Найти тему

КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА (ч.10): ПРОРОЧЕСТВО ДАНИИЛА О СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИНАХ

Оглавление

(Дан. 9:1-27)

События главы 9 произошли “в первый год Дария...” (ст. 1). Как говорит нам стих 2, Даниил, читая по книге пророка Иеремии, “сообразил”, что вавилонское пленение будет длиться семьдесят лет. Он вычислил, что время это на исходе. Возможно, поэтому он почувствовал еще большую потребность в общении с Богом. И он стал молиться прекрасной молитвой, которую мы находим в стихах 4-19.

Используя хронологию Даниила, мы видим, что это событие произошло раньше событий главы 6. Может быть, именно то, что Даниил стал молиться более усиленно и страстно, и навело его недоброжелателей на мысль о заговоре против него в той главе. В любом случае, указ о возвращении иудеев в Иерусалим еще не был оглашен.

Даниил очень желал возвращения Божьего народа на свою родину, поэтому он пишет: “И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвой и молением…” (ст. 3). Он приступил к Господу в посте, вретище [одежде печали; Современный Перевод] и пепле (ст. 3). Он искренне каялся и исповедовался:

“Молю Тебя, Господи Боже, великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих. У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день этот, у каждого иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступничество их, с которым они отступили от Тебя. А у Господа, Бога нашего, милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него и не слушали гласа Господа, Бога нашего, чтобы поступать по законам Его, которые Он дал нам через рабов Своих, пророков. Как написано в законе Моисея, так все это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою. Наблюдал Господь это бедствие и навел его на нас, ибо праведен Господь Бог наш во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его. Господи! По всей правде Твоей да отвратится гнев Твой и негодование Твое от града Твоего, Иерусалима, от святой горы Твоей; ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех окружающих нас. И ныне услышь, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое — ради Тебя, Господи. Приклони, Боже мой, ухо Твое и услышь, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие. Господи, услышь! Господи, прости! Господи! Внемли и соверши...” (ст. 4-19).

Молитва Даниила была отчасти ответом на указание в 3 Цар. 8:47, 48. Там при освящении храма Соломон объявил, что нужно делать, если Израиль когда-либо воспротивится Богу и будет выслан из своей земли. Он тогда указал, что, где бы они ни были, куда бы ни изгнал их Бог, люди должны обратиться лицом к земле и к городу Иерусалиму и вознести покаянную молитву. Тогда Бог услышит и восстановит их. Обо всем этом, наверняка, думал Даниил, когда в своей молитве исповедовал грех.

Даниил просил прощения для себя, хотя мы не знаем ни об одном его умышленном грехе. Разумеется, он не был повинен в идолопоклонстве, в котором погряз народ до пленения. И все же он считал себя виновным наравне с другими иудеями.

Даниил говорит о “ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их...” (ст. 1). Поражает в этом высказывании утверждение абсолютной праведности Бога в Его отношениях со Своим народом. Когда Он впервые ввел Израиль в землю обетованную, то предупредил их, чтобы они отделились от тамошних жителей. У Бога нет “предубеждения” против какого-либо народа или группы людей, но Он не хотел, чтобы израильтяне были втянуты в распространенное среди тех людей идолопоклонство. Израиль не стал полностью следовать Божьему повелению; они перемешались с людьми в той земле, которую Он им дал. Поэтому Он выселил их из этой земли и смешал с идолопоклонниками в разных странах. Даниил вполне осознавал Божью цель.

Главную тяжесть ответственности за поглотившую Израиль греховность Даниил возложил на израильских руководителей (ст. 6, 8). Руководство Божьим народом — страшная ответственность, к которой нельзя относиться легкомысленно (см. Иак. 3:1).

В своей молитве Даниил особенно выделяет грехи и преступления Божьего народа против Бога (ст. 5, 9, 11, 15). На протяжении всей молитвы он подчеркивает, что они отвергли слово Господа — закон, пророков и заповеди. Все, что мы знаем о Нем, мы знаем именно из открытого Слова Божьего; все остальное — в лучшем случае догадки. Отвергать Слово Божье — значит отвергать Его власть и Его Самого.

Стих 14 содержит любопытную мысль: “Ибо праведен Господь, Бог наш, во всех делах Своих, которые совершает, но мы не слушали гласа Его”. Неужели Даниил имеет в виду, что после семидесяти лет плена люди так и остались непокорными? Неужели некоторые все так же поклонялись идолам? Хотя нам трудно даже представить себе такое, сказанное, похоже, означает именно это. Как раз продолжавшееся идолопоклонство и может служить объяснением, почему Даниил так красноречиво исповедовал грех. Несомненно, ему были известны как слабости людей, так и их искреннее желание покаяться и обратиться к Богу. Вскоре после этого им было позволено вернуться в Иерусалим, и вернувшиеся уже больше никогда не поклонялись идолам.

Начиная со стиха 15, Даниил в своем обращении к Богу использует иной подход. Он вспоминает прошлые Божьи дела, когда Он вывел Израиль из египетского рабства. Ведь и тогда они были греховным, непокорным народом, но Бог все равно избавил их. В своей молитве Даниил говорит: “…мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие” (ст. 18). Он взывает к Божьей благодати.

Мы не часто связываем “благодать” с ветхозаветным “законом”. Однако Даниил хорошо знал, что, давая Моисеев закон, Бог обещал наказать грех. Так Он и сделал — к погибели иудеев. Мы должны понимать, что Бог дарует прощение только на одной основе — Своего желания простить и спасти. Такая позиция с Божьей стороны никоим образом не отрицает человеческой обязанности покориться Божьим повелениям. Нежелание иудеев покориться Его воле привело к той ситуации, о которой теперь молился Даниил, прося Бога о милости. Даниил, исполненный веры муж, знал, что только Бог силен простить и восставить человека, церковь, народ и весь мир. Именно о такой силе и молился Даниил.

СЕМЬДЕСЯТ СЕДМИН

Иисус Христос не раз подчеркивал, что ветхозаветные писания содержат пророчества, которые надлежит исполнить Ему (Лк. 24:27, 44). Ученые в области Библии насчитывают более трехсот удивительных пророчеств, до мельчайших подробностей исполненных в жизни и труде Сына Божьего. Одно из таких предсказаний мы находим в Дан. 9:24-27 — отрывке, обыкновенно называемом “пророчество Даниила о семи седминах”. В настоящем уроке мы рассмотрим это важное ветхозаветное предсказание.

Надлежащий анализ Дан. 9:24-27 предполагает несколько факторов. Во-первых, следует учесть историческую обстановку, в которой состоялось данное пророчество. Во-вторых, следует принять во внимание теологические аспекты работы Мессии, которые приводятся в этом отрывке. В-третьих, необходимо внимательно отнестись к хронологии пророчества. И наконец, следует задуматься о суровом суде, который должен был пасть на иудейский народ после того, как они отвергли Христа. Давайте остановимся на каждом из этих вопросов.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

Пророк Иеремия предсказал, что за свое отступничество иудеи будут отправлены в Вавилон в качестве пленников. В этой чужой стране они должны были пробыть в неволе семьдесят лет (Иер. 25:12; 29:10). И действительно, предупреждение пророка оказалось точным. Общий срок вавилонского пленения равнялся семидесяти годам (Дан. 9:2; 2 Пар. 36:21; Зах. 1:12; 7:5). Почему было предопределено именно семидесятилетнее пленение? Для таких точных рамок была своя причина.

Закон Моисея предписывал израильтянам каждый седьмой год почитать как субботний. Земля должна была отдыхать (Лев. 25:1-7). Очевидно, по прошествии веков Израиль перестал соблюдать это божественное постановление. Во всяком случае, непосредственно перед плененим мы не находим ни одного примера соблюдения ими закона о субботнем годе. Поэтому, согласно библейскому свидетельству, и было определено семьдесят лет вавилонского пленения, “доколе... земля не отпраздновала суббот своих” (2 Пар. 36:21).

Если каждый из семидесяти лет пленения шел за нарушение требования субботнего года (каждого седьмого года), как, похоже, явствует из 2 Пар. 36:21, то это может означать, что божественное предписание Израиль нарушал приблизительно 490 лет. Таким образом, период пленения указывал назад, на пятивековое греховное забвение. В то же время пророчество Даниила было обращено вперед, к тому времени — приблизительно через 490 лет — когда придет “Христос Владыка”, чтобы “запечатаны были грехи” (9:24). В схематическом раскладе истории пророчество Даниила стоит где-то “посередине”.

В первый год Дария, который “поставлен был царем над царством халдейским” (ок. 538 г. до н. э.), Даниил, размышляя о числе лет в пророчествах Иеремии, вычислил, что период неволи почти закончился (9:1, 2). Тогда он обратился к Богу с молитвой. Пророк исповедал свои грехи и грехи всего народа. Он просил Бога отвратить Свой гнев от Иерусалима и позволить восстановить храм (см. 9:16, 17). Господь ответил на молитву Даниила вестью, которую принес ангел Гавриил (9:21-27). Дом Бога будет восстановлен. Однако придет еще и более значительное благословение в лице Помазанника (Христа), более великого, нежели храм (см. Мф. 12:6). Это пророчество было радостным утешением для отчаявшихся и подавленных евреев в плену.

МИССИЯ МЕССИИ

Этот волнующий отрывок говорит о главной цели миссии Христа на Земле. Во-первых, Мессия придет, чтобы решить проблему человеческого греха. Он явится, чтобы “покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония”. Эта тема имеет славное развитие во всем Новом Завете (см. Мф. 1:21; 20:28; 26:28; 1 Кор. 15:3; 2 Кор. 5:21; Гал. 1:4; Еф. 1:7; Кол. 1:20; 1 Пет. 2:24; Отк. 1:5 — отрывки, представляющие собой неполный образец новозаветных ссылок на эту величественную тему).

Пришествие Христа “запечатало” грех не в смысле полного искоренения греха на Земле. Спаситель работал над внедрением системы, которая бы результативно и постоянно решала проблему греховности человечества. Это одна из тем Послания к евреям. Иисус умер “один раз за всех” (см. Евр. 9:26). Господу уже больше не придется возвращаться на землю, чтобы повторить Свой крестный путь.

Интересно отметить особое выделение Даниилом того, что Помазанник займется проблемами “преступления”, “грехов” и “беззакония”; он как будто специально показывает, что Господь способен справиться со злом во всех его отвратительных формах. И пророк Исайя в 53-й главе своего повествования также говорит, что Мессия отдаст Себя в жертву за “преступления” (ст. 8, 12), “грехи” (ст. 5, 6, 11, 12) и “беззакония” (ст. 5).

Здесь стоит отметить, что Ис. 53 часто цитируется в Новом Завете в связи с искупительной работой Господа во время Своего первого пришествия. Поскольку Дан. 9:24-27, совершенно очевидно, имеет аналогичный смысл, то этот отрывок, скорее всего, тоже в центр внимания ставит Божью работу на кресте, а не второе пришествие Иисуса, как полагают премилленарии.

Во-вторых, Даниил показал, что, помимо Его искупительной работы в связи с грехом, Мессия положит начало эры “правды вечной” (вечной праведности). Вне всякого сомнения, это ссылка на эру евангелия. На страницах Нового Завета Павел убедительно доказывает, что небесный план представить человека праведным пред Богом был явлен “в настоящее время” (Рим. 3:21-26) через благовествование (Рим. 1:16, 17).

В-третьих, ангел сообщил, что в результате работы Мессии “видение и пророк” будут запечатаны. По-еврейски это значит — прийти к “завершению”, или закончить. Следует подчеркнуть, что основная задача Ветхого Завета состояла в провозглашении пришествия Сына Божьего. Петр говорил, что пророки древности предвозвещали “Христовы страдания и последующую за ними славу”. Он утверждал, что сейчас эта весть проповедуется в евангелии (1 Пет. 1:10-12). Вот оно, главное. С приходом Спасителя для искупления человечества и с завершением написания Нового Завета, который возглашает эту весть, необходимость в “видении и пророке” отпала. Как результат, “пророчество” (и другие дары откровения) “прекратилось” (см. 1 Кор. 13:8-13; Еф. 4:11-16). В настоящее время Бог уже не дает сверхъестественных видений и пророчеств.

В-четвертых, Даниил говорит о помазании Святого святых. Что означает это заявление? В понимании премилленариев-диспенсационалистов оно означает восстановление иудейского храма во время так называемого “тысячелетнего царства”. Однако концепция премилленаризма не подкрепляется фактами.

Любая точка зрения человека относительно понимания этой фразы должна находиться в соответствии с другими библейскими данными. “Святой святых” — это, вероятно, намек на Самого Христа, а “помазание” — это наделение Господа Святым Духом в начале Его служения (Мф. 3:16; Деян. 10:38). Рассмотрим следующие факторы. (1) Хотя грамматика допускает понимание под “Святым святых” самой святой вещи или самого святого места (в среднем роде), она также может отражать и мужской род — “Святой святых”. Непосредственный контекст склоняет чашу весов к мужскому роду, поскольку в стихе 25 упоминается “Христос Владыка”. (2) “Помазание” явно относится к тем же временным рамкам, что и упомянутые перед тем события, а значит связано с первым пришествием Господа, а не со вторым. (3) Дж. Томпсон отмечает, что в Ветхом Завете акт помазания никогда не ассоциировался с местом в храме, называемом “святое святых”. (4) В ветхозаветный период помазание практиковалось как обряд посвящения в пророки (3 Цар. 19:16), священники (Исх. 28:41) и цари (1 Цар. 10:1). Знаменательно, что Христос выступает в каждой их этих ролей (см. Деян. 3:20-23; Евр. 3:1; Мф. 21:5). (5) Помазание Иисуса предсказывается и в других местах Ветхого Завета (Ис. 61:1), да и само наименование “Христос” фактически означает “помазанный”.

В-пятых, Помазанник “заключит соглашение со многими народами” (Дан. 9:27; Современный Перевод). Перевод в Синодальной Библии “утвердит завет” (сделает завет крепким) — лучше. Смысл этой фразы, похоже, заключается в том, что завет Мессии непременно будет твердым, то есть господствующим, хотя Сам Он будет убит. “Завет”, как отмечает Эдвард Янг, “это завет благодати, в котором Мессия Своей жизнью и смертью добывает спасение для Своего народа”.

В-шестых, в результате смерти Христа “прекратится жертва и приношение” (9:27). Это намек на прекращение иудейских жертвоприношений как следствие совершенной жертвы Иисуса на Голгофе. Умерев, Господь убрал закон Моисея с пути, “пригвоздив ко кресту” (Кол. 2:14). Эта “стоявшая посреди преграда” была разрушена (Еф. 2:13-17), а “первый” завет уступил место “второму” (Евр. 10:9, 10). Это и есть тот “новый завет”, о котором говорил Иеремия в своем известном пророчестве (Иер. 31:31-34; см. Евр. 8:7-13), и который был утвержден кровью Самого Иисуса (Мф. 26:28). Данный контекст представляет собой богатый кладезь истин о результатах искупительной работы Христа.

ХРОНОЛОГИЯ ПРОРОЧЕСТВА

Временной элемент этого знаменитого пророчества позволял изучающему Писания еврею узнать, когда обещанный Мессия умрет за грехи человечества. Хронология событий этого пророчества включает в себя три момента: (а) начальную точку, (б) промежуток времени и (в) заключительное событие.

Начальная точка должна была совпасть с повелением “о восстановлении Иерусалима”. Промежуток времени между отправной точкой и заключительным событием был определен в “семьдесят седмин”. Если “седмины” понимать как недели по семь дней в каждой, то он должен был составить всего 490 дней. Каждый день в пророчестве должен был соответствовать году. Большинство консервативных ученых придерживается того мнения, что пророчество говорит о периоде времени, приблизительно равном 490 годам. И, наконец, последним событием будет “предание смерти” Помазанника (9:26). Хронология фактически поделена на три части и в сумме составляет 486,5 лет. Это должен быть промежуток времени между повелением восстановить Иерусалим и смертью Мессии.

Если мы сможем определить дату начальной точки этого пророчества, то далее все решается относительно просто — прибавлением к ней указанного в тексте периода времени и получением точного времени “предания смерти” Господа. Поэтому давайте сосредоточимся на этом вопросе.

Существует только три возможных даты начала этого семинедельного исчисления. (1) В 536 г. до н. э. группу евреев вывел из плена Зоровавель. Однако эта точка отсчета представляется невероятной, потому что через 486 лет после 536 г. до н. э. наступил 50 г. до н. э., за восемьдесят лет до смерти Иисуса. (2) В 444 г. до н. э. группу евреев привел в Ханаан Неемия. Может быть, это начальная точка исчисления пророчества? Скорее всего, нет, так как через 486 лет после 444 г. до н. э. наступил 42 г. н. э. — а это уже спустя десяток лет после смерти Христа. (3) Однако в 457 г. до н. э. людей из Вавилона в Иерусалим привел Ездра. Может, эта дата приведет к желаемому результату? Так оно и есть. Если взять 457 г. до н. э. и прибавить к нему 486,5 лет, то в результате получается 30 г. н. э. — год распятия Христа! Такова общепринятая точка зрения.

Самым веским аргументом против этого довода является заявление, будто перед Ездрой не стояло задачи восстановить Иерусалим и поэтому дата его возвращения не может быть отправной точкой пророчества. Известный ученый Глизон Арчер так отвечает на это утверждение:

«...[поручение Ездре], очевидно, уполномочивало его восстановить и отстроить город Иерусалим (что можно заключить из Езд. 7:6, 7 и также 9:9, где сказано: “И склонил [Бог] к нам милость царей персидских, чтоб они дали нам ожить, воздвигнуть дом Бога нашего и восстановить его из развалин его, и дали нам ограждение [стену; Современный Перевод] в Иудее и в Иерусалиме”. И хотя Ездре фактически не удалось завершить восстановление стен, пока тринадцатью годами позже не прибыл Неемия, логично понимать 457 г. до н. э. как terminus a quo [дату] повеления, предсказанного в Дан. 9:25».

“В половине” семидесятой недели, то есть по прошествии 486,5 лет, “предан будет смерти Христос”. Это указание на смерть Иисуса. Исайя тоже предсказывал, что Христос будет “отторгнут от земли живых” (Ис. 53:8).

Почему “семьдесят седмин” в пророчестве Даниила поделены на три части — семь недель, 62 недели и “половину” одной недели? В таком делении была своя цель. (1) Первая часть из “семи седмин” (буквально сорок девять лет) охватывает период времени, в течение которого должно было происходить фактическое строительство Иерусалима после возвращения евреев в Палестину (9:25). Это ответ на молитву Даниила (9:16, 17). Строительство должно было проходить в “трудные времена”. В первые годы враги иудеев причиняли им большие неприятности (см. Езд. 4:1-6), что продолжалось и в дни Ездры и Неемии. (2) Если вторую часть из шестидесяти двух недель (434 лет) сложить с предыдущими сорока девятью годами, то получится 483 года. Прибавив к 457 г. до н. э. это число, получим 26 г. н. э. Это год крещения Иисуса и начала Его публичного служения. (3) И, наконец, “середина седмины” (3,5 года) отражает время служения Иисуса. Эта часть пророчества завершается в 30 г. н. э. — в год смерти Спасителя.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТВЕРЖЕНИЯ ХРИСТА

Никакой исторический ревизионизм не может изменить того факта, что Иисуса предал смерти Его собственный народ, иудеи (Ин. 1:11). Это никоим образом не санкционирует плохое отношение к иудейскому народу в наши дни; тем не менее, это говорит о том, что, как нация, Израиль испытал серьезные последствия от своей причастности к смерти Мессии.

Пророчество Даниила изображает вторжение римлян в Иерусалим и разрушение иудейского храма. Пророк говорит о некоем “вожде, который придет”, о том, что “город и святилище разрушены будут... как от наводнения” (9:26). Все это “предопределено” (см. 9:26, 27) Богом за их отвержение Его Сына (Мф. 21:37-41; 22:1-7).

Толкование этой части пророчества не вызывает споров. Иисус, говоря на Елеонской горе о разрушении Иерусалима (Мф. 24:1-34), предрекал “мерзость запустения, реченную через пророка Даниила” (24:15). Господь имел в виду Дан. 9:27. “Мерзость запустения” принесла римская армия во главе с Титом (“вождь”; 9:26), который разрушил Иерусалим в 70 г. н. э.

Вот исторические факты. В 66 г. н. э. иудеи, бывшие подданными Рима, восстали против империи. Это погрузило евреев в несколько лет кровавого конфликта с римлянами. Тит, сын и преемник знаменитого Веспасиана, овладел Иерусалимом (после пятимесячной осады) летом 70 г. Святой город был сожжен (см. Мф. 22:7), а “святилище” (храм) полностью разрушено. Христос говорил Своим ученикам, что приближается день, когда “дом” иудеев станет пуст (Мф. 23:38), от него не останется даже камня на камне (Мф. 24:2). Примечательно, что археологи с достоверностью опознали только один камень из этого храма и фрагменты другого. Дж. Гелденхьюс так кратко охарактеризовал эту ситуацию:

«...[Тит] ворвался со своей армией в город, разрушил и разграбил храм и перебил иудеев — десятки тысяч мужчин, женщин и детей. Утолив жажду крови, римляне увели в плен все оставшееся трудоспособное иудейское население (все слабые и престарелые были уже ими уничтожены), так что в городе и его окрестностях не уцелел ни один иудей. Только раз в году — в день памяти о разрушении храма — им позволялось оплакивать город с соседних холмов».

Это событие Даниил назвал “мерзостью запустения”, потому что город Давида был приведен в запустение римской армией — мерзкой идолопоклоннической силой. Интересно отметить, что даже иудеи признали, что гибель еврейской нации была исполнением замечательного пророчества Даниила. Иосиф Флавий, историк иудейского происхождения, утверждал, что “Даниил также писал о римском правительстве и о том, что они приведут нашу страну в запустение”.

Вдохновенное писание Даниила о “семидесяти седминах” является яркой демонстрацией правдивости библейского пророчества. Оно предсказывает приход Мессии и подробно говорит о Его благодеяниях. Пророчество точно указывает на время распятия Иисуса. И, наконец, оно открывает катастрофические последствия отвержения Сына Божьего. Какую благодарность мы должны испытывать к Богу за такое ценное свидетельство!

-2

Глава 9 необычна, и к ней нам нужно внутренне приготовиться. Первую часть главы понять легко, но дойдя до стиха 24, мы встречаем, наверное, самый трудный раздел во всей книге Даниила. Однако если подойти к нему со здравыми правилами толкования, то можно увидеть основной смысл всей главы.

Вторым планом в главе идет картина молящегося Божьего человека. Давайте обратимся к главе и посмотрим, кто молится, о чем молится и какой ответ дан на молитву.

МОЛЯЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК

Молитва — это одна из великих привилегий раба Божьего. Однако нужно помнить, что молитва должна исходить от праведной жизни. Обратите особое внимание на человека, чья молитва записана в этой главе.

Глава начинается так: “В первый год Дария, сына Ассуира, из рода мидийского...” Речь, должно быть, идет о Дарии мидянине, упомянутом в 5:31. В этом стихе говорится, что он “поставлен был царем над царством халдейским”.

Первая трудность в этой главе возникает из-за того, что мы так и не выяснили, кто такой этот Дарий мидянин. В стихе 1 он назван сыном Ассуира.

Истории известен царь по имени Дарий Великий. Первым значительным царем Мидо-персидской империи был Кир, которого сменил Дарий, на смену которому пришел Ксеркс, которого большинство ученых идентифицирует как Артаксеркса из книги Эсфирь. Некоторые источники свидетельствуют, что один из ранних мидийских царей носил имя Ассуир или, по крайней мере, очень близкое ему по звучанию. Но все же вряд ли человек в стихе 1 — тот самый Ассуир. Этот вопрос не должен нас сильно занимать.

В первый год правления этого царя Даниил “сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господа к Иеремии, пророку, что семьдесят лет исполнятся над развалинами Иерусалима” (ст. 2).

О том, что вавилонское пленение продлится семьдесят лет, нам сообщают два отрывка в книге Иеремии: 25:11, 12 и 29:10. Иеремия говорил иудеям:

«И вся земля эта будет пустыней и ужасом, и народы эти будут служить царю вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя вавилонского, и тот народ, — говорит Господь, — за их нечестие, и землю халдейскую и сделаю ее вечной пустыней» (25:11, 12).

Вполне возможно, что Даниил читал именно это место Писания. Из него он мог узнать, что пленение продлится семьдесят лет. Если Даниил читал не его, тогда 29:10: “Ибо так говорит Господь: «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место это»”. И в том, и в другом случае не возникало никаких сомнений относительно продолжительности плена. Иеремия сказал, что через семьдесят лет он закончится.

Лжепророки говорили пленникам в Вавилоне: “В любой момент вы можете вернуться домой”. У Иеремии была другая информация: “Это не так. Вы пробудете в Вавилоне долго. Обустраивайтесь; стройте дома и разводите сады” (см. Иер. 29:4-9). И еще он добавил, что однажды Бог опять сделает их счастливыми, но домой они попадут не скоро. Он не хотел напрасно обнадеживать их.

Прежде чем вернуться к книге Даниила, прочтем 2 Пар. 36:22, 23:

«А в первый год Кира, царя персидского, во исполнение слова Господнего, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: “Так говорит Кир, царь персидский: Все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, — да будет Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идет”».

Это слова Иеремии. Он сказал, что Господь возбудит дух Кира, царя Персии, и тот напишет официальное объявление, разослав его по всему царству; это будет обращение ко всему Божьему народу возвращаться домой. Езд. 1:1-3 подтверждает это:

«В первый год Кира, царя персидского, во исполнение слова Господа из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: “Так говорит Кир, царь персидский: Все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме”».

Иеремия не только объявил, что пленение продлится семьдесят лет, но также предрек, что именно Кир отпустит людей домой заново отстраивать свои города.

Вавилонское пленение должно было продлиться семьдесят лет, но как определить его рамки? Для этого есть два разных способа. Можно считать от первой депортации — когда иудеев впервые вывезли в Вавилон — до первого возвращения в Иудею. Первые пленные были вывезены из Иудеи в Вавилон в 606 г. до н. э., а домой первые иудеи вернулись в 536 г. до н. э. В 606 г. до н. э. Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго попали в Вавилон, а в 536 г. до н. э. Кир отпустил народ домой. Вот вам семьдесят лет. При другом способе отсчета учитывается разрушение храма. Навуходоносор сжег иерусалимский храм в 586 г. до н. э., а второй храм был отстроен в 516 г. до н. э. Снова выходит семьдесят лет. Хоть так, хоть так — все сходится; но Иеремия, похоже, — единственный, кто объявил, что плен продлится семьдесят лет.

По всей вероятности, Даниил, говоря в 9:2, что он “сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господа к Иеремии, пророку, что семьдесят лет исполнятся над развалинами Иерусалима”, имел в виду Иер. 25:11, 12. Очевидно, он понял, что эти семьдесят лет уже почти завершились. Он был готов идти домой и надеялся, что Бог был готов вернуть народ в Иудею и позволить им отстроить храм Господень.

Человек, который молится о возвращении иудеев, — это человек, которому небезразличны дела Божьи. Он страстно хочет освобождения Божьего народа и восстановления Иерусалима.

СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВЫ

Во-вторых, перед нами молитва Даниила. И какая молитва!

В главе 6 мы видели, что Даниил постоянно молился. Теперь же мы видим, как он молится о своем желании, чтобы иудейский народ вернулся на родину:

«И обратил я лицо мое к Господу Богу с молитвой и молением — в посте, и вретище, и пепле. И молился я Господу, Богу моему, и исповедовался и сказал: “Молю Тебя, Господи Боже, великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои! Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих”» (ст. 3-5).

Эта прекрасная молитва продолжается до стиха 19. Даниил приступает к Богу в посте, в одежде печали и посыпав голову пеплом. Он разговаривает с Богом абсолютно искренне. Он исповедует грех народа и его отступление от Божьих заповедей. Даниил просит Бога за иудейских пленников.

В стихе 13 упоминается закон Моисея. В Лев. 26 и Втор. 28 подробно говорится, как израильтяне будут благословлены, если станут служить Богу, и что случится с людьми, если они отвернутся от Него. В этом отрывке Моисей вновь и вновь описывает все беды, которые Бог нашлет на них, если они нарушат Его завет с ними. Даниил, вполне возможно, имеет в виду эти стихи, когда говорит: “Как написано в законе Моисея”.

По сути, Даниил говорит: “Случилось именно то, что обещал Бог. Он объявил, что произойдет, если мы будем грешить. Мы грешили, и все обещанные Богом проклятья пали на нас”. Его молитва — это исповедание грехов, мольба о милости и прощении, о том, чтобы Божий народ снова стал счастливым. Он молит Господа еще раз благословить Свой народ.

В стихах 20 и 21 мы читаем о положительном ответе Бога. Даниил пишет:

«И когда я еще говорил, и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом, Богом моим, о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы».

Даниил, великий Божий человек, молится об окончании вавилонского плена. Он исповедует свои грехи и грехи своего народа.

ОТВЕТ НА МОЛИТВУ

Даниил получил ответ на свою молитву. И какой прекрасный! Бог послал ангела сказать ему, каким будет этот ответ. Бог как бы сказал Даниилу: “Я не только дам тебе то, о чем ты просишь, Я дам гораздо больше. Я покажу тебе, что произойдет с твоим народом в отдаленном будущем”.

Даниил еще молился, когда к нему прилетел Гавриил. Слово “Гавриил” означает “храбрый Божий человек”. Гаври — значит воин, могучий человек, герой, а Ил [Эл] — это “Бог”. О Гаврииле говорится как о храбром, сильном Божьем человеке. Он был тем Божьим вестником, который объявил Марии, что она родит Младенца и наречет Его “Иисусом” (Лк. 1:26-31). Даниил называет Гавриила “муж”, т. е. человек, но мы, конечно же, понимаем, что это был более, нежели человек; он просто имел человеческий облик.

Гавриил явился Даниилу перед вечерней жертвой. Мы уже говорили об утренних и вечерних жертвах, о том, что около 2300 из них не были принесены во время правления Антиоха. Утренняя жертва приносилась приблизительно в 9 часов утра, а вечерняя — около 3 часов дня. Эти два времени, 9 часов утра и 3 часа дня, стали часами молитвы. В Деян. 3:1 Петр и Иоанн шли в храм “в час молитвы девятый”. Корнилий в Деян. 10:3 молился в своем доме “около девятого часа дня”, когда его посетил ангел (см. также Деян. 10:30). Вечерняя жертва совершалась “в часу девятом”, то есть в 3 часа дня. Именно в это время Гавриил и явился Даниилу.

Что же он сказал?

«Даниил! Теперь я вышел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний. Итак, вникни в слово и уразумей видение» (ст. 22, 23).

Фактически Гавриил сказал Даниилу: “Обрати внимание, потому что Господь внял твоей молитве, когда ты только начал молиться, и собирается передать тебе важную весть!” Вот эта весть:

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки — семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (ст. 24-27).

Этот отрывок о семидесяти седминах труден для понимания. По-моему, частично трудность возникает из-за попытки подойти к числам слишком буквально.

“Христос Владыка” всеми определяется как Иисус Христос. До прихода Христа Владыки будет два отрезка времени, семь седмин и шестьдесят две седмины — то есть в общей сложности шестьдесят девять седмин. Тогда “отстроятся улицы и стены, но в трудные времена” (ст. 25).

Стих 26 говорит: “И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет”. Слова “предан будет смерти”, скорее всего, говорят о распятии Иисуса. Далее мы читаем, что город будет снова разрушен (ст. 26). Конец этого отрывка отсылает нас назад. Если мы сможем понять стих 27 и определить того, кто должен был прийти, принеся с собой мерзости, и сделать место пустынным, тогда мы установим точку отсчета.

Кто разрушил храм? Кто разрушил Иерусалим сразу после прихода Мессии? Это сделал Тит около 70 г. Здесь, в Дан. 9:27, мы видим “мерзость запустения”, о которой говорил Иисус в Мф. 24:15.

Идя в своих рассуждениях назад, мы можем вполне быть уверены, что Дан. 9:26 говорит о разрушении Иерусалима. Храм был разрушен в 586 г. до н. э. Навуходоносором, но ему предстояло заново отстроиться; а отстроенный храм должен был стоять до окончания семидесятой седмины, когда придет мерзость запустения (в 70 г. н. э.).

Теперь, когда мы знаем, о чем идет речь, давайте вернемся к стихам 20-23:

«И когда я еще говорил, и молился, и исповедовал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом, Богом моим, о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: “Даниил! Теперь я вышел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний. Итак, вникни в слово и уразумей видение"».

Ангел Гавриил явился к Даниилу, когда тот молился “около времени вечерней жертвы” (ст. 21). Он говорил с Даниилом и учил его “разумению” (ст. 22). Он заверил Даниила, что еще в начале молитвы Бог услышал его и не остался безучастным (ст. 23).

Далее идет объяснение видения, но мы не можем сполна воспользоваться тем “разумением”, которое Бог дал Даниилу. Стихи 24-27 представляют собой один из наиболее проблематичных и трудных разделов в Библии. Мы можем понять общую идею, но когда пытаемся подойти к стихам слишком конкретно, у нас возникают проблемы. Давайте еще раз прочтем пророчество о семидесяти седминах:

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых» (ст. 24).

Ясно, что “святой город” — это Иерусалим. Здесь не должно быть никаких сомнений. Но что должно было произойти по истечении семидесяти седмин? Это событие должно было исполнить эти пророчества, положить конец греху, загладить беззакония и привести вечную праведность. Все это мог сделать только Мессия.

В стихе 25 Гавриил сказал Даниилу не только о восстановлении храма, но и о приходе Мессии:

«Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки — семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена».

С момента обнародования указа о восстановлении города до прихода Мессии должно было пройти семь седмин и шестьдесят две седмины. Всего — шестьдесят девять. Что должно случиться потом?

«И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (ст. 26).

Слова “предан будет смерти” по отношению к Мессии явно означают распятие Иисуса. После предания смерти Мессии Иерусалим и святилище, то есть храм, снова будут разрушены. Стих 26 указывает на страшную войну и великое разрушение города.

Итак, мы видим, что город и храм будут восстановлены, но потом все снова будет разрушено. Со времени издания указа о восстановлении храма до окончательного его разрушения должно пройти семьдесят седмин.

И наконец мы читаем:

«И утвердит завет для многих одна седмина [в Современном Переводе: “Затем будущий правитель заключит соглашение со многими народами. Оно продлится одну неделю”], а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (ст. 27).

Тот, кто заключит соглашение, вероятно, и будет опустошителем. Он запретит “жертву и приношение”; всякое поклонение в храме прекратится. К концу этих семидесяти седмин наступит мерзость запустения.

ТОЛКОВАНИЕ "СЕМИДЕСЯТИ СЕДМИН"

Поскольку стихи Дан. 9:24-27 чрезвычайно трудны для толкования, в этой статье приведены два взгляда, более буквальный и более символический. Оба взгляда сходятся в одной точке, но по-разному объясняют числа в этом отрывке.

Ключом к толкованию Дан. 9 являются семьдесят седмин (недель или периодов по семь лет). Стихи 24-27 породили много причудливых толкований, как, впрочем, и любое другое пророчество в Библии. Главная тема этого отрывка — храм: его разрушение, восстановление и полное уничтожение последнего иудейского храма. Окончательное его разрушение в Мф. 24:15 названо “мерзостью запустения”. Это пророчество также тесно связано с приходом Мессии.

В своей основе семьдесят седмин — это период времени со дня выхода повеления о восстановлении Иерусалима и храма до мерзости запустения, которое произошло в 70 г. н. э. Именно на это повеление ссылается Дан. 9:25. Ангел сказал Даниилу: “Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки — семь седмин и шестьдесят две седмины...”

Математический подход

Когда мы сталкиваемся с такими периодами времени как этот, когда делаются образные ссылки на исторические события, естественно каждый день воспринимать как год. Если под седминами понимать недели и взять семьдесят недель по семь дней каждая, то всего будет 490 дней, символизирующих 490 лет. Теперь нужно определить точку отсчета: с чего начинать, с указа Кира или с чего-то еще.

Повеление Кира. В Библии конкретно приводится два указа о восстановлении и отстройке Иерусалима. Первый — указ Кира, упомянутый в Ис. 44:28. Кир — это персидский царь, взявший Вавилон в 539 г. до н. э., а в 536 г. позволивший иудеям вернуться домой. В Ис. 44:28 Бог сказал: “[Я Господь], Который говорит о Кире: «Пастырь Мой, он исполнит волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! — и храму: ты будешь основан!»” Пророчество Исайи указывало на то, что Кир издаст указ о повторном строительстве храма. В Езд. 1:1-3 сообщается, что Кир действительно своим указом велел отпустить народ домой:

«В первый год Кира, царя персидского, во исполнение слова Господа из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: “Так говорит Кир, царь персидский: Все царства земли дал мне Господь, Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме”».

Иеремия говорил, что неволя продлится семьдесят лет, и Даниил прочел эту истину “по книгам”. Он указал на нее в этой самой главе (см. 9:2). По окончании семидесяти лет пленения Кир велел выделить строительный материал и деньги тем, кто возвращался в Иерусалим.

Этот свой первый указ Кир издал в 536 г. до н. э. Если начать с 536 года и прибавить к нему 490 лет, то что у нас получится? Нам этот год ничего не говорит. Мы никогда не скажем: “Вот 46-й год до нашей эры — это ключ к тому-то и тому-то; его нужно запомнить”. В этот год не произошло ничего исторически значимого; попытка подойти к пророчеству с этой позиции не приводит к желаемому результату.

Повеление Артаксеркса. Но существует еще один указ, который предоставляет нам иную точку отсчета, — указ, изданный в дни Неемии. Неемия, виночерпий царя (Неем. 1:11), сказал Артаксерксу, что печален он оттого, что стены его города разрушены (2:3). Он попросил у царя разрешения вернуться домой и восстановить город (2:5). Царь позволил ему вернуться в Иерусалим, чтобы отстроить город и стены (2:6-8). Артаксеркс снабдил Неемию необходимым указом, предоставляющим ему соответствующие полномочия. Так были возведены городские стены.

Если Дан. 9:25 говорит об этом указе Артаксеркса из книги Неемии, тогда нужно считать с того времени, когда был издан этот указ, то есть с 445 г. до н. э. Прибавив к этой дате 490 лет, получаем 45 г. н. э. Что произошло в 45 году? И снова мы не знаем ничего такого, что происходило в то время. Этот год лежит где-то между смертью Ирода в Деян. 12 и первым миссионерским путешествием Павла, которое началось приблизительно в 48 году. Что же касается какого-либо значительного события, произошедшего с церковью или Иерусалимом в 45 году, то нам об этом ничего не известно.

Возвращение Ездры. Остается единственный вариант — начать отсчет с дней Ездры (457 г. до н. э.). Текст в книге Ездры не упоминает никакого конкретного указа на то время. Однако если от возвращении Ездры в 457 году отсчитать 490 лет, то получается приблизительно 33 г. н. э. Недостаток этой точки зрения в том, что во время возвращения Ездры в Иерусалим мы не находим никакого конкретного указа. Я считаю, что есть лучший подход.

Я видел, как люди делают всевозможные вычисления, чтобы выйти на какое-нибудь важное событие через 490 лет от времени повеления о строительстве храма. Это требует множества манипуляций с цифрами. Поэтому я предлагаю перестать рассматривать эти семьдесят седмин как период, в точности равный 490 годам. Давайте просто думать, что это образное выражение количества времени, которое приводит нас к Иисусу и разрушению храма.

Символический подход

Вот другой подход к этим стихам, и для меня он имеет больше здравого смысла. Начнем опять с Дан. 9:24:

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых».

Я считаю, что речь в этом отрывке идет о церкви, потому что в нем говорится о прощении преступления, заглаживании беззакония и вечной праведности. По моему мнению, помазание Святого святых [или места в храме, называемого “святое святых”; см. Современный Перевод] — это помазание Господнего царства, церкви.

Согласно стиху 25, Даниил должен был знать и разуметь, что “с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки [будет] семь седмин и шестьдесят две седмины”, или, в общей сложности, шестьдесят девять седмин. Это — время до прихода Мессии. Не думаю, что оно должно равняться какому-то определенному периоду времени; оно должно длиться до прихода Христа.

“И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет” (ст. 26). Эти слова воспринимаются как указание на смерть Иисуса. В конце стиха 26 Гавриил упоминает наводнение и говорит Даниилу: “...и до конца войны будут опустошения”. Далее в стихе 27 мы читаем:

«И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».

Похоже, эта последняя, семидесятая, неделя говорит о периоде времени, включающем распятие Христа и разрушение Иерусалима. Иерусалим должен был подвергнуться разрушению сразу после распятия Мессии. Так и произошло спустя около сорока лет. (Распятие произошло около 33 г., а Иерусалим был разрушен в 70 г.).

Иерусалим должен был отстроиться, но Даниилу было сказано, что вскоре после прихода Мессии храму и поклонению в нем навсегда придет конец. Это относит нас вперед, к 70 г. Я считаю, что здесь говорится о действиях Тита по отношению к Иерусалиму. В стихе 27 читаем: “…прекратится жертва и приношение”. Тит прекратил всякое поклонение в храме. Более того, он разрушил и сам храм. Он привел его в запустение; его действия послужили причиной мерзости запустения. Храм и вся иудейская система поклонения прекратили свое существование. Сегодня нам не нужна иудейская система поклонения, потому что пришел Мессия. Мы являемся членами Божьего царства и нового завета. Это толкование кажется мне осмысленным, и оно прекрасно согласуется со всем остальным Писанием. Естественно, когда мы имеем дело с апокалиптической литературой, мы всегда должны помнить об одном: надо проявлять смирение и отдавать себе отчет в том, что наше толкование может быть ошибочным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глава 9 выделяется среди других как одна из самых необычных глав во всей Библии. Мы не только увидели в ней основной смысл, но также извлекли из нее ценный урок о молитве.

Молитва является стержнем этой главы. Она исходит от человека, заинтересованного в Божьем слове и Божьем народе. Эта истина напоминает нам, что молитва должна идти от искреннего, праведного сердца. Сама молитва содержит восхваление, исповедание и праведную просьбу. Бог ответил на эту молитву, как Он отвечает на все молитвы, которые находятся в согласии с Его духовными законами. Божий ответ показывает, как милостив Бог. Он не только ответил Даниилу на его просьбу, но также дал Даниилу удивительную возможность заглянуть в будущее.

Давайте следить за тем, чтобы мы были правильными людьми и молились правильно. Тогда мы можем не сомневаться, что Бог милостиво ответит на наши молитвы.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи