На тему Распятие Христово есть много картин, и в день Воскресения Христова, я хотела написать на эту тему.
Я решила рассмотреть замечательную картину с мощным, космическим образом Христа, написанную испанским художником Сальвадором Дали в 1950—1952 г. «Христос Святого Иоанна Креста».
На написание необычного ракурса Распятия художника вдохновил рисунок, сделанный христианским мистиком, католиком, писателем и поэтом Святым Иоанном Креста жившем в 16 веке.
Иоанну Креста было экстатическое видение, после которого он изобразил
Распятия сверху, как бы взглядом Бога-Отца.
Сальвадор Дали хотел отойти от традиционной трактовки Христа, которая была в католицизме, где акцент ставился на его страданиях и его крови.
Сальвадор Дали хотел преломить эту традицию и показать вневременной аспект события - «ядро атома».
Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили экстатические видения, которые вывели на замысел этой работы.
Это «ядро», как писал Дали, «затем приобрело метафизический смысл» и он «рассматривал это, как основную составляющую Вселенной—Христа!» В его работе Христос–это Вселенная, он вне времени, он есть та связующая часть между Богом-Отцом и смертными людьми, тот мост, который их соединяет.
Кстати, в древнерусской живописи тема распятия так же раскрывалась, как созерцательная и имела вневременной характер происходящего. Согласно Евангелие, между Распятием Христа и его Воскрешением проходит три дня, а между Воскрешением и Вознесением сорок.
В этот период Христос является своим ученикам, дает последние наставления и на виду у апостолов возносится в небо.
Получается, что в своей работе Дали объединил три евангельских события в одно: Распятие-Воскрешение-Вознесение.
Крест на картине выступает, как объединяющая составляющая, как мост между Богом-Отцом сверху и смертным миром снизу.
Фигура Христа образует треугольник - аллюзия Святой Троицы.
Мы видим Распятие не снизу, как обычно оно изображалось, где ученики смотрят на своего учителя в страданиях,
Дали изобразил его сверху, показал метафизическую красоту Христа-Бога, стремительно Возносящегося к Богу-Отцу, во Вселенную.
Сальвадор Дали о своем произведении
Сальвадор Дали объяснял замысел своей картины так:
«… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете, и которая в моём сне являлась «ядром атома».
Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это, как основную составляющую Вселенной — Христа!
Во-вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник.
Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку.
Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови".
В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ...
Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство.
Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет».
Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые авторские материалы.
Заходите ко мне в Инстаграм, там много интересного https://www.instagram.com/lari.sad_artdesign/