Создатель современной скульптуры легендарного фонтана рассказал, как и что было
Этот материал готовился к 14 сентября 2017 года, к 70-летию самого знаменитого из петергофских фонтанов – Самсона. Для авторской рубрики «Короткие встречи Владимира Желтова» в газете Пермского края «Звезда». (Почему «к 70-летию», станет понятно из текста.) Внимательный читатель, ознакомившийся с моим материалом о Георгии Жженове «Современный кинематограф развращает женщин», знает: газетой владеют люди, которые в отличие от Остапа Бендера не чтут уголовный кодекс, что в нашей стране в наше время, к сожалению, даже не уголовно не наказуемо.
В общем, материал опубликован не был – был положен мной в долгий ящик, где и пролежал до сегодняшнего дня.
Сегодня в эфире «Эхо Москвы» выступала генеральный директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. Елена Яковлевна сказала, что в связи с пандемией 25 апреля пуск фонтанов не состоится – он переносится на 9 мая, на День Победы. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне готовится праздничная программа «От Петергофа сохранилось только небо». Сейчас в это трудно поверить, но блокадная муза Ольга Берггольц была недалека от истины…
Четыре десятилетия назад моя неласковая судьба преподнесла мне подарок, дивиденды от которого я по глупости своей извлек невеликие, и все же…
Немного истории
Фонтан «Самсон» (полное название: «Самсон, раздирающий пасть льва») - визитная карточка государственного музея-заповедника «Петергоф». Это фонтан-памятник. Памятник победе русской армии в Северной войне. И был он установлен в честь 25-й годовщины Полтавской битвы, состоявшейся 27 июня (8 июля) 1709 года - в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русской армии. Поверженный лев символизирует побежденную Швецию и ее молодого короля Карла ХII. Да и императора Петра I еще при жизни с подачи епископа Русской Православной Церкви и государственного деятеля Феофана Прокоповича сравнивали с библейским богатырем Самсоном, первый подвиг которого заключался в победе над разъяренным львом.
Для искусства XVIII века было характерно использование аллегорий (иносказания), и Бартоломео Карло Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной.
Средств на грандиозный фонтанный комплекс, возводимый у Большого дворца, не жалели. «Самсон» является центральной фигурой Большого каскада, включающего в себя еще 60 фонтанов. Чтобы обеспечить достаточный напор воды в центральном фонтане «Самсон» и позволить струе из пасти льва бить на высоту более 20 метров, был сооружен деревянный трубопровод, длина которого составляла 4 километра.
«Самсон» был отлит из свинца, и в силу природных свойств этого металла со временем деформировался. В 1802 году свинцового «Самсона» заменили бронзовым. Скульптур Михаил Козловский сохранил первоначальный идейный замысел и композицию фонтанной группы, но, по сути, создал оригинальное произведение - он изобразил Самсона обнаженным, и тот стал похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла.
Во время Великой Отечественной войны, с сентября 1941-го по январь 1944-го, Петергоф находился на оккупированной врагом территории, и дворцово-парковому комплексу, казалось, был нанесен невосполнимый урон: дворцы были либо взорваны, либо сожжены, музеи разграблены, фонтанная система выведена из строя… Утрачен был и оригинальный «Самсон». Тот памятник-фонтан, который вот уже больше семи десятилетий не перестает удивлять и радовать посетителей Нижнего парка, создан скульптором Василием Симоновым «с помощником» (так сказано в Википедии) Николаем Михайловым.
«За работу не возьму ни копейки»
О скульпторе Николае Михайлове я узнал 11 сентября 1981 года из публикации в газете «Вечерний Ленинград». Статья Светланы Моторовой называлась «О доблести, о подвигах, о славе», и речь в ней шла о том, что Михайлов создает портретную галерею героев Великой Отечественной.
Я работал заместителем директора ленинградского ПТУ№105, по моей инициативе и, как говорится, при моем непосредственном участии в училище создавался Музей 20 Гвардейского истребительного авиационного полка. Если мне не изменяет память, десять летчиков полка удостоились звания Героя Советского Союза. Один из них – Алексей Хлобыстов совершил три воздушных тарана, причем, два в одном бою. Прочитав о Михайлове, я решил попросить скульптора изготовить для нашего будущего музея бюст Хлобыстова.
Уговаривать Николая Васильевича не пришлось. Он сказал, что за работу не возьмет ни копейки, просил только найти рублей 50 «на гипс и на отливку». (Чтобы представить, сколь велика сумма, скажу: мой оклад составлял 160 рублей, на руки я получал что-то около 142-х.)
В статье, с которой для меня началось знакомство с Николаем Михайловым, как бы между делом было упомянуто, что он «несколько лет» работал «вместе с известным мастером резца В.Л. Симоновым» над «новым вариантом фигуры Самсона».
Разумеется, мне очень хотелось попросить Николая Васильевича рассказать об этой его работе, но корреспондент «Вечерки» предупредила: Михайлов не любит касаться «этой темы», поскольку чувствует себя обиженным; не только журналистам, но и петергофским экскурсоводам ничего не говорит его имя; всегда и везде «только Симонов, один Симонов».
Во время наших с коллегой и главным моим помощником во всех моих начинаниях Владимиром Гонровым нечастых посещений мастерской на Кузнецовской улице, Николай Васильевич был приветлив, доброжелателен и, как казалось мне тогда, излишне откровенен.
Помню, как за чаем он, родившийся в год начала Первой русской революции в семье сестрорецкого рабочего, вспоминал о дружбе с детьми другого сестрорецкого рабочего Николая Александровича Емельянова – того самого, что летом 1917-го скрывал от преследования Временного правительства Владимира Ильича Ленина. Естественно, Михайлов знал и нам рассказывал, что в шалаше на берегу озера Разлив вождю мирового пролетариата компанию составлял другой пламенный революционер, позже ставший жертвой сталинского террора, Григорий Евсеевич Зиновьев.
Мы с Володей об этом уже знали - от Александра Николаевича Емельянова, с которым встречались в Разливе в том же 1981 году. Но для большинства советских граждан эта страничка биографии полностью открыта была только в годы перестройки. Что не делает чести ни отечественным политикам, ни отечественным историкам
«Точных обмеров «Самсона» не существовало»
11 апреля 1983 года Михайлов позвонил в училище:
- Бюст Хлобыстова готов, можете забрать хоть завтра.
И вот только во время этого визита в мастерскую я попросил Михайлова рассказать о «Самсоне». К нашему с Гонровым большому удивлению, Николай Васильевич охотно согласился. К сожалению, рассказ его я смог записать только, вернувшись домой, по памяти, и в чем-то могу быть не точен. Михайлов подарил нам с Володей копии фотографии, опубликованной в какой-то книге: по Ленинграду везут «Самсона». Я попросил подписать – Николай Васильевич отказался:
- Не могу. Моя роль в этом деле маленькая.
Той копии фотографии у меня нет; вероятно, после моего увольнения осталась в училище. А запись рассказа сохранилась.
Николай Михайлов:
- Фашисты, захватив Петергоф, «Самсона» вначале увезли в Гатчину, а оттуда уже в Германию. В конце войны и сразу по ее окончании были предприняты поиски «Самсона», но положительных результатов они не дали. Возможно, скульптура была аккуратно или неаккуратно разобрана (у Козловского она состояла из пяти частей), и когда-нибудь еще найдется. А может быть, ее просто разломали. Чего деликатничать, если все равно отправлять на переплавку. Бронза для военной промышленности - ценнейший материал.
В 46-м решили фонтан «Самсон» воссоздать. Поручили это дело Василию Симонову. Почему именно ему, не берусь говорить, не помню. Вероятно, потому, что он был опытнейший скульптор-монументалист, и старейший – Василий Львович еще до Первой Мировой войны в конкурсе на памятник Минину и Пожарскому для Нижнего Новгорода взял первую премию. Симонов был профессором и деканом скульптурного факультета в «Мухе» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица. – В.Ж.).
Василий Львович решил не просто скопировать скульптурную группу, но и попытаться передать авторский почерк Козловского, чтобы новый «Самсон» получился как можно «достовернее». Были подняты архивные документы. Не поверите, но точных обмеров «Самсона» не существовало. Были известны только его высота и вес. Через газеты обратились к ленинградцам с просьбой принести, привезти, прислать у кого что есть – открытки, фотографии. Вскоре в мастерской Симонова – она находилась на улице Герцена (Большая Морская улица. ВЖ.), в здании ЛОСХА (Ленинградского отделения Союза художников РСФСР. ВЖ.), - образовались горы из почтовых открыток, фотокарточек, в большинстве своем не особо качественных, и, к сожалению, не добавляющих необходимых знаний. Не было снимков, на которых «Самсон» можно было бы рассмотреть со всех сторон и подетально. Василий Львович отобрал штук двадцать фотографий, сделанных с разных точек, но не с одинакового от «Самсона» удаления, и путем математических расчетов определял те или иные параметры.
Симонов выполнил модель высотой в один метр. Для того, чтобы увеличить скульптуру до натуральных размеров и объема и выполнить в разных материалах, в глине и гипсе, привлекли меня. Василий Львович продолжил доработку, проработку деталей. Работали мы с ним по 15 часов в сутки.
Отливали «Самсон» на заводе «Монументскульптура» под нашим, Симонова и моим, наблюдением. Для заводчан заказ оказался не только почетным, но и срочным. Традиционно пуск петергофских фонтанов, как вы знаете, проводится в мае. В 1947 году его назначили на 14 сентября. Литейщикам и другим специалистам приходилось работать сверхурочно, а то и сутками.
Параметры выдержали точно: высота - 3 метра 24 сантиметра, вес - 5 тонн. Единственное несоответствие, которое было допущено: теперь скульптурная группа состояла не из пяти, а из четырнадцати частей. Трудное послевоенное время - решили сэкономить на дорогостоящем материале. Но расчеты показали, что, если отлить стенки тоньше, чем они были у Козловского, мощная струя воды может смять и изуродовать бронзовую руку Самсона.
Работу закончили в последних числах августа. Доставку «Самсона» в Петергоф – тогда уже Петродворец - назначили на 31-е число. Собирались сделать все по-тихому, по-рабочему. Но на заводе посчитали иначе: «Вы что?! Это же событие для города!» Заводчане настояли и на том, чтобы «Самсона» перевозили, не лежа, как предполагалось, а стоя.
Установили его на специальную платформу и повезли. Был теплый солнечный день. Везли не по окраинным улицам, как хотели сначала, а через центр города: по Лиговскому проспекту, по Невскому, по улице Герцена - мимо ЛОСХа, где мастерская Симонова. Но широкого оповещения ленинградцев о предстоящем событии почему-то не было. Для многих появление из-за какого-нибудь поворота сверкающего золотом гигантского богатыря было настоящим чудом. Люди кричали «ура», аплодировали. Военные и постовые милиционеры, нарушая все уставы, отдавали честь ветхозаветному герою. У ног Самсона на платформе сидел старенький, растроганный до слез Василий Львович Симонов.
«Самсона» должны были доставить в парк, как я уже сказал, лежащим на боку, а потом поднять и установить на пьедестал. Именно к таким действиям и была подготовлена вся грузоподъемная техника. По ходу дела пришлось менять технологию монтажа. К тому же, внутрь фигуры предстояло еще вставить какую-то трубу. Вдруг выяснилось, что габариты взрослого человека сделать это не позволяют. В толпе нашелся какой-то шустрый пацаненок, вручили ему трубку, объяснили, что и как нужно сделать. Мальчишка нырнул под пьедестал. Толпа замерла. Послышался скрежет. И – тишина! Нет мальчишки! Мы не на шутку заволновались. Но тут лев, которому Самсон раздирает пасть, заплакал жалобно, как ребенок. Плач доносился из его пасти. Рабочие бросились спасать мальчонку. Вытащили, конечно, его, и он, испуганный, весь в слезах, объяснил, что трубку вставил, куда следует, а обратно никак не мог выбраться. Зареванный пацан скрылся в толпе, и никому в голову не пришло его остановить, спросить хотя бы, как зовут. Помните у Твардовского в «Рассказе танкиста»: «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, но как зовут, забыл его спросить»?
Был еще один тревожный момент – уже во время торжественного открытия фонтана, 14 сентября. Когда дали воду, вначале ударила мощная струя мокрого песка, и «Самсон» вдруг задрожал. Мне, да и не только мне, стало не по себе: выдержат ли сварочные швы?! Выдержали!
Я где-то читал, что на открытии «Самсона» собралось 50 тысяч человек. Были и почетный караул, и оркестр. И хотя за спиной у Самсона стоял весь в руинах Большой петергофский дворец, народ ликовал!
В конце декабря 2010 года фонтан «Самсон» был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуру покрыли двойным слоем сусального золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака. 16 апреля 2011 года петербуржцы и гости Северной столицы смогли стать свидетелями уникального исторического зрелища – «Самсон» «прошествовал» по городу тем же путем, что и в 1947 году, чтобы занять свое место на пьедестале в Нижнем парке ГМЗ «Петергоф».
Автор текста - Владимир Желтов,