Продолжение. Предыдущую часть статьи смотри ЗДЕСЬ
Ранним утром 5 июля 1943 года в атаку на село Черкасское, обороняемое частями 6-й гвардейской армии (командующий гвардии генерал-лейтенант М. И. Чистяков), пошли 268 танков из состава панцергренадёрской дивизии «Великая Германия». Из всей 9-й роты тяжёлых танков лишь три «Тигра» поддерживали этот натиск.
Вообще, из-за извечных и довольно массовых поломок одновременно в атаках из 14-15 «Тигров», имевшихся по штату в тяжёлых ротах, участие принимали в лучшем случае 7-9 машин, а зачастую и того меньше – 3-4. Успехи «Тигров» 9-ой роты (командир гауптман Волрот) во время операции «Цитадель» (5-12 июля) оказались весьма скромными – всего 10 Т-34-76, подбитых в первый день немецкого наступления.
Гораздо более успешно действовала 8-я рота тяжелых танков (командир – гауптштурмфюрер СС Ф. Херзиг) из состава 2-й панцергренадёрской дивизии «Дас Райх», наступавшей на Обоянь. В первый же день наступления – 5 июля во многом благодаря «Тиграм» была прорвана первая линия советской обороны на Обоянском направлении. В ходе встречного сражения против 254-й танковой бригады «Тигры» 8-й роты подбили и уничтожили 23 советских танка (Т-34-76 и «Валентайн» Mk. III).
В последующую неделю подчиненные Херзига записали на свой счёт 120 советских танков. При этом в числе материально-технических потерь дивизии «Дас Райх» за июль месяц значились три «Тигра» (один был списан безвозвратно, а два отправлены в тыл на долгосрочный ремонт в весьма плачевном состоянии). Завершила 8-ая рота Курскую битву оборонительными боями на рубеже Лозовая – Барвенково.
Конечно же, большой интерес вызывает танковое сражение под Прохоровкой, настоящая правда о котором стала известной широкой публике лишь в последнее время. Увы, но «Тигры» в этой эпической и кульминационной битве, состоявшейся 12 июля 1943 года, вопреки устоявшимся мифам и стереотипам сыграли довольно скромную роль.
Обобщая данные отечественных историков и немецких источников, в сумме получается, что под непосредственно под Прохоровкой сражались «Тигры» тяжёлых рот лишь двух панцергренадёрских дивизий СС – 1-й «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и 3-й «Мёртвая голова». 2-я панцергренадёрская дивизия «Дас Райх» исправных и боеготовых «Тигров» на момент Прохоровского сражения не имела.
Согласно данным современного российского военного историка Михаила Борисовича Барятинского, «LSSAH» на утро 12 июля располагал 12-ю исправными тяжёлыми танками, а 9-я рота тяжёлых танков дивизии «Мёртвая голова» могла ввести в бой 11-12 «Тигров». Дивизия «Дас Райх» исправных «Тигров» не имела. Таким образом, максимальное количество «Тигров» под самой Прохоровкой и в её окрестностях составляло не более 24 единиц.
В немецких сводках на утро 12 июля 2-й танковый корпус СС (командующий – оберстгруппенфюрер СС П. Хауссер), в который входили все три указанные панцегренадёрские дивизии, насчитывал 15 боеспособных «Тигров». По данным кандидата исторических наук и главного специалиста по истории Курской битвы Валерия Николаевича Замулина в распоряжении Хауссера было лишь 9 исправных «Тигров». Тим Рипли – наиболее объективный и непредвзятый западный историк, подробно изучавший боевой путь дивизий СС, указывает, что 2-й танковый корпус СС под Прохоровкой максимально мог использовать в бою 15 «Тигров».
Если принимать на веру данные немецкого командования, то 2-й батальон 1-го танкового полка СС (из состава «LSSAH»), куда входила 9-ая рота тяжёлых танков, подбил и уничтожил 12 июля 163 советских танка из состава 18-го и 29-го танковых корпусов 5-ой гвардейской танковой армии. Сколько из них конкретно поразили и подожгли «Тигры» неизвестно. При этом лишь один «Тигр» был подбит, а ещё девять тяжёлых танков вышли из строя по техническим причинам.
После тяжелых оборонительных боев в период с 17 по 26 июля 1943 года «LSSAH» была выведена из района Курского выступа для переформирования и последующей отправки в Италию. 13-я рота тяжёлых танков «Лейбштандарта» передала все свои наличные «Тигры» панцергренадёрским эсэсовским подразделениям. 8-я рота тяжёлых танков дивизии «Дас Райх» получила 9 «Тигров», а дивизия «Мёртвая голова» пополнилась 8-ью тяжёлыми танками.
Самым результативным асом «Лейбштандарта», воевавшим на «Тигре» во время операции «Цитадель», стал унтершарфюрер Ф. Штаудеггер. За один только световой день 8 июля он при содействии своего экипажа подбил и уничтожил 22 советских танка, за что в последствии был награждён Рыцарским крестом.
Практически одновременно с «LSSAH» дивизия «Дас Райх» была выведена из боёв и переброшена на «Миус-фронт» (немецкая оборонительная линия на западном берегу реки Миус, защищавший восточные районы Донбасса). Туда же – на «Миус-фронт» 20 июля была переброшена и дивизия «Мёртвая голова».
Начиная с 4 августа 1943 года, в связи с успешным началом советскими войсками стратегической операции «Полководец Румянцев», имевшей конечной целью освобождения Белгорода и Харьковского промышленного района, панцергренадёрские дивизии СС спешно перебрасывались на самые угрожаемые участки. В сражениях за удержание Левобережной Украины участие принимали роты тяжёлых танков дивизий «Дас Райх» и «Мёртвая голова».
18 июля части дивизии «Великая Германия» вместе с ротой «Тигров» были переброшены в район Карачева для усиления группы армий «Центр». Однако дальнейшее наступление советских войск на Харьков вынудило немецкое командование 4 августа начать переброску подразделений «Великой Германии» в район Ахтырки. Уже спустя четыре дня штабное командование дивизии доложило о безвозвратном списании шести «Тигров», участвовавших в боях с 5 июля по 8 августа.
14 августа 9-я рота тяжёлых танков вошла в состав 3-го батальона тяжёлых танков дивизии «Великая Германия». Помимо 9-й роты (бывшей 13-ой) в состав 3-го батальона вошли ещё две роты тяжёлых танков – 3-я рота s.Pz.Abt. 3 (она получила тактический номер «11»), а 10-я рота была сформирована нуля за счёт новых «Тигров», недавно покинувших сборочные цеха германских заводов.
3-й батальон тяжёлых танков возглавил майор Гомилле. Первоначально в его распоряжении имелся 31 «Тигр». 15 августа s.Pz.Abt. 3 совместно с разведывательными подразделениями, ротой «Пантер», 1-ым танковым батальоном и дивизионом самоходных штурмовых орудий предпринял атаку на Бельск.
Согласно донесения Гомилле, в ходе упорного боя его «Тигры» уничтожили 8 танков и САУ на базе танка Т-34 [скорее всего, речь идёт о СУ-122], один бронетранспортёр (???), 21 противотанковое и зенитное орудие. При этом урон s.Pz.Abt. 3 составил 13 «Тигров»: семь танков вышли из строя по техническим причинам (поломка двигателя, трансмиссии или орудия), пять машин были повреждены артиллерийским огнём, один «Тигр» подорвался на мине.
В личном составе убыль батальона составила 8 человек убитыми и ранеными, из них 4 офицера. В числе тяжелораненых оказался гауптман фон Виллебойс – командир 10-й роты тяжёлых танков. Его «Тигр» получил восемь попаданий из орудия СУ-122. Один из снарядов пробил бортовую броню, вызвав расхождение близлежащего сварного шва. Шесть снарядов угодили в башню. Три оставили лишь вмятины на броне, а два попадания привели к образованию сколов и трещин. Наибольший ущерб причинил снаряд, оставивший пробоину величиной с ладонь и повредивший смотровые приборы.
Бои в районе Бельска продолжались ещё неделю. За это время «Тигры» сумели уничтожить две батареи орудий, но при этом 3-ий батальон изрядно пострадал от воздействия мин. Только 18 августа советские противотанковые мины вывели из строя сразу восемь «Тигров», причём три из них нуждались в серьёзном ремонте.
19 августа в строю исправными оставались лишь четыре «Тигра». Этот единственный боеспособный взвод тяжёлых танков сразу же был задействован в боях за Пархомовку. «Тигры» сумели уничтожить и подавить 18 орудий (12 противотанковых и 6 лёгких). При этом советская артиллерия повредила орудия двух «Тигров», а третий получил пробитие бортовой брони.
По состоянию на 26 августа из отчётов командования дивизии «Великая Германия» следовало, что 5 «Тигров» списаны безвозвратно. Из оставшихся 35 тяжёлых танков только два были на ходу, сохранив боеспособность, а 33 «Тигра» требовали ремонта различной продолжительности. Из числа танков, отправленных в далёкий тыл на капитальный ремонт, как минимум, два «Тигра» были списаны на слом и переплавку уже в сентябре 1943 года.
Полностью статью «"Тигры" в бою. Огненное лето 1943-го» можно прочесть ЗДЕСЬ:
Часть 4-я
Все присутствующие в статье изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)