Выходя на рынок, живописцы пользуются тем же маркетинговым приёмом, что и продавцы пылесосов: «Прежнее искусство устарело, покупай моё — новое, революционное». Это новое часто оказывается одним из вариантов старого, но «на стероидах». Из раза в раз это срабатывает.
«Мгновенное состояние света и воздуха в затхлом и скучном мирке, взгляд и живое движение официантки — в этом секрет обаяния холста», — так описывает Государственный Русский музей «Закусочную Унадилла» из своей коллекции искусства новейших течений (я встретил её в 23 зале Мраморного дворца — и да, залюбовался) .
Постойте, но как же так? Ведь ещё в 1910-х годах прогрессивные художники сбросили с пьедестала надоевший реализм, призвав переключаться на абстракцию.
«Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно что восторгаться вору на свои закованные ноги. — бушевал Казимир Малевич в манифесте супрематизма, — Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение ».
К слову, в Русском музее есть не только классический «Черный Квадрат» Малевича, но и его же «Черный крест» и даже, представьте себе, «Чёрный круг». Умел человек идти до конца.
Впрочем нет, до конца дошли к 1950-м абстрактные экспрессионисты, которые говорили о своём творчестве, что оно «спонтанное, автоматическое или подсознательное». Экспрессионист писал картины быстро, на больших полотнах, работая кистью хаотично — для искреннего выявления эмоций.
Чтобы долго не рассуждать, приведу красноречивый пример, работу идеолога экспрессионизма Джексона Поллока. Наслаждайтесь.
Когда идея доведена до абсурда, повышать ставки в этом направлении уже бессмысленно: нужен резкий поворот и новый шок для художественной общественности.
Таким и стало в конце 1960-х зародившееся в США движение фотореалистов. Русский музей осторожно пишет о нём: «Фотореалисты, как и поп-артисты, отвечают на абстрактные тенденции обращением к предметной живописи и использованием для своих картин готовых оригиналов. При этом большую роль играет возвращение профессионального мастерства и иллюзионистской техники обманок».
«Закусочная Унадилла» Ральф Гоингз, которую вы видели в начале этого текста — яркий пример такого искусства. Казалось бы, возвращается старый добрый реализм, только и всего. Но скандал — лучший двигатель продаж. В этот раз критики раскричались из-за того, что фотореалисты действительно сначала снимали задуманную картину на плёнку, а потом уже воспроизводили её красками — как правило, при помощи проекции снимка со слайда на холст.
Фотореалисты настаивали: по их картинам сразу видно, что это — живопись, а не фото. Мол, присутствует филигранная акцентуация деталей. Да и зрителям нравилось.
Но — помните, что успешная художественная идея довольно быстро доводится до абсурда? Вот и из фотореализма довольно быстро выросли гиперреалисты. И те милые ремесленники, из работ которых в интернете составляют галереи «Это фото или картина? Вы не отличите!».
И американский скульптор Дуэйн Хансон, который делает устрашающе обыкновенных людей из стеклопластика.
Так что, наверное, скоро стоит ждать нового манифеста, свежей революции в искусстве. Интересно, что это будет?
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!