В этой статье мы рассмотрим подробно стили, принятые женами Генриха VIII (1509-1547), и то, как они использовали одежду для создания определенного образа и для поддержания отношений с мужем.
Первая жена Генриха Екатерина (замужем в 1509-33 гг.) была королевской принцессой Арагонской и Кастильской в Испании и на протяжении всей своей жизни продолжала ссылаться на своё испанское наследие в одежде. Однако, одежда была инструментом дипломатии, и от королевы ожидали, что порой она будет одеваться более по-английски. Несмотря на то, что она переняла английские гейбл (женский головной убор) и платье, чтобы завоевать своих новых подданных, в некоторых случаях она использовала стиль, чтобы выразить личную политическую точку зрения. Например, во время знаменитой встречи "Поле золотой парчи" в 1520 году, Кэтрин надела головной убор в испанском стиле, чтобы показать своё недовольство альянсом Генриха и французского короля Франциска("Поле золотой парчи" - мирные переговоры Генриха VIII и Франциска I, свое прозвище получили из-за необыкновенной роскоши свиты обоих королей).
Анна Болейн (замужем в 1533-36 гг.), напротив, воспитывалась при французском дворе, а когда приехала в Англию, привезла с собой французскую моду. Ее неповторимый стиль и очарование привлекли внимание Генриха, и король ухаживал за ней, делая дорогие подарки и осыпая комплиментами. Однако Кэтрин дала отпор, ее платья были оружием в этой супружеской войне.
Кэтрин носила свои великолепные платья и тратила все больше и больше средств на свой гардероб с целью утвердить свой превосходящий статус над Анной. Это была демонстрация высшего ранга Кэтрин и ее места при дворе выше соперницы, нельзя было ударить в грязь лицом. Но, обнаружив себя в конкуренции с более модной и молодой Анной, возможно, Кэтрин также использовала одежду, чтобы казаться более привлекательной для своего мужа и вернуть его любовь.
Но не только драгоценности и шелка участвовали в битве мод между будущей женой Генриха и нынешней. Изготовление королевских рубашек традиционно было делом жены, так как рубашка считалась предметом нижнего белья и, следовательно, интимным. Анна узнала, что Екатерина все еще шила рубашки Генриху, это показывало, что Кэтрин все еще оставалась очень близкой женой Генриха. Тогда хитрая Анна отправила королю новые рубашки (хотя они были сделаны профессиональным мастером, а не собственными руками Анны).
С ростом власти Анны ее одежда становилась все более роскошной, и в 1532 году испанский посол Эсташ Шапуи сообщил своему королю Карлу V (который был племянником Екатерины), что "Леди была занята покупкой дорогостоящих платьев; Генрих не удовлетворившись тем, что отдал ей (Анне) свои драгоценности, послал герцога Норфолкского за королевой (Екатериной) ". Кэтрин сначала отказалась отдать свои драгоценности, но Генрих настоял. То есть он отобрал у Екатерины украшения ради своей новой пассии. Это была победа Анны.
Генрих и Анна тайно поженились в 1533 году, но это не долго было тайной. Внимательные придворные заметили изменившийся статус Анны по ее одежде. Как и ее предшественница, Анна умела одеваться дипломатично. Во время своей коронации в этом году она носила одежду во французском стиле, но учитывая то, что ей нужно было показать свои английские предпочтения, создается монета к ее коронации, на которой она изображается в гейбле, больше ассоциируемым с Екатериной Арагонской.
Тем временем, Кэтрин отказалась признать свой пониженный статус. Она продолжала покупать новые одежды и вышивать на них свои инициалы и инициалы Генриха, несмотря на то, что Генрих ставил инициалы свои и Анны на все - от зданий до монет.
Первенство Анны продлилось недолго, к 1536 году она была лишена своих украшений и одета для своего последнего публичного выступления - на эшафоте - в простое свободное серое платье. Генрих поспешил и, в поисках желанного сына, женился на Джейн Сеймур (1536-37). Король подарил Джейн роскошную одежду и драгоценности, а также кое-что из гардероба Анны, чтобы она могла показать свой новый статус королевы при дворе. Стиль Джейн призван бы подчеркнуть ее приверженность английскому духу. Она даже запретила своим фрейлинам носить французский капюшон (или арселе, также головной убор), который к тому же часто отождествляли с Анной Болейн.
После смерти Джейн и через две недели после рождения принца Эдуарда, Генрих выбрал свою следующую жену Анну Клевскую (замужем с января 1540 по июль 1540 года), наследницу немецкого герцогства. Стиль Анны не пользовался успехом при дворе, французский посол ехидно сообщил, что ее фрейлины "были одеты так тяжело и неприлично, что их можно было бы счесть почти уродливыми, даже если бы они были красивы".
Брак Анны и Генри был обречен с самого начала. Когда они встретились в 1540 году, Генрих решил пошалить и надел простое платье, в надежде, что Анна узнает своего нового мужа, несмотря на маскировку. Но Анна не узнала Генриха - она отвергла недостойного ее проходимца. Генрих пришел в ярость и, к несчастью для Анны, или, возможно, к счастью для нее, учитывая сколько умерших жен было на счету Генриха, брак был расторгнут через полгода.
Кэтрин Говард (замужем в 1540-42гг.), следующая жена Генриха, была одарена одеждой так же, как и её предшественницы. Но когда распространились слухи о ее романе с Томасом Калпепером, придворным и близким другом Генриха VIII, Екатерина была заключена в тюрьму в Хэмптон-Корт, а ее драгоценности и шелка были конфискованы. К слову, впоследствии она и Томас были обезглавлены.
Шестая жена Генриха Кэтрин Парр (замужем в 1543-47гг.) назначила себе портного, который служил всем предыдущим жёнам Генриха - умный ход, поскольку она могла руководствоваться его опытом и всегда быть одета должным образом, впечатляюще и дипломатично.
- Как бы вы отнеслись к тому, чтобы унаследовать всю одежду и драгоценности чьего-то бывшего мужа или жены?