Книга пророка Даниила требует внимательного изучения. Акцент этой книги на необычные видения и образы зачастую вызывает к жизни причудливые ее истолкования. Порой эти интерпретации весьма запутаны и сложны, что и понятно, учитывая природу видений. Однако Даниил сам объясняет нам некоторые свои видения.
Давайте приступим к нашему изучению, рассмотрев для начала контекст, в котором была написана книга.
ВРЕМЯ
Впервые Даниил появляется на сцене в начале так называемого “вавилонского пленения” Иудеи, когда иудейский народ был насильно уведен в Вавилон. Иосия, последний из “хороших” царей, был убит египтянами при Мегиддо в 609 г. до н.э. Его преемником стал его сын Иоахаз (4 Цар. 23:30), который правил три месяца и затем был свергнут египетским фараоном Нехао (4 Цар. 23:33). Фараон заменил Иоахаза его братом Иоакимом (609-598 гг. до н.э.). Иоаким служил Нехао до 605 г. до н.э., когда Навуходоносор разгромил объединенное египетско-ассирийское войско в битве при Каркемише (библ. Кархемис). После этой победы Навуходоносор осадил Иерусалим и, в конечном итоге, захватил город. Осада началась в третий год правления Иоакима (Дан. 1:1). В тот год Даниила и многих других юношей забрали в Вавилон для обучения.
После смерти Иоакима (598 г. до н.э.) престол занял его сын Иоакин (также известный как Иехония или Кония). Он правил три месяца (4 Цар. 24:8) и был свергнут Навуходоносором. Иоакин был уведен в плен в Вавилон (4 Цар. 24:12) вместе с десятью тысячами знатных граждан Иерусалима. После свержения Иоакина его сменил Седекия (597-586 гг. до н.э.). В 590/589 г. до н.э. Седекия поднял восстание против Навуходоносора. Навуходоносор снова осадил Иерусалим. Осада продолжалась почти два года и закончилась разрушением города в 586 г. до н.э. Таким образом, начало книги Даниила совпадает с последними годами существования Южного царства.
Некоторые современные ученые пытаются отнести писания Даниила к гораздо более позднему историческому периоду относительно описываемых в книге событий. Однако иудейский историк Иосиф Флавий утверждает, что канон был “закрыт” к концу правления царя Артаксеркса Лонгимана (длиннорукого) (464-424 гг. до н.э.). Если Иосиф прав, тогда книга Даниила была включена в иудейские писания еще до падения Персидской империи.
МЕСТО
Древняя столица Вавилонского царства располагалась примерно в пятидесяти пяти милях (ок. 77 км) к югу от современного Багдада (современный Ирак). Этот великий город начал строить еще Хаммурапи, представитель шестой династии (правил с 1792 по 1750 гг. до н.э.). Он завоевал соседние города и образовал в южной Месопотамии царство. С IX по VII века до н.э. Вавилон находился в вассальной зависимости от Ассирии.
В 689 г. до н.э. ассирийский царь Синаххериб (библ. Сеннахирим) (704-681 до н.э.) распорядился разрушить Вавилон, но его преемник Асархаддон отменил этот приказ и велел отстроить город.
В 626 г. до н.э. Набопаласар организовал успешное восстание против Ассирии, а его сын Навуходоносор II сделал Вавилон великим городом.
Преемник Навуходоносора Набонид возглавил вторжение в Аравию, оставив в Вавилоне своего сына Валтасара в качестве соправителя.
В 539 г. до н.э. Вавилон был завоеван Киром. Согласно древнегреческому историку Геродоту, Вавилония стала самой большой провинцией Персидской империи. Через два века город был завоеван греками под предводительством Александра Македонского (331 г. до н.э.) и, в конце концов, стал частью империи Селевкидов (312 г. до н.э.).
По словам Геродота, город занимал площадь немногим менее 300 квадратных километров. Со всех сторон его полностью окружала стена высотой более 100 метров и шириной у основания более 25 метров. Вверху стена была настолько широка, что по ней могли проехать рядом три колесницы. Город был построен, главным образом, из глиняных кирпичей, скрепленных илом, который брали в пойме Евфрата. Оставшаяся после этого “канава” образовала ров вокруг стен города. Сам Навуходоносор построил “Новый Вавилон” на западном берегу реки.
Город был знаменит храмами, капищами и памятниками своим богам. По некоторым данным, храм Мардука был более 90 метров высотой, храм Вила, по разным оценкам, достигал 183 метров, а в основании занимал 1/8 квадратной мили (более 200 квадратных метров).
Знаменитые “висячие сады” были, по сути, искусственной горой. Являясь системой террас, на которых росли деревья и другая растительность, это прекрасное сооружение в основании было 243 м в длину, 183 м в ширину и 122 м в высоту.
В город можно было войти через сто ворот, все они были сделаны из бронзы. Улицы разделяли город на 676 кварталов, причем ширина некоторых улиц достигала 45 метров. Учитывая отсутствие “современных” технологий, Вавилон во времена Даниила должен был поражать любого хотя бы одними только своими размерами!
АВТОР
Большая часть книги Даниила написана от первого лица. На сегодня нет ни одной логической причины думать, что книгу написал кто-то другой, поставив имя Даниила в качестве ее автора. Иосиф Флавий упоминает важную историческую фигуру — человека по имени Даниил, который жил в историческую эпоху, соответствующую упоминаемым в этой книге событиям. Проще согласиться с авторством Даниила; любое другое предположение вызывает больше вопросов, чем дает ответов.
Около 605 г. до н.э. Навуходоносор увел в вавилонский плен много знати и молодых людей. Согласно Дан. 1, в этой группе находился и автор. Даниил мог быть потомком Давида и, следовательно, относиться к царскому роду (1:3).
Иосиф Флавий называет Даниила архитектором, рассказывая, что тот построил в Сузах башню с такой тонкой отделкой, что она всегда казалась новой. По его данным, в этой башне погребали персидских царей, и в честь Даниила для ее охраны всегда назначался иудей.
Даниил писал как на еврейском, так и на арамейском (халдейском) языке. Исторические ссылки он делал на еврейском, а диалоги с правителями стран того времени записывал на арамейском.
Даниил был известен как великий мудрец. Иез. 28:3 приводит его мудрость в качестве эталона, а в Иез. 14:14, 20 он упоминается наравне с Иовом и Ноем. Хотя существуют некоторые текстологические отклонения в отношении имени, интересно, что о Данииле говорил Иезекииль, который писал в то же время.
Во многих отношениях можно считать, что Даниил как ветхозаветный пророк оставил нам самые детальные и конкретные предсказания будущих событий. Иисус называл его пророком (Мф. 24:15).
По всей вероятности, Даниил умер в Вавилоне. Однако некоторые азиатские историки придерживаются того мнения, что он все же вернулся в Иудею, а затем отправился обратно в Персию, где и умер в городе Сузы.
СТИЛЬ
Книга Даниила входит в канон как книга одного из “великих” пророков. Однако стиль письма Даниила отличается от того, что мы обычно видим у других пророков.
Пророчество — это, прежде всего, говорение от имени Бога. Еврейское слово, наиболее часто переводимое как “пророк” (наби), в буквальном смысле означает “тот, кто говорит”. Греческий эквивалент (профетес) указывает на человека, который “говорит от [чьего-то лица]”. Таким образом, хотя пророк в свою речь часто включал элементы предсказания будущих событий, его главная задача состояла в том, чтобы возвещать Божью весть. Кто-то сказал, что пророк больше возвещает, чем предвещает.
Одна из форм написания пророческих книг известна под названием “апокалипсис”. Этот термин происходит от греческого слова со значением “раскрывать, обнажать”, или “открывать, являть”. Современный его перевод — знакомое нам слово “откровение”. Многое от книги Даниила мы находим также в откровении Иисуса Иоанну в Новом Завете. Таким образом, книга эта причисляется к апокалиптической литературе.
Ничто в слове “апокалиптический” не предполагает “конца” или “финальных событий”, однако именно такой смысл укоренился в умах многих (если не всех), кто использует этот термин. Хотя неверно связывать апокалиптическую литературу с концом света, литература подобного рода определенно отличается от “обычной” пророческой литературы. Пророческие произведения часто представляли собой запись того, что пророк до этого возвещал устно. В противоположность этому апокалиптическая литература — именно письменная, а не устная. Подобные произведения характеризуются следующими тремя отличиями от других пророчеств: (1) апокалиптическая литература содержит обширные предсказания о будущих событиях, (2) она полна снов и видений, и (3) она использует символы, включая символику человеческого тела, животных, чисел и цветов.
Считается, что широкое использование символов в такой литературе скрывает ее смысл от “врагов” тех читателей, которым она предназначена. Хотя этот довод частично приемлем, наверняка существует более важная цель их использования. Символы использовались в силу направленности пророчеств на будущее. Предмет обсуждения был настолько чужд современной читателям реальности, что для его разъяснения просто нельзя было обойтись без символизма. Цитируя (в отрыве от контекста) апостола Павла, можно сказать: “...не видел того глаз, не слышало ухо...” (1 Кор. 2:9) того, что описывал автор.
Именно использование символов делает для многих апокалиптическую литературу столь притягательной. Что же означают символы? Один и тот же символ часто имеет несколько значений в зависимости от разных контекстов, в которых он используется. Зачастую мы должны позволить автору, прибегающему к символам, самому объяснить нам их значение (см., например, Дан. 2). Неверно пытаться навязывать символу какое-либо конкретное значение вне того контекста, в котором он встречается. Несправедливо также говорить, что тот или иной символ всегда должен означать одно и то же понятие.
Возьмем, к примеру, букву “Х”. В русском языке это двадцать третья буква алфавита, а в английском - двадцать четвёртая. В римских числах “Х” обозначает “десять”. В греческом алфавите хи по написанию совпадает с буквой “Х”. Общеизвестный знак “Х” используется для обозначения места на карте. “Х” также используется как запрещающий знак. “Х” может обозначать железнодорожный переезд или предупреждать о другой опасности. Знаком “Х” часто маркируют ядовитые вещества. А теперь скажите, что означает “Х”?
На примере знака “Х” мы увидели, что один и тот же символ может иметь несколько разных значений. Такое разнообразие значений делает изучение апокалиптической литературы одинаково увлекательным и трудным занятием.
В большинстве версий Библии книга Даниила идет сразу после книги пророка Иезекииля. В более древних иудейских канонах эта книга не всегда включается в “пророков”, и причиной тому, очевидно, (1) то, что Даниил не “занимал должность” пророка, и (2) то, что апокалиптические образы Даниила отличаются от пророческого “стиля”. Начиная с V века н.э., иудейские раввины уже последовательно причисляют книгу Даниила к другому разделу. Это было реакцией на утверждение христиан, что видения Даниила пророчествуют о времени пришествия Христа. Иудеи, отрицавшие мессианство Иисуса из Назарета (как и любого другого человека того времени), были явно не готовы принять время, указанное в книге Даниила.
ТЕМА
Главная мысль всей книги Даниила сводится к следующему: “Бог управляет делами людей”. Эта тема либо прямо, либо косвенно, через наглядный пример, выражена в каждой главе книги. Данная истина была важна для читателей Даниила, которые считались Божьим народом и в то же время страдали от рук тех, кто открыто не повиновался Богу.
Тема книги — это слово утешения гонимым. Независимо от наших страданий и того, как мы расцениваем свои невзгоды, все находится в руке Божьей. Эта истина — великий источник веры во время скорбей. Это та весть, которую Иоанн передал от Иисуса церквам в книге Откровение, и этому же учит Даниил.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻