— Привет, сынок. Что делаешь?
— Сочинение пишу. Вот уже второй час пошёл.
— Интересно говоришь. О ком сочиняешь?
— «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
— А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времён Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
— Ну ты, пап, даешь! Вот это память. Анна Петровна была бы в шоке.
— Я сам и не думал, что вспомню. В этом фрагменте что ни строка, то цитата. Вот, например, знаешь, откуда пошло выражение «а судьи кто?».
— Расскажи.
Благодаря Александру Сергеевичу выражение «А судьи кто?» действительно стало известным и популярным.
Однако Первоисточником этого оборота является Новый Завет.
В Соборном Послании Святого апостола Иакова мы читаем следующее:
«Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»
Апостол пишет свое послание всему еврейскому народу.
Его послание было вызвано потребностями и состояниями религиозно-нравственной жизни их христианских общин и имело исключительно нравоучительный характер.
В приведённом нами фрагменте из четвертой главы, Апостол Иаков обличает человеческие грехи. Среди прочего, он предостерегает христиан от нетерпимого в христианской среде порока злословия и осуждения ближнего, как идущего врозь с добродетелью смирения. Апостол говорит о таком поведении, как о тяжком преступлении, потому что злословящий и судящий брата христианин, в сущности, злословит и судит сам закон, закон любви. Тем самым он пытается стать выше закона, создав свой собственный. Однако одному Богу дано право законодательства и суда. Потому Апостол делает вывод (цитата): «А ты кто, который судишь другого?» — намекая, что человек же самим ничтожеством своим выдает отсутствие у него права судить ближнего и закон. А если он делает так — судит, — то тяжко согрешает и навлекает на себя осуждение Божие.
В нашу речь слова Апостола Иакова, брата Господня, вошли оборотом: «А судьи кто?». Так говорят о людях, проявляющих некомпетентность и необъективность при высказывании каких-либо суждений, а также осуждающих других за то, в чём сами, возможно, повинны.