На публикуемых фото две старых футбольных программки из Англии. Далекий уже 1996 год. ФК «Миллуолл» (“Millwall”) принимает на своем домашнем стадионе «The New Den”, расположенном в южном Лондоне, очередных соперников по первому английскому дивизиону. Футболистов, изображенных на лицевой стороне обложки, представлять российским болельщикам не надо. Но сначала небольшая предыстория:
Лига Чемпионов. Середина декабря 1995 года.
К этому времени московский "Спартак" выигрывает в своей группе 6 матчей из 6. Состав звездный, болельщики ликуют, взаимопонимание игроков растет от матча к матчу, а красивая игра удается регулярно и без напряжения. К примеру, в норвежском Тронхейме местный "Русенборг" уходит на перерыв при счете 2-0, а в итоге проигрывает москвичам 2-4. Не попавшие в стартовый состав Дмитрий Аленичев и Валерий Кечинов как по заказу забивают, выйдя на поле во втором тайме, три мяча на двоих.
А английский чемпион "Блэкберн" в Москве проигрывает 0-3, да так безнадежно, что по ходу матча игрок сборной защитник Грэм Ле Со (на минуточку, человек только за "Челси" провел 250 матчей в своей карьере игрока) не выдерживает нервного напряжения и сходится в рукопашной со своим одноклубником Дэвидом Бэтти, далеко не субтильным юношей. Разнимать их пришлось тогдашнему капитану "Блэкберна " и будущему коучу "Тоттенхэма" Тиму Шервуду. Разняли, вестимо, но история с потасовкой одноклубников облетела весь футбольный мир.
Казалось бы, евровесна-1996 полна радужных перспектив, и мартовский соперник по четвертьфиналу ЛЧ крепкий французский "Нант" не вызывает дрожи в ногах. И вдруг в лагере "Спартака" одна потеря за другой. Основной голкипер Станислав Черчесов отправляется играть за австрийский "Тироль". Надолго выбывает из строя травмированный защитник Дмитрий Хлестов. Уезжает в "Реал" (Овьедо) капитан Виктор Онопко, его испанский этап карьеры продлится без малого восемь сезонов, и в московский "Спартак" он больше не вернется. Но участниками самого непредсказуемого трансферного финта стали вне всякого сомнения тогдашние спартаковцы Сергей Юран и Василий Кульков. Они сменили Лигу Чемпионов на английскую первую лигу (сейчас она называется Чемпионшип), а по итогам сезона 95/96 их новый клуб опустился еще одним уровнем ниже, во второй дивизион (то есть в третью по счету профессиональную лигу Англии)...
Надо сказать, что лондонский "Миллуолл" ("Львы") и сейчас не особо хорошо знаком большинству российских болельщиков... Да, в "Миллуолле" поиграл, а параллельно и потренировал команду знаменитый Деннис Уайз, до этого сыгравший 21 матч за сборную Англии и капитанивший в "Челси" времен Харина, Гуллита, Дзолы и Виалли. Да, там начинал свою профессиональную карьеру и провел не худшие шесть лет лучший бомбардир в истории австралийской сборной и будущий любимец фанов "Эвертона" Тим Кэхилл. И кстати, оба этих игрока участвовали в памятном финале кубка Англии на стадионе "Миллениум" в мае 2004-го, где "Львы" проиграли соперникам из "Манчестер Юнайтед" со счетом 3-0. Несмотря на поражение, "Миллуолл" как финалист кубка получил право показать себя в Европе и вылетел в первом же раунде, уступив венгерскому "Ференцварошу".
Но это было немного позже, уже в 2000-е годы. Если же говорить о середине 90-х, то клуб из южного Лондона был известен гораздо больше благодаря своим хулиганам. Единственным известным игроком из «Миллуолла» я бы назвал Тедди Шерингема, будущего героя лигочемпионского финала 1999г.
Так что же произошло? Как уроженец Ворошиловграда Юран и москвич Кульков, вместе поигравшие в начале 90-х за португальских грандов - "Бенфику" (1991-1994) и "Порту" (1994-1995), оказались в составе "Миллуолла"? Не увлекаясь конспирологией, предположу, что удачным выступлением в ЛЧ многие спартаковцы, в том числе Юран и Кульков, серьезно подняли к себе уровень интереса со стороны западных клубов, а заодно и стоимость своего трансфера. И люди из руководства "Спартака", владевшие правами на них, решили трудоустроить их в Англии, где летом 1996 года должен был пройти очередной Чемпионат Европы по футболу. Видимо, расчет был на то, что в первой половине года экс-спартаковцы адаптируются в английском футболе, на Евро-96 в составе сборной России добавят себе вистов, и сезон 96/97 благополучно начнут в составе одного из английских грандов. Есть и другие версии о движущих мотивах этого перехода, например, порекомендую на эту тему очень интересный блог: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/england/2569798.html Именно там я и позаимствовал следующее любопытное фото:
Кстати... Похожая история произошла в Лондоне 10 лет спустя. Олимпийские чемпионы-2004 аргентинцы Карлос Тевес и Хавьер Машерано в последний день трансферного окна в августе 2006 года абсолютно неожиданно (не исключено, что и для себя самих) вдруг перешли из бразильского "Коринтианс" в скромный клуб из столицы Великобритании. Нет, не в "Миллуолл", конечно, но и "Вест Хэм Юнайтед", где оказались звездные аргентинцы, в те годы курсировал между самыми нижними строчками АПЛ и Чемпионшипом, к числу лидеров футбола на туманном Альбионе отнюдь не принадлежал.
Об истинных финансовых и юридических причинах этой сделки много дискутировали тогда и спорят до сих пор, а "Молотки" с аргентинцами в заявке завершили сезон лишь на 15-м месте. Машерано, сыграв всего 5 матчей, отправился в "Ливерпуль", сначала в аренду на год, а потом и подписал с мерсисайдцами полноценный договор на несколько сезонов. А Карлос Тевес, доиграв чемпионат, перешел в "Манчестер Юнайтед". Предположу, что компания MSI, которой принадлежали права на аргентинцев и инициатива данного трансфера, во всей этой истории улучшила своё финансовое положение достаточно неплохо.
Впрочем, вернемся к истории выступлений россиян за «Миллуолл». Особых лавров там они не снискали, кумирами местной публики за несколько отпущенных им месяцев не стали, да и задачи такой скорее всего перед собой не ставили. Как я уже упоминал, по итогам сезона «Миллуолл» отправился в третий по счету английский дивизион, к чему привело совпадение нескольких не самых удачных для клуба обстоятельств. Кульков вернулся из Англии в Москву, долго лечился, а в 1997 году снова попал в спартаковскую заявку, но своего прежнего высокого уровня уже достичь не смог. Юран же уехал из Лондона в Германию, несколько лет с переменным успехом играл в Дюссельдорфе и Бохуме, а в «Спартак» вернулся на один сезон уже в 1999 году. А на память об их лондонском вояже остались эти программки, фото и воспоминания болельщиков.