Для того, чтобы понимать систему взаимоотношений Турция - Россия, следует обратиться к фигурам лидеров двух стран, к их персональным характеристикам которые оказывают не маловажное влияние на стиль двусторонних отношений, между Турцией и Россией. В этом году мы видели, как благодаря решительным действиям президента Турции обстановка в Сирии и в двусторонних отношениях между странами накалялась до опасного предела, но в то же время мы видели, как ситуация теряла остроту благодаря двухсторонним контактам лидеров Турции и России. Очевидно, что межличностный диалог в данной ситуации играет не последнюю роль. Давайте поговорим об общих чертах правления двух президентов. Оба президента принадлежат к одному поколению. Но они выросли в совершенно разных системах, которые на момент становления их личностей были глубоко враждебны друг, другу. Я совершенно не собираюсь пересказывать биографии двух лидеров, хочу лишь отметить, что формирование их личностей произошло под влиянием жёстких идеологических систем. Эрдоган вырос глубоко верующим мусульманином, а Владимир Путин воспитывался в среде пропитанной советской пропагандой. Советская система рухнула и вместе с ней рухнула её идеология. Ислам никуда не делся, более того он упрочил свои позиции в Турции, потому мы понимаем во, что верит Эрдоган. А вот во, что верит Путин не совсем понятно. Путин занимался дзю до. Возможно (это лишь догадка) на личность Путина наложила отпечаток восточная философия, ведь борьба дзю до, основана на философии Дзен буддизма.
Не этим ли диктуется "мягкий" стиль Путина, позволяющий использовать импульсивность Эрдогана в свою пользу? Другой момент, Путин выходец из разведки. На его дзюдоистский стиль, как нельзя лучше наложился стиль ведения тайных операций. Именно поэтому российское общество и его международные партнёры никогда е знают, каков будет его последующий шаг. И не потому л стиль Путина так близок Китаю? Некое сплетение, посткоммунистической идеологии с дальневосточной хитростью и стилями восточных единоборств? Эрдоган же является полной противоположностью Путину. Он продукт собственных религиозных убеждений, он продукт политической борьбы, открытой и беспощадной. Настолько беспощадной,что Эрдогану пришлось слететь с политического Олимпа и оказаться в тюрьме, за свои религиозные убеждения. Как бы вы не относились к его религиозным воззрениям, как бы вы не относились к его личности, факт его стойкости, религиозной убеждённости граничащей с фанатизмом вызывает уважение.
Интересное сходство политической судьбы, Эрдогана и Путина. Оба начинали при поддержке либерально - масонской верхушки. Пускай вас не пугает слово "масоны" это отнюдь не конспирология, об этом мы поговорим позже. Человеком который привёл Эрдогана во власть был известный турецкий проповедник Фетхуллах Гюлен. Уже на момент возвышения Эрдогана, как лидера Гюлен стоял во главе самой разветвлённой сети своих сторонников которые проникли в армию, гос.аппарат, суды, СМИ и во все важные структуры общества. Возвышение Путина также началось с фигуры его патрона Собчака, который являлся частью нео - либерального ордена, совершившего компрадорскую революцию в России (в интересах транснациональных корпораций). Со временем, Эрдоган избавился от Гюлена и от его идеологии "экуменического ислама" и стал авторитарным лидером, программа которого базируется на ясных и понятных ценностях традиционного ислама, который можно назвать "государственный ислам", т.е. того самого, что был в Османской империи. Эрдоган не скрывает своих нео - османских пристрастий и почитает память султана Абдул Гамида. Даже если допустить некую ангажированность Эрдогана, то ему нельзя отказать в харизме самостоятельного лидера ведущего страну ясным и понятным путём. Правильный этот путь или не правильный покажет история. Но то, что он ясный и понятный никто отрицать не будет. Путин в свою очередь так и не стал авторитарным правителем. Прочность его положения обусловлена соглашением элит, на относительно мирное существование, а роль Путина в этом процессе сведена к роли арбитра. И в этом кроется основная проблема российско - турецкий отношений.