Павел Иванович Мельников - Печерский в своём гениальном романе «В лесах» описал женские судьбы Заволжья.
То, что происходило с девушками в купеческих семьях, не считалось домашним насилием, но никак иначе это нельзя назвать.
Именно отцы ломали жизни дочерей, рассматривая их как товар, как средство увеличения капитала.
Все это они делали, прикрываясь тем, что желают дочерям счастья. И сентенциями типа: «Яйца курицу не учат»; «Я тебя породил, я тебя и убью!»; «Мое детище, что хочу, то и сотворю с ним!», а ещё угрозами лишить родительского благословения и наследства.
Своей воли девушка в семье купца не имела никакой.
«– Какая это воля девичья? – спросил, улыбаясь, Патап Максимыч. – Шестой десяток на свете доживаю, про такую волю не слыхивал. И при отцах наших и при дедах про девичью волю не было слышно. Что ж это за воля такая ноне проявилась? Скажи-ка!»
«Ваше бабье дело молчать да слушать, что большак приказывает!..»
Разве что попросить: «Привези мне цветочек аленький!» Не больше.
Так что «замуж за чудище» и
«служить ему верою и правдою, исполнять его волю господскую, а может, он надо мной и сжалится,»
- не сказка, а самая, что ни на есть быль. Именно так часто воспринимали девушки, найденных им отцами, женихов.
Ах, какая женщина...
Как же вести себя правильно, чтобы не вызвать родительского гнева и порицания общества?
Персонаж романа Грунюшка с этим отлично справляется.
«Ясное, веселое лицо Аграфены Петровны верней всяких речей говорило, что нет у нее ни горя на душе, ни тревоги на сердце. Тихо и мирно проходила жизнь этой любящей и всеми любимой женщины. Всегда спокойная, никогда ничем не возмутимая, красным солнцем сияла она в мужнином доме, и куда вчуже ни показывалась, везде ей были рады, как светлому гостю небесному».
Ее, оставшуюся сиротой (родители умерли от тифа, посетив ярмарку), вырастил Патап Максимович наравне со своими дочерьми. И когда Груня подросла, пожалела овдовевшего купца Ивана Залетова. Он остался без хозяйки с детьми. Груня по доброй воле вышла в 17 лет «за старика", вдвое её старше.
«Испокон веку народ говорит: жена добрая, домовитая во сто крат ценней золота, не в пример дороже камня самоцветного».
«С младенческой колыбели до брачного венца никогда почти не знавала она ни бед, ни печалей, а приняв венец, рай в мужнин дом внесла и царила в нем».
При Груне умолкают сплетни, затихают споры. Она всегда светла, терпелива. Растит своих детей и пасынков с одинаковой любовью. От мужа почёт и уважение. Никогда ей Залетов не скажет, как бывало Патап Максимович своей жене:
«С дурой чего вязаться? Бабий кадык ничем не загородишь – ни пирогом, ни кулаком».
Или:
«– А ты горла-то зря не распускай, – в свою очередь, возвысив голос, сказал ей Патап Максимыч. – Молчи да слушай… Ну же, не хныкать, покуда не бита; чтоб я не видал бабьих слез!»
Это вполне обычный стиль общения успешного мужика с покорной женой, матерью его детей и хозяйкой дома.
С Груней все уважительны. Словно автор решил показать на примере этого образа, как бывает в идеальном мире:
«Куда ни войдет, всюду внесет с собой мир, лад, согласье и веселье. При ней и мрачные старики, угрюмо на постылый свет глядевшие, юнели и, будто сбросив десяток годов с плеч долой, становились мягче, добрей и приветливей».
Невозможно не заинтересоваться этой героиней, именно она и олицетворяет тот тип женщин, с которыми рядом тепло и светло. Ее характер очень похож на типаж Крошки Доррит у Чарльза Диккенса.
Продали Машу, как буру корову
Самый «везучий» персонаж романа «В лесах» - вдова Марья Гавриловна, у неё капитал и пароход по Волге бегает. Русская красавица с трагической судьбой.
В юности на ярмарке встретила суженого, Евграфа, сына богатого пароходчика. Сговорились о свадьбе. Когда старик купец увидал невесту сына, он позавидовал, девушка ему так понравилась, что он пообещал ее отцу пароход, в обмен на дочку. Это было вечером. Все надеялись, что к утру старик передумает.
«Но хмель со сном прошел, а блажь из головы Макара Тихоныча не вылезла, шальная мысль, засев в голову пьяного самодура, ровно клином забита была… А дай-ка распотешу всех, – думал, проснувшись и потягиваясь на одинокой постели, Макар Тихоныч, – сам-ка женюсь в самом деле на Марье. Пущай Москва две недели про мою свадьбу толкует… Девка же сдобная, важная – грудь копной, глаза так и прыгают. Крепыш девка, ровно репа, – знатная будет жена!» – думал, подзадоривая себя, Макар Тихоныч».
Евграфа отправили в дальнее путешествие по торговой надобности, от тоски он вскоре заболел и умер. Маша исхудала, стала нехороша собой, скучна, мужу быстро надоела.
«Восемь лет выжила Марья Гавриловна с ненавистным мужем. Что мук стерпела, что брани перенесла, попреков, побоев от сурового старика. Тому только удивляться надо, как жива осталась… Восемь лет как в затворе сидела, из дому ни разу не выходила: старый ревнивец, под страхом потасовки, к окнам даже запретил ей подходить. Только и жила, бедная, памятью о милом сердцу да о тех немногих, как сон пролетевших, днях сердечного счастья, что выпали на ее долю перед свадьбой. Истаяла вся, стала худа, желта и совсем опротивела мужу. Макар Тихоныч ядреных, дородных любил».
Но «повезло».
«На девятый год третьего своего супружества, в понедельник, на масленице, Макар Тихоныч, накушавшись первых блинов с икрой у знакомого и запив блины холодненьким, воротился домой, обругал хозяйку, прилег на диван и отдал Богу спасенную душу свою».
Словно из тюрьмы вышла Марья Гавриловна…
«Фабрика, дом, деньги – все ее. Богатство, свобода, а не с кем слова перемолвить».
Но, конечно, со временем всему научилась и даже замуж повторно вышла!
Если не замуж, так в скит
Самый сильный женский образ, не уступающий по яркости образу Марьи Гавриловны, суровая и независимая настоятельнице монастыря - мать Манефа.
В молодости она звалась Матренушкой, была дочерью зажиточного крестьянина, Максима Чапурина, и полюбила Якова, весёлого и способного, но бедного парня.
«За Яшку ни за что не отдам, -сказал Матрене отец».
Но опоздал со своими поучениями. Девушка, как тогда говорили, понесла. Чтобы скрыть позор, отец отвез ее в монастырь, и наказал матерям стеречь ее пуще зеницы ока. В стенах монастыря родила Матрёна; испугалась смерти во время тяжелых родов, молилась о жизни.
Отец огорчился, даже согласился на свадьбу с Яковом, но, верная слову, запуганная старицами, девушка отказалась.
Нашёл ее Яков, шла девушка по тропинке от скита, кинулся к ней, напомнил об их любви. Напрасно.
«Через три дня после этой встречи бледную, исхудалую девушку вели в часовню; там дали ей в руки зажженную свечу… Начался обряд… Из часовни вышла новоиспеченная мать Манефа…»
«С первого шага Манефа стала в первом ряду келейниц. Отец отдал ей все, что назначил в приданое, сверх того щедро оделял дочку-старицу деньгами к каждому празднику. Это доставило Манефе почетное положенье в скиту».
Она стала игуменьей, о ней пошла добрая слава по обителям и среди верующих. Нашла свою дочь, забрала в скит и вырастила. Но всю жизнь помнила о первой любви и тосковала об утраченном личном счастье.
Если не в скит, то в могилу
Главная героиня - красавица Настя, дочь тысячника Чапурина, родного брата Манефы, в начале романа вошла в возраст.
Насте пора замуж. Отец подобрал жениха.
«Жениха жди, Настасья Патаповна. Прикатит к матери на именины… Слышишь?.. Славный такой, молодой да здоровенный, а богач какой!.. Из первых… Будешь в славе, в почете жить, во всяком удовольствии… Чего молчишь?.. Рада?»
Но девушка уже полюбила простого парня, токаря Алексея.
И снова грустная история - Настя ждёт ребёнка и от отчаяния погибает, прося отца простить Алексея за ее «девичий позор».
Красавец токарь не останавливается на достигнутом, он уже влюблён в Марью Гавриловну и в магически привлекательный для тех времён капитал в виде парохода.
Часто впоследствии отцы раскаивались, Патап Максимович горько рыдал на могиле дочери и сожалел о своём самодурстве, но было поздно.
Хотя он и отомстил Алексею впоследствии, но из песни слов не выкинешь - в гибели Насти виновата патриархальная традиция - не спрашивать дочерей об их воле, не придавать значения их личному выбору и желаниям.
Анастасия Розанова
Понравилась статья и Вы бы хотели больше такого контента на Дзен? Поддержите канал!
#психология воспитания #отношения родителей и детей #история россии #семья #патриархат