В 1962 году выходит роман Агаты Кристи "И, треснув, зеркало звенит…" из серии о мисс Марпл. Мотивом убийства (осторожно существенный спойлер) становится тот факт, что убитая случайно заразила убийцу, известную голливудскую актрису, краснухой, когда последняя была беременна. Сюжет романа на реальной детали биографии голливудской актрисы Джин Тирни, с тем исключением, что Тирни никого не убивала. В 1943 в разгар Второй Мировой, работая волонтером в "Голливудской столовой", где кинозвезды кормили и развлекали военнослужащих американской армии, Тирни подцепила от сбежавшей из карантина медсестры краснуху. В следствие чего её дочь родилась с очень серьезными проблемами со здоровьем и долго не прожила. Последнее стало одной из причин серьезных психических проблем и фактическим уходом Тирни из кино в середине 50-х, когда актрисе еще не было 35.
Удивительно, но даже несмотря на данную травму Тирни оставила после себя выдающуюся фильмографию, став одной из самых узнаваемых нуар-леди 40-х.
10 звездных фильмов Джин Тирни
Возвращение Фрэнка Джеймса (The Return of Frank James), 1940, режиссер - Фриц Ланг
С кинодебютом Тирни одновременно повезло и не повезло. Повезло, так как она с ходу получила главную женскую роль в фильме Фрица Ланга. Не повезло, так как "Возвращение Фрэнка Джеймса" - один из самых слабых фильмов Ланга.
Табачная дорога (Tobacco Road), 1941, режиссер - Джон Форд
Малоизвестный шедевр Форда, посвященный жизни самых нищих слоев американского общества, проживающих в штате Джорджия. Джин Тирни весь фильм проводит чумазой и повадками напоминает дикого зверя.
Жестокий Шанхай (The Shanghai Gesture), 1941, режиссер - Джозеф Фон Штернберг
Роскошный экзотический нуар, в котором банальная мелодраматическая история благодаря шикарной работе костюмеров, декораторов и оператора превращается во что-то большое, чем должна была быть. Джин Тирни в фильме выглядит так, как больше никогда не будет выглядеть.
Лора (Laura), 1944, режиссер - Отто Преминджер
Один из главных нуаров и детективов в истории Голливуда, много кого вдохновивший и много на что повлиявший. Джин Тирни досталась роль женщины-загадки в буквальном смысле этого слова. "Лора" стала визитной карточкой актрисы на годы вперед.
Бог ей судья (Leave Her to Heaven), 1945, режиссер - Джон Стал
Тирни исполняет роль психопатической личности в этом, снятом с оглядкой на фильмы Хичкока триллере. Кино достойное, но с ним связана одна занятная история. Когда-то в конце 90-х данный фильм по кабельному каналу случайно посмотрел Мартин Скорсезе, который так впечатлился увиденным, что включил фильм в свою "Историю американского кино" и всячески рекламировал его другими способами. Затем фильм по рекомендации Марти посмотрели другие критики и кинематорграфисты. В результате "Бог ей судья" прописался во многих топах "самых признанных фильмов в истории кино". История неплохо демонстрирует, как формируются подобные топы, и как забытый фильм может получить признания спустя десятилетия после выхода, если его во время бессонной ночи посмотрит кто-то действительно уважаемый в кинематографической среде.
Драговик (Dragonwyck), 1946, режиссер - Джозеф Манкевич
Классическая готическая мелодрама, не сильно впечатляющая сценарием (он достаточно стандартен), но красиво снятая. Тирни в декорациях середины 19 века смотрится удивительно естественно.
Призрак и миссис Мьюр (The Ghost and Mrs. Muir), 1947, режиссер - Джозеф Манкевич
Симпатичная мистическая мелодрама о "романе" вдовы, переехавшей с детьми в дом с призраками, и его обитателем - духом сварливого капитана, который сначала пытается избавиться от незваных гостей, а потом, напротив, начинает им активно помогать.
Ночь и город (Night and the City), 1950, режиссер - Жюль Дассен
Гениальный британский нуар об авантюристе в исполнении Ричарда Уидмарка, который во что бы то стало стремится прийти к успеху в послевоенном криминальном Лондоне. Тирни играет его подружку, пытающуюся безуспешно обуздать амбиции антигероя.
Там, где кончается тротуар (Where the Sidewalk Ends), 1950, режиссер - Отто Преминджер
Спустя 6 лет после выхода "Лоры" Преминджер вместе с исполнителями главных ролей Джин Тирни и Дэной Эндрюсом решает повторить успех фильма. Получилось отлично, но до блистательной "Лоры" фильм всё же не дотягивает.
Левая рука Бога (The Left Hand of God), 1955, режиссер - Эдвард Дмитрик
Приключенческая мелодрама, ставшая последним фильмом Тирни перед долгим перерывом. Партнером актрисы по фильму стал великий Хамфри Богарт, и случись этот фильм десятью годами ранее, могло получиться что-то действительно мощное, но в 1955 и Тирни, и Богарт были уже не в лучшей физической и психологической форме