Найти тему
fanzon

Фэнтезийные наставники, у которых многому можно научиться

Оглавление

Фигура наставника для главных героев фэнтези всегда была знаковой. Само существование персонажа-ментора восходит к архетипам из мифов. Загадочные, мудрые и харизматичные, немного ворчливые или саркастичные, они легко завоевывают сердца читателей. Гэндальф, Дамблдор и другие… Причем многие талантливые авторы доказали, что изобразить наставников можно очень по-разному, обыграв тему мудрости, чтобы получить неожиданный образ. Понятное дело, что и процесс обучения в таких случаях может становиться довольно необычным.

Является их роль важной, второстепенной или почти эпизодической — мы всё равно вспоминаем их с… сильными чувствами. Представляем вам трех ярких и оригинальных фэнтезийных учителей, с которыми стоит познакомиться каждому поклоннику жанра.

Цзян («Опиумная война»)

-2

Эксцентричный преподаватель загадочного предмета «Наследие» в военной академии Синегарда притягивает к себе внимание сразу, как только появляется в сюжете. Для главной героини Рин, имеющей на начало книги мало друзей и союзников, он становится важной точкой опоры, несмотря на всю его хаотичность. Диалоги с участием Цзяня захватывают, потому что трудно угадать, что он скажет дальше, а подчас они становятся бесконечно далеки от канонов «вопрос-ответ». Учиться у Цзяна — это искать обходной путь, соединяющий «слышать» и «понимать». Но его участие стоит того: он невероятно значимый союзник.

Сочетание яркого характера, загадочной предыстории и очень человечного раскрытия персонажа делают Цзяна настоящим украшением книги. Хотя сначала его появления кажутся исключительно комичными (что в общей жесткой атмосфере Синегарда тоже по-своему приятно), он оказывается гораздо глубже, чем можно подумать. И его забота о Рин подкупающе-искренняя, проявляется в настоящих, серьезных поступках. Их отношения — со взлетами и падениями — похожи на замысловатый танец. Надеемся, мы еще встретимся с Цзянем в следующих книгах серии. К счастью, «Республика Дракон» выходит уже скоро.

Байяз («Первый закон»)

-3

В кровавой и жестокой вселенной Земного круга трудно найти бескорыстного наставника. Зато здесь есть Байяз, первый из магов и манипуляторов. К нему невозможно не проникнуться… сильными эмоциями. Каждый со своими, но остаться равнодушным к такому колоритному персонажу тяжело. Он приходит к персонажам со своими целями и почти божественным самомнением (что оправдано) и приводит происходящее в движение, двигает фигурки по полю и говорит, как надо. И, надо сказать, что это «как надо» в большинстве случаев действительно оказывается лучшим вариантом, потому что вокруг Байяза, как водится, одни идиоты.

Роль Байяза, как большинства персонажей Аберкромби, нельзя назвать однозначно отрицательной или положительной. В целом он просто… уже не очень похож на человека. После всех прожитых лет, он мыслит иными категориями. Но он, несомненно, круто изменил жизнь главных героев, с легкостью направляя ее в весьма неожиданное порой русло. Став для них наставником и покровителем, Байяз двигает вперед сюжет, и за этим остается только следить, затаив дыхание.

Кстати, этим летом мы издаем «Кровь и железо» в новом, альтернативном оформлении.

СМЕРТЬ («Мор, ученик Смерти»)

-4

Трудно представить наставника более экстравагантного, чем сам Смерть. Тем более — Смерть из романов Терри Пратчетта, где образ Мрачного Жнеца переосмыслен в ироничную, умную и глубокую сущность. У Смерти уже есть дом, приемная дочь и привязанность к кошкам, а однажды появляется и ученик. А вслед за учеником — впервые за последнюю вечность возможность взять выходной. Но история не только об этом. В конечном итоге Смерть становится не только наставником, ему и самому удастся узнать нечто новое, расширить границы своего понимания людей. К этому он и стремился, устраивая себе выходной, но ответ ждал его на работе — вместе с учеником, Мором.

Ранние книги Пратчетта — сокровищница юмора, причем очень доброго. Мору предстоит головокружительный рост (пускай и не карьерный) для персонажа, чья характеристика на начало книги выглядит примерно как «ничего особенного». Он представляет для читателей идеальную платформу, чтобы взглянуть на нечто настолько вечное, как вопросы жизни и смерти, судьбы и выбора. А Смерть выступает наставником для него почти настолько же, насколько становится наставником для всех нас. И это очень утешающее покровительство.

***

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

***

Если вам понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал! В комментариях вы также можете предлагать темы, под которые мы можем подготовить следующие материалы.