Сегодня в рубрике #эскизмы делимся рассказом художника Владимира Чернышева о своей графике.
Во время работы с изображением, будь то графика или эскизы, я часто прибегаю к методу, который заключается в переносе рисунка при помощи копировальной бумаги и металлического стержня. Сегодня я расскажу откуда взялась эта техника и почему я ей пользуюсь.
Впервые я прибегнул к копировальной бумаге в 2013 году, когда работал над короткометражным фильмом "История о рыбаке". Тогда я интересовался разными способами производства анимационных фильмов, механизмами, позволяющими работать со слоями и наложениями в сочетании с изменяющимся источником света. С другой стороны, я хотел сделать работу об исчезновении или пограничный язык, который реализуется за счет едва считываемых культурных кодов. Меня не интересовал сложный сюжет, поэтому я выбрал простую историю о исчезновение рыбака на реке. Все внимание должно было быть сконцентрировано на знаковом ландшафте, а также на плоскостях, линиях и их отношениях. Поэтому я решил сделать один длинный рисунок на свитке длинной около 12 метров, который можно было аккуратно сворачивать при помощи роликов, чтобы изображение менялось в кадре. Это не покадровая съемка, а видео двигающегося рисунка, где речной ландшафт является не просто фоном, а полноправным участником фильма наравне с рыбаком и силуэтом рыбы.
Решение использовать копировальную бумагу изначально было строго техническим. Я понимал, что мне нужен темный фон и светлая линия для изображения ночного ландшафта. Сначала я задумался об использовании темной бумаги, но потом вспомнил о копировальной бумаге, на которой изображение можно увидеть на просвет. Процарапывая рисунок на копирке, я подкладывал под неё бумагу, на которой оставались следы. Бумага использовалась многократно, таким образом на листах наслаивалось друг на друга несколько разных рисунков. На листах были заметны ошибки и мельчайшие следы надавливания на копирку: полутона от ладоней или «осыпь» самого красящего слоя. Важным оказалось то, что результатом работы с копировальной бумагой является след изображения, нечто вторичное, лежащее под темным слоем. Этот след делает ошибку легитимной, приравнивая ее к желаемому результату. Получается своеобразная ручная печать, метод работающий на стороне вторичного, едва считаемого знакового поля.
Эскизы к фильму впервые были показаны на совместной с Артемом Филатовым выставке "Tabula" в галерее Artwin в 2015 году в Москве. В 2017 фильм был показан в Берлине в рамках программы "Система координат" (куратор Игорь Поносов) в культурном центре CLB, а также на выставке "Свежий слой" в "Арсенале" (куратор Анна Нистратова) вместе с инсталляцией "Лодка" и самими эскизами на бумаге, которые дальше поехали в музей "PERMM" в Перми. Часть графики уже попала в частные коллекции, часть доступна в галерее Artwin, а часть остается у меня на руках и сегодня, в мастерской "Тихая". Один из эскизов сейчас представлен в нашей подборке работ, и его можно приобрести на особых условиях.
Читайте новые материалы от мастерской «Тихая» в нашем Telegram канале — https://tele.gg/Silenceworkshop, а так же нашу другую рубрику #краткиеистории