Найти тему

КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА (ч.3): СОН ОБ ИСТУКАНЕ

Оглавление

(Дан. 2:1-49)

События главы 2 произошли во второй год царствования Навуходоносора. Даниил был все еще юношей.

Это случилось вскоре после пленения Даниила. Если начало правления Навуходоносора считать со дня его победы при Каркемише, хотя его отец все еще занимал престол (небезызвестная традиция), тогда это третий год обучения Даниила (1:5). Если более буквально понимать значение слов “во второй год” — то есть после смерти отца Навуходоносора, когда Навуходоносор осаждал Иерусалим, — тогда это видение было в первый год по окончании обучения Даниила.

ПОИСКИ ЦАРЯ (2:1-18)

Навуходоносору приснился сон:

«...Снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем. И сказали халдеи царю по-арамейски: “...Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его”. Отвечал царь и сказал халдеям: “...Расскажите мне сон, и тогда я узнаю, что вы можете объяснить мне и значение его”. Халдеи отвечали царю и сказали: “Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю.” Рассвирепел царь и сильно разгневался на это и приказал истребить всех мудрецов вавилонских. Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их. ...И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна. Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога Небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами вавилонскими» (ст. 1-18).

Почему так важна дата? Вероятно, из-за недостаточного опыта и подготовки Даниила и его товарищей на то время царь не стал советоваться с ними или с другими их сверстниками. Этим объясняется, почему в стихе 15 Даниил еще не знал, что происходит. Некоторым промежутком времени можно также объяснить и то, почему сон Навуходоносора “удалился от него”. Несмотря на важность сна, царь, будучи правителем великой империи, должен был уделить внимание другим делам. По всей вероятности, неотложные дела заставили его выбросить этот сон из головы.

Как бы там ни было, вспомнив о сне, но не припомнив его подробностей, он созвал “мудрецов”, чтобы они растолковали ему его значение. Среди царских “тайноведцев”, “гадателей”, “чародеев” и “халдеев” (ст. 2), вероятно, были астрологи, философы и астрономы, которые верили в свое божественное вдохновение или претендовали на него. “Гадателей” еще называли заклинателями — людьми, которые молились идолам. “Халдеи” (ст. 2) составляли, скорее, известную столичную “элиту” в этой компании, нежели особую “этническую” группу среди мудрецов.

У вавилонских мудрецов не было ни малейшего представления о том, что это был за сон. Если бы Навуходоносор рассказал им сон, говорили они, тогда они смогли бы объяснить его значение. Мы не знаем, подозревал их царь в намерении обмануть его или же просто считал, что всякий, кто может объяснить значение сна, может рассказать ему и сам сон. Так или иначе, но он желал сначала услышать от толкователя содержание сна. (Ему не давало покоя то, что он не мог вспомнить свой сон, — помнил только, что был какой-то сон). В стихах 4-7 угадывается намек на некий период времени, крайний срок, сверх которого царь ждать не мог. Поэтому в стихе 8 он отвечает своим мудрецам: “Верно знаю, что вы хотите выиграть время”.

Смысл заявления царя был зловещим не только для мудрецов, но потенциально и для самого царя. Он полагал, что его мудрецы тянут с ответом, пока не “придумают” сон. Возможно, они надеялись выведать у него истинное содержание сна или ждали подходящего случая убежать из города!

Некоторые считают, что царь расценивал отказ рассказать ему сон как нежелание быть верными и подчиняться ему. Навуходоносор верил, или его заставили поверить, что у его мудрецов был доступ к божественной помощи. Тот факт, что они не могли сделать то, что, логически, такая божественная помощь должна была дать им силу сделать, бросал тень на его собственную веру. Ему пришлось выбирать между неблагосклонным отношением к своим подчиненным и негативным суждением о своих богах.

Стих 10 говорит о той славе, которую следует воздать Богу за откровение (когда и если оно будет получено) и толкование сна: “Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю...” Когда Даниил смог удовлетворить требование царя, он воздал славу и должное “Богу небесному” (ст. 19).

Навуходоносор отдал приказ убить “всех мудрецов” (ст. 12), среди которых оказался бы и Даниил со своими товарищами, хотя у них даже не было возможности обсудить с царем сон и его толкование. Искренний вопрос Даниила заставил “главного палача”, начальника царских телохранителей, отложить исполнение приказа: “Почему такое грозное повеление от царя?” (ст. 15). Затем, очевидно не без помощи Ариоха, Даниил был представлен царю. Он попросил царя дать ему время, чтобы узнать сон и его толкование. Поскольку эта просьба исходила из источника, с которым царь еще не консультировался по поводу сна, он остыл и дал Даниилу время.

После аудиенции с царем Даниил встретился со своими тремя товарищами. Они вместе стали молиться о Божьем откровении, чтобы остаться в живых. Стих 16 косвенно говорит о намерении Даниила спрашивать Бога как о сне, так и о его разгадке.

КОГДА НАСТУПАЕТ КРИЗИС

Книга Даниила показывает, как реагируют люди на кризисные моменты в их жизни. Мы живет в таком мире, где с вещами (и с людьми) непременно происходит что-то неладное. Иногда мы живем от кризиса к кризису. Что нам открывается в подобных обстоятельствах? Какой бывает наша реакция?

(1) Иногда кризисы обнажают существование в нас зла. Навуходоносору была вверена целая империя. Его приказ убить всех мудрецов был нелогичным, несвоевременным и эгоистичным. Он был чреват разрушительными последствиями для его царства. Его поступок был безнравственным.

Кроме того, царь вел себя безрассудно. Он требовал от других напомнить ему сон, который сам не мог вспомнить. В своей жестокости он, сам того не осознавая, собирался наказать сам себя. Если бы его приказ был приведен в исполнение, был бы убит и Даниил — человек, которому суждено было не только растолковать ему сон, но стать впоследствии его близким другом, союзником и доверенным лицом.

(2) Кризисы часто выявляют в нас слабости. Сон и его толкование связаны не только с царем, но и с Богом, открывшим Даниилу и то, и другое. У халдеев не было небесной помощи. Их ответ в стихе 11 — что не может быть у них откровения, не может быть ответа. “Если уж мы не можем дать ответ, то никто не сможет”, — говорили они. Заявлять о несостоятельности веры просто потому, что мы не знаем ответа на какой-то вопрос, — значит совершать ту же ошибку, какую совершили халдеи. Слаба наша субъективная вера, а не объект нашей веры.

(3) Кризисы также выявляют нашу веру. В Иак. 1:2-4 говорится о том, что Бог позволяет нашей вере подвергаться испытаниям, чтобы укрепить нас. Даниил в решающий момент своей жизни обратился к Богу в молитве. Он даже попросил других молиться вместе с ним. Тогда и Бог использовал Даниила для разрешения кризиса и удовлетворения всех заинтересованных лиц. Только Бог знает, что нам под силу перенести. Как мы поступаем в критические моменты? Кризис не формирует веру в Бога; он выявляет веру, уже существующую в нас.

МЫ ДОЛЖНЫ БЛАГОДАРИТЬ (2:19-24)

Молитвы Даниила и его товарищей дали свои результаты:

«И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного. И сказал Даниил: “Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя, — ибо Ты открыл нам дело царя”. После этого Даниил вошел к Ариоху, которому царь повелел умертвить мудрецов вавилонских, пришел и сказал ему: “Не убивай мудрецов вавилонских. Введи меня к царю, и я открою значение сна”» (ст. 19-24).

Смысл благодарственной молитвы Даниила после получения откровения от Бога ясен. Именно так и надо! Попросив что-то у Бога и затем получив это, Даниил незамедлительно воздавал Ему хвалу. Слишком часто мы только просим, а благодарить забываем. Павел говорил, что просить мы должны с благодарением (Фил. 4:6).

Перечитайте стих 21, в котором Даниил раскрывает главную тему своей книги: Бог владычествует над человеческими царствами (см. также 5:21).

БОГ УПРАВЛЯЕТ БУДУЩИМ (2:25-30)

«Тогда Ариох немедленно привел Даниила к царю и сказал ему: “Я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна”. Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: “Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?” Даниил отвечал царю и сказал: “Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны, и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения головы твоей на ложе твоем были такие: ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после этого, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет...”» (ст. 25-30).

Даниил явился перед Навуходоносором, и тот приступил к расспросам. Даниил сразу же продемонстрировал, сколь безрассудно полагаться на человека и на “преклонение” перед человеческой мудростью. Его заявление: “Но есть на небесах Бог” (ст. 28), — провело черту между Господом, которому поклонялись иудеи, и идолами пантеона вавилонян. Далее Даниил объяснил, что в действительности откровение дано не ему, а Навуходоносору. Он рассказал этому языческому правителю, что Бог проявил к царю интерес и избрал Навуходоносора, чтобы показать, как будет развиваться история в грядущих веках.

Это, конечно же, произвело благоприятное впечатление на царя. Однако в следующий момент Даниилу пришлось сообщить Навуходоносору, что его царство долго не продержится, и вместо него возникнет другое, а потом еще и третье. На основании стихов 21 и 28 можно предположить, что царь размышлял о будущем своего царства и своих преемниках. Даниил сказал, что Бог желает помочь ему.

Даниил также подчеркнул, что откровение о сне и его толкование было всецело от Бога, а он, Даниил, не имеет к этому отношения. После этого события у Навуходоносора могла возникнуть мысль, что некоторое отклонение в воспитании и обучении Даниила, отличное от воспитания и обучения остальных учеников и мудрецов, дало ему особые способности и проницательность. Даниил хотел во что бы то ни стало разубедить царя в подобной мысли.

ТОЛКОВАНИЕ СНА (2:31-45)

Описание и толкование Даниилом царского сна составляют одно из самых интригующих пророчеств во всей Библии. Именно данный отрывок вместе с аналогичным видением в главе 7 вызывает такой пристальный интерес к этой книге. Что же Даниил поведал Навуходоносору?

«Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его — железные, ноги его — частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото. А камень, разбивший истукана, сделался великой горой и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем царю и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу. Ты — это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. А четвертое царство будет крепко как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечной глиной. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной. И в дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится; и Царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. И верен этот сон, и точно истолкование его!» (ст. 31-45).

Ученые пытались отнести этот образ (и соответственно толкуя его) к историческому периоду, завершающемуся эпохой Маккавеев, и ради этого придумывали различные толкования. Чтобы прийти к такому выводу, нужно притянуть за уши любое из имеющихся свидетельств, особенно в отношении второй части образа. Самое лучшее толкование данного образа сделано самим Даниилом и остальными Писаниями наряду с доступными нам сегодня историческими свидетельствами. Необходимо также иметь в виду, что толкование образа аналогично объяснению более позднего видения Даниила.

Даниил ясно сказал: “Ты — это золотая голова” (ст. 38). Отсюда очевидно, что голова истукана символизирует Вавилонскую империю. Тогда серебряные грудь и руки — это Мидо-персидская империя, основанная на руинах Вавилона (ок. 538 г. до н.э.) и просуществовавшая до своего поражения под натиском греков (ок. 331 г. до н.э.). Медные живот и бедра соответствуют Греческой империи, достигшей своего зенита при Александре Македонском. Железные ноги отображают разделение Греческой империи после смерти Александра. Помните, что видение, особенно с точки зрения Даниила и еврейского народа, затрагивало их историю. Следовательно, речь не может идти о попытках предвидеть или объяснить историю всего мира. Толкование Даниила относилось только к истории империй, напрямую влиявших на иудейский народ. Две (из четырех) части разделенной империи, оказавшие влияние на иудеев, — это династии Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия).

Птолемей основал новое Египетское царство около 312 г. до н.э. (Эта династия правила до 30 г. до н.э., когда цезарь Октавий завоевал Египет, сделав его римской колонией). В то же время Селевк основал Сирийское царство, просуществовавшее до 65 г. до н.э., когда его завоевал Помпей, преобразовав в римскую провинцию. Позже в пророчествах Даниила два царства, Египет и Сирия, играют очень важную роль. Железо символизирует силу и жесткость. Для иудейского народа некоторые из самых трудных периодов их истории были еще впереди; им предстояло испытать тяжелое египетское и сирийское пленение.

Четвертое царство было представлено во сне железными ногами и ступнями частью из глины. Четвертую эпоху характеризует некая слабость, смешанная с силой.

Последней частью видения был камень. Оторвавшийся от горы без содействия рук, камень символизировал нечто превышающее человеческие возможности. Сорвавшийся камень, похоже, олицетворяет духовное действие, а не физическое. Именно здесь находится истинный центр видения. Как христиане, мы не можем не вспомнить “краеугольный камень”, Иисуса (Еф. 2:20). Этому камню предстояло сокрушить все человеческие царства и стать царством, “которое вовеки не разрушится” (ст. 44) и не будет передано другому народу.

Иисус называет Свою церковь царством. Если рассмотреть историю церкви, начиная от времени Иисуса, и сравнить историю царств, представленных в видении истукана, мы увидим исполнение пророчества. От всех остальных царств, отображенных в истукане, уже давно ничего не осталось, кроме отдельных археологических находок. И только церковь продолжает существовать и расти. В Мф. 16 Иисус сказал, что даже смерть не одолеет Его царство (ст. 18).

Именно за эту часть пророчества и за это объяснение не могут терпеть некоторые критики как всю книгу Даниила в целом, так и данное толкование в частности. Однако любое другое толкование терпит неудачу как никогда не исполнившееся. Если попытаться предположить, что четвертая эпоха видения завершается в Маккавейский период, то обнаружится, что нет никакого следующего царства и никакого вечного царства. Всякий, кто отвергает, что камень, гора и вечное царство из видения означают Христа и Его церковь, обязаны представить толкование, которое бы лучше соответствовало критериям видения.

БОГА НУЖНО ВОСХВАЛЯТЬ (2:46-49)

На царя слова Даниила произвели должное впечатление.

«Тогда царь Навуходоносор пал на лицо свое и поклонился Даниилу и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу: “Истинно, Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты смог открыть эту тайну!” Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всей областью вавилонской и главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими. Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны вавилонской, а Даниил остался при дворе царя» (ст. 46-49).

Давайте вспомним, что имя, данное Даниилу пленившими его, было “Валтасар” что значит “тот, кому Вил [Вал] открывает тайны”. Навуходоносор пал на лицо и “поклонился” Даниилу, чем косвенно признал в этот момент Бога. Он восхвалил Бога, но он также восхвалил и Даниила. Даниил не несет ответственности за то, что царь поклонился ему; наоборот, в продолжение всего этого события он повторял, что его видение и толкование исходило от его Бога.

То, как царь возвысил Даниила, сделав его одним из своих советников и поставив над всей вавилонской областью, напоминает нам о фараоне и Иосифе в Быт. 41. Бог явно действовал в этой ситуации. Он поставил Даниила на большую высоту, чем Навуходоносор когда-либо мог это сделать. Даниил не забыл про своих друзей. Те, кто разделял его веру и молился вместе с ним, разделили также и его награду.

На протяжении всей книги Даниила отчетливо видна рука Божья. В этой главе Бог дал Навуходоносору царство (ст. 37), Бог дал царю пророческий сон (ст. 29), Бог через Даниила дал царю толкование сна, и Бог воздал Даниилу за его верность уже в этой жизни. Главная мысль всей книги Даниила заключается в том, что все в руке Божьей.

-2

В главе 2 Даниил объясняет один из самых главных снов, или видений, имеющихся в книге Даниила. Считается, что, поняв это видение, человек будет иметь основу для понимания остальных видений в книге. Однако мы намерены не только разобраться в данной главе, но и извлечь из этого видения особые уроки о Боге.

ПУТИ БОЖЬИ НЕИСПОВЕДИМЫ

Первый урок состоит в том, что Бог явил Свою волю через сон. Во времена Ветхого Завета Он действовал по-разному (Евр. 1:1). В нашем случае он открыл Свою истину в ночном видении.

“Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него” (ст. 1). В те дни люди верили, что их сны имеют пророческий смысл, и в этом случае так оно и было. Очевидно, царь подозревал, что данный конкретный его сон имел важное значение. Он хотел, чтобы кто-нибудь объяснил ему его сновидение. У него было много людей, которых он мог призвать на помощь.

“И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем” (ст. 2). В книге Даниила мы часто встречаем различные перечисления. Сейчас это тайноведцы, гадатели, чародеи и халдеи. Мы не знаем, какая между ними разница. Это просто всевозможные предсказатели и заклинатели. Люди верили, что астрологи приобретали мудрость, наблюдая за звездами. Считалось, что чародеи могут колдовать. Интересно упоминание здесь халдеев. Обычно так назывались люди, жившие в Вавилонии, однако представляется, что существовал и особый чин халдеев, что-то вроде астрологов. Все они были советниками Навуходоносора, которым надлежало толковать различные знамения. Это были мудрецы, или тайноведцы. Они подчинялись Навуходоносору.

Царь потребовал, чтобы они объяснили ему сон. В стихе 3 он говорит им: “Сон снился мне, и тревожится дух мой. Желаю знать этот сон”.

В стихе 4 написано: “И сказали халдеи царю по-арамейски...” Это может означать, что они говорили на арамейском языке. Некоторые ученые полагают, что это как бы дополнительное пояснение в скобках, означающее: “Халдеи обратились к царю, и остальная часть истории записана на арамейском”. Начиная с Дан. 2:4 и до конца главы 7, повествование идет на арамейском языке, а потом вновь переходит на еврейский. Отсюда, стих 4 может означать: “И они сказали на арамейском” или “И они сказали царю; а остальное идет на арамейском”. Неважно, что конкретно имеется здесь в виду. По своим Библиям мы, естественно, не можем определить разницу. Однако если бы мы читали Библию на еврейском, то в стихе 4 язык внезапно поменялся бы на арамейский.

Халдеи сказали: “Царь! Вовеки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его” (ст. 4). Эта ситуация отчасти юмористична. Царь велел своим мудрецам объяснить свой сон, а затем сказал: “Есть небольшая проблемка. Я забыл, о чем был сон”. Но это препятствие не остановило царя. Он заявил: “Если вы не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины” (ст. 5).

Конечно же, они не могли объяснить ему этот сон. Если бы царь рассказал им его, они смогли бы найти в нем какой-нибудь смысл. Они могли бы сказать, что вскорости произойдет то-то и то-то. Однако царь требовал от них сначала рассказать, какой ему приснился сон. Эти мошенники могли притвориться, что понимают смысл сна, и дать такое общее толкование, что выглядели бы при этом вполне прилично, но они не могли подменить настоящий сон вымышленным. Хоть царь и забыл, что видел во сне, он мог распознать ложь, если бы его советники придумали сновидение.

Царь лютовал. Свое требование он сформулировал таким образом, что его мудрецы не посмели солгать ему. Он сказал, что если они не расскажут ему и сон и его значение, то “в куски будут изрублены”, а их дома “обратятся в развалины” (ст. 5). С другой стороны, царь пообещал великую награду всякому, кто сможет и рассказать и объяснить этот сон.

«Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть. Итак, расскажите мне сон и значение его”. Они вторично отвечали и сказали: “Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение”. Отвечал царь и сказал: “Верно знаю, что вы хотите выиграть время...» (ст. 6-8).

Он обвинил их в промедлении. Далее мы читаем:

«...так как понимаете, что я сдержу свое слово. Вы знаете, что будете наказаны, если не расскажете мне мой сон. Вы все сговорились обмануть меня и надеетесь выиграть время, думая, что я забуду то, что хочу сделать. А теперь, расскажите мне сон. Если вы сможете рассказать мой сон, тогда я буду знать, что вы можете объяснить мне и его значение!» (ст. 9; Современный Перевод).

«Халдеи отвечали царю и сказали: ”Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и халдея”» (ст. 10). Отметьте, что слово “халдей” здесь, по-видимому, означает группу астрологов.

Советники попытались убедить царя в том, что его требование чересчур сложно. Они сказали: “Никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью” (ст. 11). В нашей Библии слово “боги” написано с маленькой буквы и стоит во множественном числе. Еврейское слово со значением “Бог” имеет форму множественного числа: Элохим. Вероятно, это “множественное число величия”. У евреев множественная форма слов часто использовалась, чтобы показать большое уважение. Однако в данном стихе слово элохим, по всей очевидности, означает любых богов. Они говорили не о нашем небесном Отце; они просто хотели сказать, что человеку невозможно сделать то, о чем просит царь. “Это под силу только богам”. Они думали, что это может сделать Вил, Мардук или кто-либо еще из их идолов — некие боги, “которых обитание не с плотью” (ст. 11). Иными словами, они говорили Навуходоносору: “Ты требуешь невозможного!”

Не такого ответа ждал царь. Он “рассвирепел... и сильно разгневался на это и приказал истребить всех мудрецов вавилонских” (ст. 12). Он издал повеление убить всех мудрецов (ст. 13). Под категорию “мудрецов” подпадали четыре молодых иудея, находившихся в то время в Вавилоне: Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго. Таким образом, по царскому указу их должны были казнить вместе с остальными мудрецами.

«Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов вавилонских, и спросил Ариоха, сильного при царе: “Почему такое грозное повеление от царя?” Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу» (ст. 14, 15).

Ариох был главным палачом этих людей. Даниил спросил примерно следующее: “В чем, собственно, дело? Из-за чего такой переполох?” После того как начальник телохранителей объяснил ситуацию, Даниил, по сути, сказал: “Дай мне немного времени, и мне кажется, я смогу помочь тебе. А пока отложи исполнение приговора!” (см. ст. 16).

БОГ ОТВЕЧАЕТ НА МОЛИТВУ

Второй урок о Боге состоит в том, что Он отвечает на молитву. Он внимательно следит за Своими. Обратите внимание, как Он ответил на молитву Даниила и его товарищей.

«Даниил пришел в дом свой и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога Небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами вавилонскими» (ст. 17, 18).

Даниил сказал: “Молитесь со мной. Давайте все помолимся о том, чтобы Бог даровал нам объяснение”. Они молили за свою жизнь. Они просили Бога дать им правильное толкование. Им нужно было знать сон и его значение.

Бог ответил на их молитву:

«И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога Небесного. И сказал Даниил: “Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным“» (ст. 19-21).

Когда мы узнаем, о чем был сон Навуходоносора и что он говорил о судьбе мировых империй, мы видим, как уместна фраза “Он... низлагает царей и поставляет царей” (ст. 21). Когда мы подойдем к концу книги Даниила, мы будем знать о многих свергнутых и пришедших к власти царях.

Даниил назвал Бога Тем, кто “открывает глубокое и сокровенное” (ст. 22). Он сказал: “Он... знает, что во мраке, и свет обитает с Ним” (ст. 22). Он выразил Богу благодарность за то, что Он даровал ему разгадку сна:

«Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя, — ибо Ты открыл нам дело царя» (ст. 23).

Бог открыл ему сон и его объяснение.

С этой информацией Даниил отправился к Ариоху, которому царь приказал убить всех вавилонских мудрецов. Он сказал: “Не убивай мудрецов вавилонских. Введи меня к царю, и я открою значение сна” (ст. 24). Этот Ариох назван начальником царских телохранителей и сильным при царе (ст. 14, 15). Мы ничего не знаем о нем за исключением того факта, что он был одним из высокопоставленных чиновником при дворце в Вавилоне.

Даниил сказал Ариоху: “Не убивай мудрецов вавилонских. Я знаю сон и его толкование”. Ариох в спешном порядке доставил Даниила к царю с радостной вестью: “Я нашел из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна” (ст. 25). Царь спросил Даниила, или Валтасара: “Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?” (ст. 26).

Обратите внимание, что Даниил не приписывает славу себе, но воздает ее Богу. Это очень важно. “Даниил отвечал царю и сказал: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели»” (ст. 27). Даниил перечислил всех разномастных предсказателей, прорицателей и колдунов, подчеркнув,что эти “мудрецы” были не в состоянии сделать то, о чем просил царь. Он, по сути, сказал: “Никто из этих людей не может выполнить то, о чем ты нас просишь. Это выходит за пределы человеческих возможностей”.

То, что Даниил сказал дальше, не могло не привлечь внимание царя: “Но есть на небесах Бог, открывающий тайны, и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни” (ст. 28). Даниил сказал: “Но есть на небесах Бог”. Эта фраза — не просто заявление о существовании Бога; Даниил говорил царю, что Бог может открыть ему то, что он желает знать.

БОГ ПРЕМУДР

Третья истина о Боге в этой главе такова, что Он премудр. Он знает все. Всей вавилонской мудрости оказалось не под силу напомнить царю его сон и уж тем более разгадать его. Однако Бог Даниила смог открыть Даниилу все об этом сне.

Даниил рассказал царю значение сна:

«Ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после этого, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна эта открыта не потому, что я мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего» (ст. 29, 30).

Даниил не преминул сказать царю: “Это не моя способность, а Господа, который все это совершил”.

Даниил описал царю сон об истукане с глиняными ногами:

«Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его — железные, ноги его — частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах» (ст. 31-35).

“Прах” здесь — это шелуха вокруг зерна. Ее удаляют способом, который называется “провеиванием”. Когда молотильщик подбрасывает зерно вверх, ветер сдувает с него шелуху. Нечто подобное произошло с железом, глиной, бронзой, серебром и золотом, когда камень из сна ударил в истукана. Даниил сказал, что “ветер унес их, и следа не осталось от них. А камень, разбивший истукана, сделался великой горой и наполнил всю землю” (ст. 35).

Что означал этот сон? Только Даниил с помощью Божьей силы мог объяснить его.

БОГ УПРАВЛЯЕТ БУДУЩИМ

Вот четвертый урок о Боге, который мы извлекаем из этой главы: Он управляет будущим. Он возвышает и повергает народы. Он видит будущее так же ясно, как мы видим настоящее. У нас даже есть поговорка: “Мы не знаем, что содержится в будущем, зато знаем, кто держит будущее в своих руках”.

Внимательно прочтите, как Даниил объясняет сон:

«Вот сон! Скажем царю и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу... Ты — это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. А четвертое царство будет крепко как железо» (ст. 36-43).

Все четыре части истукана (четыре царства) имеют важный смысл. Давайте исследуем их.

Золотая голова — Вавилон (ст. 36-38)

Первая часть истукана, золотая голова, символизирует Вавилон. Вавилонскую империю называют Нововавилонской, потому что Старовавилонская империя существовала около 1700 г. до н.э. Знаменитый царь древнего Вавилона Хаммурапи известен своим сводом законов. Прошли века, и произошло, если так можно выразиться, воскресение Вавилонской империи. Поэтому период около 600 г. до н.э. называется Нововавилонской империей. Время существования этой державы практически совпадает со временем правления Навуходоносора. Вскоре после его смерти империя распалась.

На сцене истории Вавилон появился около 606 г. до н.э. В 606 или 605 г. Вавилон разгромил объединенные силы Ассирии и Египта при Каркемише в северо-западной части реки Евфрат. Это сражение сделало Навуходоносора бесспорным правителем Ближнего Востока. После его смерти около 570 г. последовала вереница малых царей. В 539 г. империя пала. Таким образом, Вавилон просуществовал не более шестидесяти пяти лет. Самым великим царем Вавилона был Навуходоносор. В свое время он был царем всех земных царей, которому “Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу” (ст. 37), а также “всех сынов человеческих, где бы они ни жили; зверей земных и птиц небесных Он отдал в [его] руки и поставил [его] владыкой над всеми ими”. “Ты — это золотая голова!” — сказал Даниил (ст. 38).

Серебряные грудь и руки — Персия (ст. 39)

Далее следует серебряная часть истукана, которая со всей очевидностью символизирует Мидо-персидскую империю. Персия занимала более низкое положение.

В 539 г. до н.э. персидский царь Кир захватил Вавилон. Говорят, он направил реку Евфрат, которая текла под стенами города, в другое русло и взял город за одну ночь. Вавилонские воины охраняли стены, а персы вошли в город по сухому руслу реки за их спинами. Это был конец: Вавилон пал практически без боя. О направлении реки в другое русло рассказал историк Геродот. Было это на самом деле или нет, но город пал за одну ночь. Эта история описана в главе 5. Валтасар увидел начертанные на стене письмена, отчего у него подкосились ноги и задрожали колени. В ту же ночь Вавилон был захвачен Персией, которая теперь называется Ираном.

Вот так персидский царь Кир стал правителем вавилонян. Знаете, что он сказал им? “Я пришел освободить вас. Ваш бог рассердился на вас и послал меня, чтобы я освободил вас от тирании вавилонских царей”. Одним из самых грандиозных событий того времени традиционно было новогоднее шествие. Каждый год во время новогоднего празднества царь возглавлял парад богов по “улице Шествия” и провозглашал Мардука главным богом Вавилона. Люди верили, что наступающий год принесет им мир и процветание, если они пронесут Мардука по городу в этой процессии, еще раз провозгласив его богом.

В 539 г. после взятия Вавилона Кир первым делом заявил: “Ваш бог Мардук рассердился на вас, потому что вы не пронесли его во время новогоднего шествия”. Когда наступил новый год, Кир возглавил этот парад.

Кир — это еще и тот царь, который отпустил иудеев домой. Как только он пронес Мардука в новогоднем шествии, он сказал: “Все, кого увели из родных земель, возвращайтесь по домам. Стройте города и сажайте виноградники. Живите в своих домах. Возводите храмы вашим богам и молитесь за меня”.

Указ царя приведен в Езд. 1:1-4 и 2 Пар. 36:22, 23. Это повеление он издал сразу же после завоевания Вавилона.

Имя Кира дважды упоминается в Ис. 44:28 и 45:1. Бог сказал о нем в 44:28: “Пастырь Мой, он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «Ты будешь построен!» — и храму: «Ты будешь основан!»” В 45:1 Кир назван “помазанником” Господним. Этот человек родился около 600 г. до н.э., а Исайя жил примерно за сто лет до этого. Примечательно, что человек упоминается по имени в пророчестве, провозглашенном за сто лет до его рождения. Такое конкретное упоминание Кира заставило скептиков утверждать, что эта часть книги Исайи была дописана позже и другим человеком.

Персия была второй державой — той, откуда была Эсфирь. На смену Киру пришел Камбиз. О нем нам мало что известно. Некоторые полагают, что он был убит. Другие — что он напоролся на свой кинжал, соскакивая с лошади. Камбиз захватил Египет, но кроме этого он больше ничего не совершил.

С третьим великим правителем Персии мы уже знакомы: это Дарий Великий, самый известный персидский правитель. При нем в 516 г. до н.э. был восстановлен храм. Дария сменил Ксеркс, и мы думаем, что он и есть тот самый царь Артаксеркс, о котором говорится в книге Эсфирь. Этот царь был мужем Эсфири. Затем идет Артаксеркс, последний из великих царей. Кир, Камбиз, Дарий, Ксеркс и Артаксеркс — пять сильных царей Персии. После Артаксеркса наступил короткий период упадка царства. И вот мы подходим приблизительно к 330 г. до н.э., времени падения Персидской империи.

Медные живот и бедра — Греция (ст. 39)

Третье царство было медным (бронзовым; см. Современный Перевод), и ему надлежало править всей землей. Это царство — Греция. Персия была завоевана Грецией. Великим полководцем и правителем Греции, захватившим Персию, был Александр Македонский.

Около 330 г. до н.э. Александр Македонский со своей армией совершил бросок из Греции через Геллеспонт в Турцию. Оттуда его армия прошла на юг, захватив по пути Сирию и Тир, Палестину и Египет, а затем вернулась обратно и направилась к востоку — в земли, известные сегодня как Афганистан, Ирак и Иран. Дойдя до границ Индии, солдаты взбунтовались. Они заявили: “Дальше мы не пойдем”. Если бы они поддержали его честолюбивый замысел, то он продолжил бы свои завоевания вплоть до самого Китая.

Предание гласит, что, завоевав весь мир, он плакал оттого, что завоевывать больше нечего. Было это на самом деле или нет, мы не знаем; однако нам наверняка известно, что Александр Великий правил “всей землей”. Часто в Библии выражение “вся земля” означает известный на то время цивилизованный мир. А иногда оно просто означает Ближний Восток.

Железные ноги и глиняные ступни — Римская империя (ст. 40-43)

“А четвертое царство будет крепко как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать” (ст. 40). Четвертым царством был Рим. В пророчестве Рим предстает как нестабильная, разнородная, смешанная империя. Цезарь просто подчинил себе ряд небольших царств. Они сохраняли свою индивидуальность, хотя и были подданными Рима. Вот что означали железо и глина. Даниил продолжает свое объяснение:

«А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечной глиной. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиной» (ст. 41-43).

Такое описание едва ли может относиться к сильной, единой державе.

Некоторые ученые пытаются датировать книгу Даниила Маккавейским периодом, что отнесло бы эти события в межзаветное время, куда-то в промежуток между 140 и 120 г. до н.э. В толковании, основанном на такой точке зрения, было бы сказано, что четвертое царство — не Рим, а царство Селевкидов. После смерти Александра Македонского его царство было разделено между его четырьмя военачальниками. Один из них, Антигон, был позже свергнут Селевком. Огромное царство, включавшее Турцию, Сирию и все восточные области вплоть до Персии, называлось царством Селевкидов. Другой военачальник, Птолемей, был правителем Египта; некоторое время, примерно до 198 г. до н.э., он также правил Палестиной.

Около 198 г. до н.э. Селевкиды разгромили Птолемеев и захватили Палестину. Это были правители Антиох III и Антиох IV (Епифан). Последний жестоко гнал иудеев. Поскольку около 160-150 гг. до н.э. Маккавеи освободили народ от Селевкидов, некоторые интерпретируют сон Навуходоносора как видение об установлении Маккавейского царства. Они утверждают, что книга пророка Даниила выражала надежду на то, что Маккавеи свергнут Селевкидов и установят царство, которое будет стоять вечно. Если сон предсказывал Маккавейское царство, тогда его пророчество так до сих пор и не исполнилось. Однако существует другой взгляд на этот отрывок.

У БОГА ЕСТЬ СВОЕ ЦАРСТВО

Пятый урок о Боге заключается в том, что у Бога есть Свое царство. Как мы с вами увидим, это особое царство. Оно могущественнее всех прошлых и будущих земных царств.

В рассматриваемой главе можно выделить один самый важный стих — это стих 44. Даниил пишет:

«И в дни тех царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое вовеки не разрушится; и Царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно».

Здесь мы читаем об установлении еще одного царства; но какого? Не Маккавейского. Маккавеям так и не удалось установить “вечное” царство. Зато церковь идеально соответствует данному описанию. Еще раз посмотрим на детали: оно будет воздвигнуто Богом Небесным; оно вовеки не разрушится; оно не будет передано другому народу; оно будет стоять вечно.

Стих 45 говорит о “камне”, который “отторгнут был от горы не руками” и “раздробил железо, медь, глину, серебро и золото”. “Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. И верен этот сон, и точно истолкование его!” (ст. 45) — уверяет царя Даниил.

Этот стих указывает на время установления Божьего царства (около 30 г. н.э.). Это одно из самых сильных утверждений в Библии, указывающих на время установления церкви. Другое параллельное этому видение находится в Дан. 7.

Некоторые сегодня учат тому, что Божье царство еще не установлено. Они утверждают, что мы с вами живем в период, который символизировали пальцы ног истукана. В таком случае получается, что они символизируют более чем 1500-летний период времени, в то время как весь истукан символизирует только 600-летний период.

Все царства исчезнут, а это пребудет вечно. В стихе 44 говорится: “...и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно”. Никакой другой народ не завоюет церковь так, как Кир взял Вавилон или Александр — Персию; конца ему не будет.

Когда Даниил замолчал, “Навуходоносор пал на лицо свое и поклонился Даниилу” (ст. 46). Он признался: “Это мой сон”. Возможно, он узнал свой сон, как только услышал его, — не мне судить. Удовлетворенный разгадкой тайны, Навуходоносор воздал честь Даниилу и Богу (ст. 46-48). “Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны вавилонской, а Даниил остался при дворе царя” (ст. 49).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какая потрясающая глава! Она поведала нам о Боге. Мы увидели, что Он дал пророчество через сон, что Он отвечает на молитвы, что Он премудр, что Он управляет будущим и что у Него есть Свое царство.

Центральной истиной о Боге, которую нам нужно извлечь из этой главы, является то, что у Бога есть царство, и мы должны стремиться стать его поданными. Вне Его царства мы потеряны; в нем же мы спасены навеки.

Все, что нас окружает, мимолетно и преходяще. Постоянны в этом мире только наши души и вечное Божье царство. Божье царство могущественнее всех царств мира. Не упустите возможности стать его поданными. Из Нового Завета мы узнаем, что войти в царство и пребывать в нем можно, повиновавшись евангелию (Деян. 2:38-41) и живя для Царя.

Служить Богу и изучать Библию / Serve God and study the Bible (Google Мои карты)