Найти в Дзене
Бесполезные ископаемые

Гробовщик из поднебесья

Каким бы ни было качество записи и где бы не находился источник звука - голос Орбисона парит между небом и землей, увлекая за собою бескрылых слушателей разных поколений.

Спуск с небес происходит безболезненно, но вскоре эйфория уступает место тоскливому чувству утраты.

Творческая жизнь Орбисона-музыканта представляет череду открытий и триумфов. Личная жизнь человека ужасает количеством потерь и неудач.

Трауром и похоронной косметикой веяло от его облика - густые черные волосы (возможно парик), старомодные черные очки. Только голос твердил о неземном постоянстве канонов гармонии и красоты.

Ни один пионер рок-н-ролла не был так близок к оперному бельканто, как этот техасец, стилизованный под распорядителя похорон.

Двое старших сыновей погибли в огне. Любимую жену Клодетт угробила страсть к мотоциклам. О чем бы ни пел артист, в глубине звукового ландшафта пульсирует эхо трагических событий.

-2

Тяжело думать о том, что обладатель такого голоса был заядлым курильщиком. Но еще страшнее выглядит мирок, для которого Орбисон не более чем первый исполнитель Ooby Dooby и автор одиозной Pretty Woman - у каждого гения имеется своя песня-проклятье. Просто две эти вещи, пожалуй, единственное, что по силам исполнить кому-то другому, не рискуя опозориться.

Орбисона пели многие, в том числе и весьма талантливые люди, но в чужом исполнении его песни теряли крупицу священнодействия, превращаясь в просто приятную лирику.

Маккартни говорил об изначальной идее записать Please Please Me в замедленном темпе, так, чтобы "орбисонизм" предпоследней фразы выделялся во всей красе. Но тогда бы песня не смогла стать самостоятельным заявлением Битлз.

-3

Линда Ронстедт грациозно напомнила про Blue Bayou, но это была стопроцентно чужая вещь в стопроцентно её исполнении, как до того You're No Good и шедевр Бадди Холли It's So Easy.

-4

Том Джонс, как всегда, блистательно распорядился in Dreams, но это так же были сугубо его "дримс".

А теперь немного одесского юмора для снижения пафоса. Ведь юность маэстро прошла в городе Odessa, штат Техас.

Хохма в том, что Орбисона должен петь только Орбисон. Остальные могут, но не должны. По крайней мере - в девяти из десяти случаев. Или должны, но не смогут.

Прикасаться к нему опасно - ткнешь не туда, и заиграет явное не то - как сигнализация в гастрономе. Вины художника в этом нет - его задача раскрыть свое дарование со всех сторон, сверху донизу. Извращают и фальсифицируют потребители.

Подлинный Орбисон заторможен и величав, как грандиозный мираж на фоне еще более грандиозных гор. Таинство требует оцепенения, за которым следует не порыв, но абсолютный покой монумента, заастывшего в совершенстве.

Когда-то знакомство с его песнями (помимо ширпотреба) было немыслимо без многолетних поисков. Потом стало проще - сокровища как на ладони. Словно "золото Макенны", воспетое Ободзинским в близкой Орбисону манере.

Но процесс осмысления не терпит суеты. Иначе всё, как в том кино, закончится катастрофой. Впрочем, всё и так закончится только ею.

Не нами сказано: "подобно картине,где черная краска занимает должное место, Вселенная прекрасна, несмотря на присутствие грешников, хотя, взятые сами по себе, их пороки отвратительны".

Голоса праведников и мучеников искусства, подобных Рою Орбисону делают её - Вселеннуюю прекрасной, какой бы она ни была на самом деле.

Roy Kelton Orbison (April 23, 1936 – December 6, 1988)

-5

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

Далее:

*Певец и гитарист с большой буквы
* Джонни из двадцатого века
* Значение Эдди Кокрана