Давным-давно дикие кельты набежали на культурных римлян – обычное, в общем-то, дело. Вот и римляне не торопились. Устроили ритуальные гонки колесниц, принесли коней-победителей в жертву богам, построились по манипулам и пошли на встречу врагу.
Войска встретились у моста через безымянную речку. Разрушать мост никому не хотелось: ведь чтобы врага победить - его надо догнать. А без моста это сделать будет трудно. При неясном соотношении сил никак было не решить, кто мостом владеет, и кто может переходить первым.
Тогда кельты предложили переложить решение этого вопроса на богов и устроить судебный поединок. Выставив самого брутального головоруба, кельты были уверены в том, что боги за них. Но у римлян был один нюанс, и звали его Тит Манлий.
Надо сказать, что вступая в легион римляне клялись перед богами и боевыми товарищами никогда не оставлять своё место в строю. Вот и Манлий вышел на бой, предварительно получив от консула временное освобождение от клятвы.
Кельт, завывая аки дрель в бетоне, бросился в атаку. Тит Манлий, без лишних спецэффектов, отбил вражий щит своим щитом и, заставив врага открыться, нанёс два удара мечом - по традиции, - коронный и похоронный.
Кельт был повержен. После этого Тит снял с трупа золотое ожерелье-торк и надел себе на шею. За это Тит Манлий получил от товарищей прозвище Торкват (Ожерельный), которое перешло к его потомкам.
Поединок имел важное значение - с наступлением ночи войско кельтов разбежалось по домам.