До сих пор военные эксперты множества стран мира спорят о перспективах использования компоновки булл-пап в стрелковом оружии. Из-за весомого интереса к булл-папам Франции, Австрии и даже России, не говоря уже о стране-разработчике – Великобритании, стоит присмотреться к главным его отличиям от традиционного оружия и возможным сферам эффективного применения.
Начнем с того, что под компоновкой булл-пап принято понимать стрелковое оружие, в котором магазин, казенная часть ствола и ударно-спусковой механизм находятся позади рукоятки управления огнем. Как результат, такое оружие по своим габаритам на 20-25 сантиметров короче традиционных аналогов и выглядит довольно футуристично.
Оружие компоновки булл-пап появилось на вооружении современных армий в 1970-х, однако первыми образцами можно считать английский кавалерийский карабин 1901 года, где магазин с патронами размещался в шейке приклада, а затвор при перезарядке двигался выше его гребня. Был и отечественный экспериментальный автомат Прилуцкого 1944 года под калибр 7,62х39 миллиметров, и английская винтовка ЕМ-2 1951 года, серийно не выпускавшаяся из-за высокой сложности модернизации под патрон 7,62х51, принятый под давлением США.
Двумя странами, где булл-папы действительно получили огромное распространение, стали Австрия и Франция. Они, полностью переняв концепт, создали известные штурмовые винтовки Steyr AUG и FAMAS F1. Оба автомата с большим успехом прошли испытания и были приняты на вооружение в 1977 году.
Австрийский AUG получил одобрение военных благодаря инновационной модульной конструкции – винтовка за несколько секунд разбирается на пять основных блоков: пластиковый корпус с пистолетной рукояткой, блок УСМ, затворная рама и ствольная коробка с быстросъемным стволом. Кроме того, в дальнейшем это позволяло достаточно легко превратить винтовку в пистолет-пулемёт, путин замены ряда модулей. Все это позволило Steyr AUG получить широкую популярность и быть принятым на вооружение армии в ряде стран. При этом у AUG остается ряд серьезных технических проблем, вроде затрудненной перезарядки в положении лежа из-за расположения магазина, высокого расположения прицельных приспособлений, заставляющие стрелка выше подниматься из укрытия.
По сути, австрийцы единственные, кто до сих пор держат марку своего изобретения. Французский FAMAS с полусвободным затвором считается не очень удачным, а сама винтовка, как выяснилось в дальнейшем, недостаточно надежная и привередливая в отношении боеприпасов. После выпуска порядка 400 тысяч экземпляров FAMAS стало видно, что потенциал автомата является низким, а само оружие – малопопулярным, что привело к замене FAMAS на оружие с традиционной компоновкой.
Эту же судьбу разделила британская штурмовая винтовка в компоновке булл-пап L85. У английского автомата почти сразу появились проблемы: неточная подача патронов, низкая надежность и ресурс отдельных узлов.
В СССР за 40 лет было выпущено около десятка образцов автоматов подобной компоновки. На их фоне стоит выделить автомат ТКБ-022, разработанный Г.А. Коробовым в 1960-х годах. Он сочетал в себе корпус из пластмассы с металлическими вставками, выброс стреляных гильз вперед через специальную трубку, затвор, перемещающийся в вертикальной плоскости с чрезмерно смещенным назад балансом и магазин с патронами в самом конце ствольной коробки. Но результат советских военных не впечатлил. Тогда был разработан трехствольный автомат залпового огня со смещенным импульсом отдачи ТКБ-059. Огонь из ТКБ-059 велся либо очередями, либо залпами по три выстрела, что также не принесло успеха. Одним из последних российских экспериментов, стал разработанный в конце 1990-х годов автоматно-гранатометный комплекс ОЦ-14 «Гроза». «Гроза» проходила войсковые испытания во время Первой чеченской кампании в 1995-1996 годов и к сожалению также не получила дальнейшего распространения. Главным ее применением должны были стать бои на коротких дистанциях и внутри помещений. Однако дистанция стрельбы при использовании патрона 7,62 возрастала до 600-800 метров, была избыточной и повышала риск рикошетов в замкнутых пространствах. К тому же под патрон 9×39 мм было начато производство тульского малогабаритного автомата 9А-91, превосходившего «Грозу» по кучности стрельбы.
Резюмируя опыт множества стран в применении оружия с компоновкой булл-пап, можно заметить, что в большинстве случаев он не слишком удачен. По сути, основное достоинство булл-папа – это его компактность, позволяющая иметь полноценный автомат с размерами пистолета-пулемета. Также при использовании компоновки булл-пап снижается увод и подброс ствола в сторону, что положительно сказывается на точности стрельбы при ведении автоматического огня. Но на этом все плюсы заканчиваются и начинаются недостатки. Его основной проблемой является выброс гильз непосредственно у лица стрелка (если человек левша, то гильзы попадают ему прямо в лицо), что мешает вести стрельбу. Далее – неудобство расположения рукояти и магазина, вызывающее трудности при перезарядке автомата, особенно в положении лежа, а также уменьшенная емкость магазина и выброс газов в лицо стрелку. Более того, короткая прицельная линия затрудняет прицеливание, а большая крутизна траектории полёта пули калибра 9 мм затрудняет выбор точки прицеливания, особенно при стрельбе на большую дальность.
Как показывают время и практика, булл-пап все же имеет достаточно специфичное применение. Большая популярность обусловлена не только успехом Steyr AUG, но и внешним видом ряда образцов. Не стоит забывать, что существует большой рынок гражданского оружия, где покупателям просто не важен ряд недостатков, неизбежно всплывающий во время реальных боевых действий. Во время стрельбы по «бутылкам» не нужно думать про то, насколько большую цель ты из себя представляешь, сколько времени занимает перезарядка, сколько неудобства может доставить продолжительное использование такого оружия. А зачастую оружие просто выбирается из эстетических соображений или будучи популярным в кино или видеоиграх. Однако это тоже влияет на то, насколько коммерчески выгодно производить ту или иную модель. Причем, использование даже в боевых действиях у булл-папа было ограничено очень локальными конфликтами или контртеррористическими» операциями.
Стоит заметить, «обулпапить» множество раз пытались и автомат Калашникова. Коммерческие компании и конструкторские бюро создавали булл-пап комплекты для армейских и гражданских версий АК с креплением на крышке ствольной коробки специального затыльника, установку на ней подкладки под щеку, модернизацию УСМ и прицельных приспособлений. Свое применение эти комплектации находили, там, где и должны были – в руках спецслужб, для борьбы с терроризмом и боев в городских помещениях. Однако вооружать всю армию таким оружием – как минимум нецелесообразно, ведь стоит понимать, что общевойсковое оружие должно быть универсальным и далеко не все бои будут вестись в городах. Пока ты воюешь с противником, имеющим устаревшее вооружение, зачастую находящееся в плохом техническом состоянии – проблему можно не замечать. Но в случае серьезного конфликта перевооружать армию будет уже некогда.
На примере России многим странам стоит поучиться, как правильно комбинировать разные типы вооружения для достижения наивысших результатов, а не рисковать, делая ставку исключительно на что-то одно.