Найти в Дзене

От экстатического видения к Распятию в картине Сальвадора Дали

На тему Распятие Христово есть много картин, и в день Воскресения Христова, я хотела написать на эту тему.

Я решила рассмотреть замечательную картину с мощным, космическим образом Христа, написанную испанским художником Сальвадором Дали в 1950—1952 г. «Христос Святого Иоанна Креста».

Сальвадор Дали  во время работы над картиной
Сальвадор Дали во время работы над картиной

На написание необычного ракурса Распятия художника вдохновил рисунок, сделанный христианским мистиком, католиком, писателем и поэтом Святым Иоанном Креста жившем в 16 веке.

Рисунок Иоанна Креста
Рисунок Иоанна Креста

Иоанну Креста было экстатическое видение, после которого он изобразил

Распятия сверху, как бы взглядом Бога-Отца.

Сальвадор Дали хотел отойти от традиционной трактовки Христа, которая была в католицизме, где акцент ставился на его страданиях и его крови.

Сальвадор Дали хотел преломить эту традицию и показать вневременной аспект события - «ядро атома».

Дали утверждал, что его, как и Иоанна Креста, посетили экстатические видения, которые вывели на замысел этой работы.

Это «ядро», как писал Дали, «затем приобрело метафизический смысл» и он «рассматривал это, как основную составляющую Вселенной—Христа!» В его работе Христос–это Вселенная, он вне времени, он есть та связующая часть между Богом-Отцом и смертными людьми, тот мост, который их соединяет.

Картина Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»
Картина Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»

Кстати, в древнерусской живописи тема распятия так же раскрывалась, как созерцательная и имела вневременной характер происходящего. Согласно Евангелие, между Распятием Христа и его Воскрешением проходит три дня, а между Воскрешением и Вознесением сорок.

В этот период Христос является своим ученикам, дает последние наставления и на виду у апостолов возносится в небо.

Получается, что в своей работе Дали объединил три евангельских события в одно: Распятие-Воскрешение-Вознесение.

Крест на картине выступает, как объединяющая составляющая, как мост между Богом-Отцом сверху и смертным миром снизу.

Фрагмент картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»
Фрагмент картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»

Фигура Христа образует треугольник - аллюзия Святой Троицы.

Линейный разбор Картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»
Линейный разбор Картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»

Мы видим Распятие не снизу, как обычно оно изображалось, где ученики смотрят на своего учителя в страданиях,

Дали изобразил его сверху, показал метафизическую красоту Христа-Бога, стремительно Возносящегося к Богу-Отцу, во Вселенную.

Фрагмент картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»
Фрагмент картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста»

Сальвадор Дали о своем произведении

Сальвадор Дали объяснял замысел своей картины так:

«… в первую очередь, в 1950 году, я увидел «космический сон», в котором мне предстала эта картина в цвете, и которая в моём сне являлась «ядром атома».

Это ядро затем приобрело метафизический смысл, и я рассматривал это, как основную составляющую Вселенной — Христа!

Во-вторых, когда благодаря указаниям Отца Бруно, кармелита, я увидел рисунок Христа, нарисованного Святым Иоанном Креста, я разработал геометрические треугольник и круг, в которых «эстетически» кратко изложены все мои предыдущие опыты, и я вписал мой рисунок Христа в этот треугольник.

-8

Первоначально я не хотел изображать все атрибуты распятия - гвозди, терновый венец, и т.д. .- и превратить кровь в красные гвоздики в руках и ногах, с тремя цветами жасмина, опущенными в рану на боку.

Но только до конца мое решение изменило второе видение, возможно, из-за испанской поговорки, которая гласит: "мало Христа, слишком много крови".

В этом втором сне я увидел картину без анекдотических атрибутов: только метафизическая красота Христа-Бога. ...

Мои эстетические амбиции заключаются в том, что полотно противоположно всем изображениям Христа, выполненным современными художниками, которые применили экспрессионистскую манеру, вызывая эмоции через уродство.

Моя главная задача заключается в изображении красоты Христа как Бога, в том, что Он олицетворяет».

Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые авторские материалы.
Заходите ко мне в Инстаграм, там много интересного https://www.instagram.com/lari.sad_artdesign/