На текущий момент в России насчитывается около 5 тысяч электромобилей — капля в море на фоне общего автопарка. Потенциальных покупателей отпугивает даже не дороговизна машин с электроприводом, а практически полное отсутствие инфраструктуры, в первую очередь — общественных зарядных станций для электромобилей в России.
На самом деле, станции есть, просто не все об этом знают. Причем зарядить электрокар можно не только в столице и Подмосковье, но и в небольших провинциальных городах.
Типы зарядных станций
К сожалению, единого стандарта для зарядки электромобилей пока не существует. Из-за этого часто возникают сложности с тем, чтобы найти место для «заправки» конкретной модели машины. Используемые в настоящий момент зарядные станции отличаются друг от друга не только разъемами, но и максимальной мощностью.
Виды розеток
Всего насчитывается четыре типа разъемов для зарядки электрокаров:
- Type 1 — пятиконтактная розетка, мощность — до 7,2 кВт;
- Type 2 — разъем с 7 пинами, предельная мощность — 43,5 кВт (для модифицированной версии Tesla Supercharger — до 120 кВт);
- CHAdeMO — розетка с 10 контактами, мощность — до 62,5 кВт. Поддерживается электрокарами марок Toyota, Nissan, Mitsubishi и Subaru;
- CCS — пятипиновый разъем с максимальной мощностью в 350 кВт. Совместим с розетками стандарта Type 2.
Обычно в комплекте электромобиля присутствует кабель: на одном его конце расположена розетка какого-либо из перечисленных типов, которая подключается непосредственно к машине. С другой стороны находится штекер стандарта Type 1 или Type 2 (в зависимости от региона поставки). Для того, чтобы иметь возможность зарядить электрокар практически на любой зарядной станции, стоит приобрести комплект переходников (и все-таки лучше купить набор не на AliExpress, а в специализированном магазине).
Мощность и время зарядки
Существует три основных типа зарядных станций:
- Медленные работают от стандартной бытовой электросети с напряжением 220 В. Обычно такая станция идет в комплекте с автомобилем. Из-за технических ограничений максимальная мощность зарядки не превышает 6—7 кВт. Этого достаточно для того, чтобы зарядить электрокар полностью за несколько часов — например, подключив его к сети на ночь (как многие делают со смартфонами) или на время пребывания на рабочем месте.
- Быстрые могут быть подключены как к однофазной (220 В), так и к трехфазной (380 В) сети. Второй вариант позволяет получить на выходе большую мощность, достаточную для полной зарядки автомобиля в течение 3—5 часов. Такие станции устанавливаются на территории офисных или торговых комплексов.
- Ультрабыстрые зарядные станции (УЗС) выдают до 120 кВт мощности для автомобилей, поддерживающих стандарт Tesla Supercharge, или до 50 кВт — для всех остальных. При зарядке от такой станции аккумулятор будет заполнен менее, чем за час. Поэтому ультрабыстрые зарядные станции используются в качестве общественных.
Тонкости зарядки
Поскольку аккумуляторные батареи подвержены постепенной деградации (что выражается в снижении емкости), то необходимо относиться к ним как можно более бережно. Так, по возможности не стоит злоупотреблять использованием ультрабыстрых зарядных станций — высокая мощность зарядки несколько снижает ресурс батареи. Кроме того, в самих УЗС предусмотрено снижение выдаваемой мощности после того, как накопитель будет заряжен на 80% от номинальной емкости.
Медленные зарядные станции могут быть подключены к обычной розетке. Но для того, чтобы предотвратить перегрузку сети, стоит позаботиться об оборудовании дополнительной ветки с отдельным рубильником. В противном случае перегрузка общей сети может привести к автоматическому отключению электричества.
Стоимость зарядки электромобиля
Если заряжать автомобиль дома, то стоимость полной «заправки» будет зависеть от двух факторов: емкости аккумулятора и стоимости электроэнергии в регионе. Разберем на примере электрокара Tesla Model S.
Емкость аккумулятора этой модели — 85 кВт*ч. При стоимости 1 кВт*ч в 5 рублей 47 копеек (максимальная цена для жителей Москвы) полная зарядка батареи обойдется обойдется в 465 рублей. Согласно исследованиям Агентства по охране окружающей среды США, полного аккумулятора хватит на 426 километров. То есть, за пробег в 100 километров придется заплатить чуть больше ста рублей. В других регионах с более дешевым электричеством цена окажется еще ниже.
Для сравнения: бензиновый автомобиль этого же класса (Volkswagen Golf VII) потребляет не менее 4 литров топлива на те же 100 километров. При минимальной цене литра бензина АИ-92, равной 39 рублям, стоимость 100 км пробега составит 156 рублей.
Зарядные станции для автомобилей в России
К сожалению, пока в плане обеспеченности зарядными станциями для электрокаров Россия сильно отстает от европейских стран. Однако постепенно разрыв сокращается: только в Москве открыто более 150 зарядных станций для электромобилей, и их количество постоянно растет. К тому же, в данный момент плата за зарядку не взимается.
Можно ли купить зарядную станцию, и сколько это будет стоить?
Купить ЗС действительно можно. Медленные зарядные станции поставляются в комплекте к электромобилю, но можно их купить и отдельно. Цена такого устройства — около 50 тысяч рублей.
Что касается станций для быстрой и ультрабыстрой зарядки, то они стоят значительно дороже. В первом случае цена начинается с 200 тысяч рублей, а для самых мощных устройств она превысит миллион рублей.
Заключение
Зарядка электромобиля перестала быть неразрешимой проблемой. В более или менее крупных городах постепенно создается необходимая инфраструктура, которая делает использование экологически чистых машин гораздо более комфортным. К тому же, это весьма выгодно: регулирующие органы активно поощряют переход с обычных автомобилей на электрические путем отказа от взимания транспортного налога и других льгот для владельцев электрокаров. Больше информации о преимуществах экологически чистого транспорта — на нашем сайте и канале в Telegram