Милена Завойчинская пишет романтическое фэнтези и волшебные академки, которые уводят в сказочные миры. У автора издано более 20 книг в Эксмо, Альфа-книге и АСТ.
Милена, по специальности ты экономист-маркетолог. Как ты начала писать книги?
Сидя в декретном отпуске со вторым ребенком. На тот момент я уже перестала работать бухгалтером на фрилансе. Оставались только дети. А человеку, который всю жизнь много работал и учился, тяжело вдруг перестать пользоваться мозгами. Так что, как только малышу исполнилось полгода, я поняла, что мне отчаянно скучно и срочно нужно найти себе какое-то хобби. И я стала потихоньку графоманить на самиздате.
Никто ведь тогда не предполагал, что у меня получится, а хобби превратится в профессию.
Твоя первая книга «Тринадцатая невеста» вышла в 2013 году в «Альфа-книге». Легко было ее издать? Ты сразу отправила роман в издательство или сначала выкладывала в сети?
Это был второй мой роман, но первый изданный. Писала и выкладывала онлайн на самиздате. Популярность истории заметило издательство и предложило ее издать, когда допишу. Никаких усилий мне прикладывать с изданием этого романа не пришлось. Следом был подписан договор и на мой первый написанный роман - «Алета».
Чем тебе интересен жанр ромфанта?
Не ромфанта как такового. Я просто очень люблю фэнтези, сказки, волшебство и приключения. Поэтому в каком жанре писать, у меня вопрос даже не стоял.
В цикле «Струны волшебства», помимо привычных в фэнтези драконов, эльфов, гномов, есть уникальная раса – сидхе. Они способны влиять на людей с помощью искусства. А в профессии писателя есть что-то от сидхе?
Думаю, да. И не только у писателей. У любых людей творчества. Художники, музыканты, скульпторы, танцоры, поэты, певцы и т.п. — все творцы. Любой, кто создает нечто прекрасное, объект искусства и культуры — неважно, осязаемый или неосязаемый — влияет на людей, их состояние, мышление, настроение.
Что для тебя самое интересное в работе писателя?
Придумывать различные курьезные ситуации для героев. Заставлять их становиться живыми, барахтаться там, куда они попали по моей воле, и раскручивать их историю.
А самое сложное?
Завершать историю, чтобы никого не забыть, наказать плохих, сделать счастливыми хороших, не забыть распутать все хвостики.
Ты пишешь книги по плану или без?
Без. Не получается у меня по плану. Во-первых, мне скучно. Если я уже все придумала и только осталось написать — это неинтересно. Чувствуешь себя не творцом, а обычным писцом, который записывает историю.
Во-вторых, часто герои оживают и начинают возникать ситуации, которые я не планировала. И весь продуманный наперед план становится неактуальным, сюжет уезжает в сторону. Так что я пишу по принципу «куда кривая выведет».
Ты родилась в Праге. Сказочный город наложил отпечаток на творчество? Когда я читала «Струны волшебства», представляла перед глазами улочки Праги.
Я там только родилась, не жила. А посетила уже как турист, будучи взрослой. Удивительный и прекрасный город, но на мое творчество никак не повлиял.
Сейчас в «Эксмо» выходит переиздание самого популярного твоего цикла «Высшая Школа Библиотекарей». В серии 5 книг. Тебе как автору интереснее писать длинные циклы, чем однотомники?
Циклы писать легче, потому что можно неспешно излагать события, есть простор для фантазии. Но длинные — надоедают, устаешь от мира и героев.
Герои «Высшей Школы Библиотекарей» путешествуют по другим мирам с помощью книг. А ты сама любишь читать? Наше интервью выходит накануне Библионочи, когда многие книжные магазины устраивают распродажи. Планируешь прикупить что-то для себя?
Я запойный книгоманьяк. Читаю очень много, любую свободную минуту. И если мне предоставить выбор: кино, сериал или книга, выберу книгу.
Покупать ничего не планирую, так как прочитано еще не все из того, что у меня уже имеется.
Есть ли дружба в ромфанте? На презентации авторов ромфанта в «Читай-городе» 14 февраля мнения писательниц на этот счет разделились.
Не знаю насчет близкой дружбы. Всё же мы взрослые люди, у которых свои давно сложившиеся круги общения. Скорее у нас отношения как у коллег. С кем-то более дружественные, с кем-то менее. И, как в любом коллективе, есть определенное соперничество.
Далее уже по обстоятельствам. Люди разные, и отношения между ними складываются разные. От того, что мы писатели, мы не перестаем быть людьми со своими характерами.
С какой книги советуешь начать знакомство новым читателям?
Сложно сказать. Они все разные, надо смотреть аннотацию и соотнести с состоянием души: камерности хочется или приключений, юмора или драмы. Мои истории разные, и лучше бы «попасть в настроение», чтобы оно резонировало с книгой.
В какой из своих книг ты бы хотела оказаться?
В Межреальности из цикла «Высшая Школа Библиотекарей» или в мире Темной и Светлой империй из цикла «Иржина». И там, и там техномагия. Т.е. много волшебства, но и бытовые условия и цивилизация весьма развиты. Средневековый быт меня не привлекает ни в каком виде.
Почти месяц продолжается карантин. Удается ли тебе писать книги, когда все дома?
Это трудно. У меня два школьника. И если раньше я писала, пока они были в школе, то теперь я в это время должна организовывать им учебный процесс и тратить огромное количество времени, сил и нервов на то, чтобы дети занимались и делали всё в срок и так, как надо.
Плюс ограниченное пространство, в котором мы все заперты. Дети устали сидеть в квартире. Взрослые очумели от того, в каких условиях приходится сейчас работать. И, конечно же, я мама и должна еще организовывать быт. Мне тяжело так же, как и сотням тысяч других людей, оказавшихся запертыми на период социальной изоляции.
Каких новинок от Милены Завойчинской ждать читателям в ближайшее время?
В электронном виде - веселую юмористическую дилогию про Эрику ди Элдре, ее начальника и жениха Риккардо ди Кассано и его сына, полуэльфа Лексинталя. Первый том называется «Невест так много, он один».
С бумажными изданиями и переизданиями всё пока сложно. Из-за карантина всё сдвинулось на неопределенный срок, когда что появится в печати, никто не знает.