958 г. - 612, в 1970 г. - 495, в 1979 г. - 336, в 1989 г. - 211 чел.

Нурлаты

-12

Ураспуги

-13

Нижнеураспугинское се́льское поселе́ние — муниципальное образование в Зеленодольском районе Татарстана Российской Федерации.

Административный центр — село Нижние Ураспуги.

История

Статус и границы сельского поселения установлены Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 года № 24-ЗРТ «Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе».

История села Нижние Ураспуги (Тубән Урысбага)

Село в Зеленодольском районе, на левом притоке р. Буа, в 25 км к юго-западу от города Зеленодольск.

На 2002 г. - 169 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно с 1646 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Нижние Ураспуги функционировали мечеть (построена в 1862 г.), мектеб, 8 ветряных мельниц, кузница, 4 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 805,5 дес.

До 1920 г. село входило в Косяковскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Нурлат-Ачасырском, с 01.08.1927 г. в Нурлатском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 195 душ мужского пола, в 1859 г. - 533, в 1897 г. - 784, в 1908 г. - 996, в 1920 г. - 940, в 1926 г. - 825, в 1938 г. - 798, в 1949 г. - 494, в 1958 г. - 430, в 1970 г. - 320, в 1979 г. - 302, в 1989 г. - 222 чел.

Село - административный центр Нижнеураспугинского селького поселения. Перечень населенных пунктов сельского поселения: с. Нижние Ураспуги, д. Верхние Ураспуги, д. Васюково, д. Малые Ачасыры, п. Кзыл-Тан.

История деревни Верхние Ураспуги (Югары Урысбага)

Деревня в Зеленодольском районе, в 1,5 км от р. Бува, 25 км к юго-западу от города Зеленодольск.

На 2000 г. - 113 жителей (татары).

Полеводство.

Основана в период Казанского ханства. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, мукомольным промыслом. В начале 20 в. в деревне функционировали мечеть, мектеб, 9 ветряных мельниц, 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1735,9 дес.

До 1920 г. деревня входила в Косяковскую волость Свияжского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Свияжского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Нурлатском, с 01.02.1963 г. в Зеленодольском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 255 душ мужского пола, в 1859 г. - 604, в 1897 г. - 904, в 1908 г. - 1170, в 1920 г. - 1122, в 1926 г. - 943, в 1938 г. - 660, в 1949 г. - 298, в 1958 г. - 221, в 1970 г. - 178, в 1989 г. - 120 чел.

Вся информация из открытых источников,Википедии.