Если вы посмотрите на самые сильные европейские футбольные лиги, вы заметите одно существенное отличие от РПЛ: там нет клубов, которые спонсирует государство. Казалось бы, регионы выделяют деньги командам, чтобы в этом регионе был футбол, люди приходили на стадион, была своя академия и прочее. Но в этой статье я расскажу почему в нашем футболе бюджетные деньги - это зло.
Леонид Федун - президент Спартака и один из главных акционеров “Лукойл” однажды заявил, что в России футбол - это, прежде всего, благотворительность. Он говорил, что этот бизнес не всегда может окупить сам себя и поэтому частные инвесторы не рискуют вкладывать в него свои деньги. Решить эту проблему можно бы было, например, введением налоговых или других льгот для инвесторов, но думать об этом должны другие люди. Мы лучше затронем другой футбольный клуб который еще недавно существовал в РФПЛ.
Помните футбольный клуб Амкар? Сколько я себя помню, он всегда был крепким середняком нашей лиги, а его средняя посещаемость на домашнем стадионе только в предпоследний год существования опустилась ниже 8000 человек (у Оренбурга, к примеру, рекордная средняя посещаемость за сезон - 5.415 зрителей, и была она в сезоне 2016-2017). Клуб практически полностью зависел от бюджетных денег, которых в последнее время стало выделяться всё меньше и меньше, начали появляться долги перед игроками и сотрудниками, а впоследствии команда и вовсе перестала существовать, не заявилась даже в ПФЛ. Как сказал Валерий Газаев: “Если новому губернатору или мэру не интересен футбол — сразу урезается финансирование, и в итоге команда прекращает существование”. А ведь был еще ФК Тосно, который вместо Лиги Европы оправился к Амкару.
А еще за бюджетными деньгами почти никто не следит. Если Гинер, Федун и Галицкий вкладывают в клуб свои честно заработанные деньги - они ни копейки не упустят из виду и всегда будут следить за каждой финансовой операцией (хотя как распоряжается деньгами Леонид Арнольдович я здесь писать не буду). А на на государственное финансирование всегда бегут очень влиятельные агенты. Причиной их появления и, фактически, оккупацией РПЛ является, скорее, лимит на легионеров, но сейчас я на примере футбольного клуба Ростов объясню, почему никакое количество бюджетных денег не поможет нашему футболу стать лучше.
ФК Ростов, агенты и долги
Если вы смотрели ролик Михаила Борзыкина о Ростове или хотя бы читали расследования “Новой газеты” - вы понимаете, что я хочу написать. Для остальных опишу вкратце что там происходит.
Полгода назад Валерий Карпин рассказал о том, что в клубе не всё так хорошо, как мы себе это представляли. Есть долги, задержки по зарплатам, а Ростовская область, которая обещала помочь, выделяет мало денег. То же самое заявил и президент Арташес Арутюнянц спустя пару дней, - информация появилась на сайте клуба. А среди долгов, по словам Арташеса - налоги от выступления в Лиге чемпионов и какие-то “старые-новые долги”, которые тянутся еще со времен прежнего руководства.
На сайте nationmagazine.ru указано, что от выступления в ЛЧ ростовчане заработали около 14 миллионов евро (еще почти 4,5 миллиона евро в Лиге Европы). Интересно, о каком налоге идет речь? Говорят, что эти призовые были очень быстро освоены, а бюджет клуба почти ничего не получил. Но как такое возможно?
Есть в структуре клуба такой футбольный агент Олег Артёмов - один из самых влиятельных лицензированных агентов РПЛ. Одно более 50% игроков команды были его клиентами. Этот факт не вызывал бы вопросов, если эти игроки не стали бы пачками уходить из клуба свободными агентами. То есть казна Ростова не пополнялась. Вот что по этому поводу сказал бывший гендиректор ФК Ростов Юрий Белоус:
“При предыдущем руководстве клуба футболисты толпами ходили из одной команды в другую, затем в третью. При этом суммы на их приобретение выделялись одни, а до кассы «Ростова» доходили совсем другие. Если бы футболисты продавались за достойные суммы, и эти деньги попадали в футбольный клуб, думаю, ситуация бы в «Ростове» была иной. Бесконтрольный менеджмент, а также нежелание и неумение контролировать деятельность клуба со стороны руководства области загоняют «Ростов» в тупик”.
Помните переход Новосельцева в Зенит за 8 миллионов рублей? Это цветочки. Ерохин и Полоз перешли в клуб с берегов Невы бесплатно, свободными агентами, 28 июня 2017 года. Однако в Полоз продлил контракт с Ростовом на 3 года в феврале 2017г., а у Ерохина контракт действовал еще 2 года. Можете представить себе переход условного Наингголана в Ювентус бесплатно, хотя у него с Кальяри еще 2 года действует контракт? Ах да, Алексей Сутормин, перешедший в Зенит за 50 000 рублей, тоже клиент Артёмова.
А в расследовании “Новой газеты” вы могли прочесть о том, как Ростов уходил от уплаты налогов посредством благотворительных фондов. Контракты же с футболистами заключались так, чтобы игрок в любой момент мог перейти в другой клуб бесплатно - казна Ростова не получала ничего (или почти ничего), а все деньги уходили заинтересованным лицам.
Был в Российском Футбольном Союзе президент - Николай Толстых. Он пытался бороться с агентами еще в 2012 году. Суд в Швейцарии против руководителей Ростова он проиграл, хотя показания против команды дал даже Кубран Бердыев. Многие не уверены, что до суда дошли все материалы дела.
Может быть другие региональные команды закончили своё существование не из-за плохой финансовой поддержки со стороны государства? И почему регионы перестают спонсировать клубы?