Найти тему

«Побег из Шоушенка». Зачем Энди Дюфрейн сбежал из тюрьмы в туфлях директора?

"Страх - это кандалы. Надежда - это свобода".

Это очень любопытный и поучительнейший момент этой великой истории. Только поучительный не для тех, кто собрался бежать из тюрьмы, разумеется.

Не делайте так никогда, как сделал Энди Дюфрейн, если вы действительно хотите сбежать из тюрьмы!!!)

Это в русском переводе фильм называется «Побег…», а в оригинале и у книги и у фильма всё таки другое, не столь однозначное название The Shawshank Redemption, «redemption» может иметь значения «искупление», «спасение», «освобождение». Но у нас называется «Побег…». Ок. Т.е. наш зритель изначально готов и настроен, что умный и славный парень Энди Дюфрейн, как-то всё-таки сбежит из тюрьмы. Может он и убил жену с любовником в припадке ревности (а зритель только во второй половине фильма понимает, что он невиновен), но всё равно, он отличный парень и искупил страданиями свою вину, даже если она у него и была.

Итак, вспомним. Окончание фильма. Убит единственный свидетель, который мог свидетельствовать в пользу Энди (драматическая перипетия резко вниз). Энди выходит после очередной многодневной отсидки в карцере.

кадр из фильма
кадр из фильма

Он обращается к Реду с очень странной просьбой, что-то где-то найти, когда тот выйдет на свободу. На ужине выяснятся, что Энди просил и получил у своего тюремного товарища два метра каната. (странно, что без мыла). Перипетия ещё ниже.

Конец рабочего дня. Кабинет директора. Он складывает документы в сейф директору, чистит ему туфли, чтобы «блестели как зеркало», и направляется ночевать в свою камеру.

Утром выясняется, что в камере его нет. (О! Этот эпизод решён мастерски! Охранник открывает решётку и меняется в лице: «Матерь божья!» Что внутри камеры зритель не видит, и у многих при первом просмотре наверняка возникла мысль: неужели повесился?? У меня возникла.) Но нет. Энди Дюфрейн просто исчез!

Директор пришёл утром на работу, но вместо своих начищенных туфлей обнаружил в коробке стоптанные башмаки Энди.

А дальше Ред рассказывает нам, как он это сделал. В том вечер Энди решил, что пора бежать. Вместо документов он положил в директорский сейф библию, в которой все годы хранил альпеншток. Этим альпенштоком он за 20 лет проковырял лаз в стене.

Дальше он обувает начищенные туфли директора и идёт в камеру. Ред объясняет, что охранники не заметили во что тот обут и добавляет: «разве вы часто смотрите на чью-то обувь?». И вот это очень небесспорный тезис.

Многие люди обращают внимание на обувь!

(Где-то я читал любопытную мысль. Давно известно, что подсознание и мужчин, и женщин очень быстро определяет сексуальную привлекательность кого-либо при первом же взгляде. На это уходят секунды. Но сексуальность – это очень субъективно. Кроме сексуальной привлекательности мужское и женское подсознание определяет другое: ранг, место в «иерархии» особи противоположного пола. И в мужчинах это два маркера: чистота обуви и аккуратная, короткая стрижка. И якобы во многих «местах отдалённых» «перворанговые» зеки стараются выделиться именно чистотой обуви. А чем же ещё? Одежда то одинаковая. И в женщинах тоже два маркера: длина волос и высота каблука.

Чем длиннее волосы и выше каблук, тем выше «ранг». Т.е. мужчина или женщина могут быть так себе в смысле привлекательности, но занимать высокий «ранг». Возможно и наоборот. И что-то в этом есть. Вспоминается наша «Москва слезам не верит». Терпеть не могу, когда у мужика грязная обувь!)

Так вот. Повторюсь, многие люди обращают внимание на обувь. А у тюремных охранников обращать внимание на внешний вид заключённого – это ещё и профессиональная обязанность. Ну ладно. Повезло в этот раз Энди.

Дальше. Когда в камерах выключили свет, Энди бежит. Верёвка ему была нужна, чтобы привязать к ноге свои пожитки и документы (и ещё костюм директора. Хотя у Энди с директором явно разные размеры одежды...). Через прорытый лаз в стене он попал в какую-то шахту-техническое помещение. Дальше ему ещё нужно попасть в такую толстую канализационную трубу. Для этого он долбит её камнем и пробивает в ней большую дыру. (Из чего же сделана труба? Если из железа, то его не пробить. Только вмятину оставишь. Чугун? Он крепкий, но хрупкий. У вас есть чугунная сковородка? Попробуйте ка сломать её камнем. Вы долго провозитесь и скорее зря. А там толстая стенка. Примерно 2-3 см. Возможно бетон. Но и он бывает крепкий, к тому же его армируют. Но звук при ударе металлический.) И тут, надо же какое совпадение, как раз разыгралась непогода, гроза, гремит гром, и его удары по трубе глушатся громом! Пробил дыру. Дерьмо фонтаном бьёт вверх. Хотя никакого давления в канализационных трубах быть не должно и, действительно, стоки текут самотёком по самому донышку.

Энди ползёт по дерьму 500 метров и оказывается на свободе. И тут ему опять сказочно везёт, никакой решётки на выходе нет! Не предусмотрели тюремщики такого.

Ух! Какой же Энди Дюфрейн невероятный везунчик. Сколько раз ему повезло. Давайте посчитаем сколько:

1.Ему пронесли альпеншток, которым он выскоблил лаз в стене. И никто этого не услышал и не заметил.

2. И за 20 лет этот инструмент не был обнаружен.

(Один знающий человек, который проработал в наших тюрьмах много лет, рассказывал мне, что так называемая «техничка» это такая рутинная процедура в наших российских тюрьмах. Когда все камеры шмонают-обыскивают и стенки, полы и потолок простукивают деревянными молотками.)

Но тут охранники Шоушенка как то... халатно относились к своим обязанностям. Вообщем свезло Энди Дюфрейну. Тут такая дыра в стене была просто прикрыта афишей с красоткой.

3. Камера в которой жил Энди крайняя. Угловая. И за стенкой не соседняя камера, а то самая шахта-техпомещение. А если бы за стеной была камера соседа, чтобы сделал Энди? Вот вопрос.

4. Никто из своих не настучал, что Энди попросил верёвку для непонятных целей. А так ли она была ему нужна? Нет. Наверняка он был сам в состоянии найти или сделать что такое, чем можно было привязать к ноге пожитки. Но просить кого-либо – это риск навлечь на себя подозрения. Стукачи в тюрьмах – это обычное дело.

5. Директор не проверил, что Энди положил ему в сейф. А мог бы.

6. Он оставил Энди одного в своём кабинете, дав возможность украсть и туфли и костюм.

7. Охрана не заметила во что Энди обут.

8. Труба канализации оказалась не очень крепкой. Он смог пробить в ней дыру. Про отсутствие решётки на выходе мы уже упомянули.

9. Была гроза и гром, который глушил удары Энди по трубе. А если бы грома не было? Он что? Слушал прогноз погоды перед побегом?

Но зачем же Энди одел директорские туфли? Чтобы на следующий день прийти в самом лучшем виде в офис банка за своими денежками? Но он мог бы их купить (достать, обменять, выпросить и т.п.) Ладно костюм. В тюремных обносках ходить по магазинам, да и по улицам, конечно было бы как то не очень.. А вот туфли это более решаемый вопрос.

Слышу-слышу ещё один ответ! Энди Дюфрейн поменялся обувью с директором, чтобы показать тому дулю на прощание! Так?

Но. Энди, во-первых, очень умён, во-вторых осторожен. Другого вывода зритель сделать и не может. И вот этот его финт и с библией в сейф, и с туфлями – это какое-то безрассудство, совершенно не нужный риск, что его план побега и многолетние титанические усилия пойдут прахом! Разве он мог быть уверенным, что ночью будет гром? что сможет пробить трубу? Нет. Что не будет ещё препятствий, о которых он не мог знать? Нет.

Дуля директору – это прекрасно. Но главное – это сбежать! И тут чёрт бы с ней, с этой дулей. Обнаруженные директором башмаки делали очевидным побег, который мог и не удастся. А так он мог бы ещё и выиграть время.

Вообщем, зря он это придумал с туфлями…

…А вот и не зря!!!

Правда и правдоподобие в кино – это тонкая такая штука. Это как слой кожи, которым прикрыта конструкция, скелет истории. И вот этот скелет намного важнее!

Вспомним ещё такой постулат: дилетанты снимают кино, чтобы выразить себя и свой «внутренний мир», а профессионалы делают кино для зрителей. А разве кто-то сомневается, что Стивен Кинг профессионал? Великий профессионал.

У великих историй должны быть великие цели и инструменты, которыми она их достигает.

Один из главных инструментов – то, что Голливуд называет suspense, саспенс! («Тревога ожидания, беспокойство, неопределённость»). Это когда зритель должен всей душой переживать за главного героя! Авторы добиваются этого блестяще. И верёвка, и труба, которую надо проломить, и гром, и фонтан дерьма, которого быть не должно – это то, что работает на этот самый саспенс.

Цели – это идеи, которые история должна доказать. Две универсальных идеи утверждает история «Шоушенка». И делает это предельно убедительно. Первая: «свобода лучше, чем несвобода». Тут всё понятно. Банально. Но банальные истины самые верные. Какое прекрасное сравнение приводит Ред! «Оперение некоторых птиц слишком яркое. Грех держать их взаперти.» Но ведь и этот тезис подан в истории отнюдь не как бесспорный. Потрясает судьба старика Брукса, который провёл в тюрьме полвека, освобождение стало для него стрессом, который он не пережил. "Тюремные люди"...

кадр из фильма.
кадр из фильма.

Вторая: «торжество справедливости». Зло должно быть наказано. Зло воплощено в директоре тюрьмы. Представьте себе, если бы Энди Дюфрейн просто сбежал из тюрьмы, даже с деньгами. Директор бы конечно расстроился, и даже возможно получил бы выговор. Но триумфом справедливости это назвать было бы сложно. История вышла бы пресноватой.

Но зритель жаждет торжества справедливости! И авторы дают его нам в полной мере.

И вот для этого – туфли! Готовься, падла. Туфли тю-тю. Одевай мои башмаки! Твой дом тюрьма. То, что Энди Дюфрейн невиновен – это полбеды. А вот то, что директор тюрьмы преступник – вот это беда. Он убийца и коррупционер.

А в сейфе вместо документов и счетов дырка от бублика (т.е. альпенштока). И зритель чувствует физически, что директора сейчас удар хватит (блестящая игра актёра Боба Гантона). Вы всё помните. Сейчас его арестуют. Ошмётки директорских мозгов по стеклу. Тотальный разгром! Туфли, как метафора. Энди поменялся с директором не туфлями, а местами, «рангами». Как переживал зритель! Неужели все испытания заставят Энди залезть в петлю? Нет! Это он заставил директора тюрьмы пустить себе пулю в башку.

Вот такой вариант ответа на вопрос.

А насчёт правды и правдоподобия… Сколько стоят тюрьмы и лагеря, столько же люди бежали или пытались бежать, и были истории побегов ещё более невероятнее…

Гениальное кино.

Свобода! кадр из фильма.
Свобода! кадр из фильма.

******************************************************************

МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА

(по ссылке ниже на ridero.ru):

-8
ridero.ru

О разнице между "актёрами" и "артистами".

Лучшая комедия всех времён и народов.

10ка лучших отечественных фильмов.

Кино и принцип Парето.

Лучшие цитаты о кино.

Один эпизод в "Мимино".

Юматов - красноармеец Сухов?