Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Как выглядят гиперреальность и люди из стеклопластика

Выходя на рынок, живописцы пользуются тем же маркетинговым приёмом, что и продавцы пылесосов: «Прежнее искусство устарело, покупай моё — новое, революционное». Это новое часто оказывается одним из вариантов старого, но «на стероидах». Из раза в раз это срабатывает.

«Мгновенное состояние света и воздуха в затхлом и скучном мирке, взгляд и живое движение официантки — в этом секрет обаяния холста», — так описывает Государственный Русский музей «Закусочную Унадилла» из своей коллекции искусства новейших течений (я встретил её в 23 зале Мраморного дворца — и да, залюбовался) .

«Закусочная Унадилла», холст, масло. Ральф Гоингз, 1977 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Закусочная Унадилла», холст, масло. Ральф Гоингз, 1977 год. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Постойте, но как же так? Ведь ещё в 1910-х годах прогрессивные художники сбросили с пьедестала надоевший реализм, призвав переключаться на абстракцию.

«Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно что восторгаться вору на свои закованные ноги. — бушевал Казимир Малевич в манифесте супрематизма, — Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение ».

К слову, в Русском музее есть не только классический «Черный Квадрат» Малевича, но и его же «Черный крест» и даже, представьте себе, «Чёрный круг». Умел человек идти до конца.

«Чёрный круг», Казимир Малевич, около 1923 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Чёрный круг», Казимир Малевич, около 1923 года. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Впрочем нет, до конца дошли к 1950-м абстрактные экспрессионисты, которые говорили о своём творчестве, что оно «спонтанное, автоматическое или подсознательное». Экспрессионист писал картины быстро, на больших полотнах, работая кистью хаотично — для искреннего выявления эмоций.

Чтобы долго не рассуждать, приведу красноречивый пример, работу идеолога экспрессионизма Джексона Поллока. Наслаждайтесь.

«Номер 1. 1949», холст, масло. Джексон Поллок, 1949 год. Музей современного искусства, Лос-Анджелес
«Номер 1. 1949», холст, масло. Джексон Поллок, 1949 год. Музей современного искусства, Лос-Анджелес

Когда идея доведена до абсурда, повышать ставки в этом направлении уже бессмысленно: нужен резкий поворот и новый шок для художественной общественности.

Таким и стало в конце 1960-х зародившееся в США движение фотореалистов. Русский музей осторожно пишет о нём: «Фотореалисты, как и поп-артисты, отвечают на абстрактные тенденции обращением к предметной живописи и использованием для своих картин готовых оригиналов. При этом большую роль играет возвращение профессионального мастерства и иллюзионистской техники обманок».

«Закусочная Унадилла» Ральф Гоингз, которую вы видели в начале этого текста — яркий пример такого искусства. Казалось бы, возвращается старый добрый реализм, только и всего. Но скандал — лучший двигатель продаж. В этот раз критики раскричались из-за того, что фотореалисты действительно сначала снимали задуманную картину на плёнку, а потом уже воспроизводили её красками — как правило, при помощи проекции снимка со слайда на холст.

Фотореалисты настаивали: по их картинам сразу видно, что это — живопись, а не фото. Мол, присутствует филигранная акцентуация деталей. Да и зрителям нравилось.

«Телефонные будки», акриловые краски, ДВП. Ричард Эстес, 1967 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
«Телефонные будки», акриловые краски, ДВП. Ричард Эстес, 1967 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Но — помните, что успешная художественная идея довольно быстро доводится до абсурда? Вот и из фотореализма довольно быстро выросли гиперреалисты. И те милые ремесленники, из работ которых в интернете составляют галереи «Это фото или картина? Вы не отличите!».

И американский скульптор Дуэйн Хансон, который делает устрашающе обыкновенных людей из стеклопластика.

Вот такая она, гиперреальность. «Туристы II». Стеклопластик, смешанная техника. Дуэйн Хансон, 1988 год. Галерея Саатчи, Лондон
Вот такая она, гиперреальность. «Туристы II». Стеклопластик, смешанная техника. Дуэйн Хансон, 1988 год. Галерея Саатчи, Лондон

Так что, наверное, скоро стоит ждать нового манифеста, свежей революции в искусстве. Интересно, что это будет?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!