Во всем потоке музыки, ежедневно производимой на свет, есть та, что ощущает себя сиюминутной и прекрасно себя в этом положении чувствует. А есть та, что с момента своего появления смотрит в вечность. Она так устроена, она так задумана. Поэтому, вне зависимости от эпохи ее появления на свет, она называется классической. Единственное, в 20 и 21 веке такая музыка получила определение - "новая" или "нео".
Кстати, многие современные композиторы плюются, когда их творчество относят к разряду нео-классики. Уж слишком много под этой вывески появилось скучных, пресных и плоских произведений.
Но все же, как к этому не относись, всегда приятно осознавать, что в мире все еще есть музыка, которую одновременно можно называть новой и вечной.
Хочу рассказать сегодня о нескольких композиторах, творящих на этой территории.
Самое время сейчас узнать или вспомнить о них.
1. Филип Гласс.
Несмотря на то, что весь инструментарий композитора позволяет отнести его к разряду новых классиков, определяют его прежде всего как минималиста.
Более того, он собственно и изобрел этот жанр. По крайней мере, первый стал известен в этом качестве среди широких масс.
Стержневая идея минимализма - музыка, основанная на постоянных повторениях коротких мелодических фраз, которые очень постепенно меняют свою структуру. Это повторение создает удивительную атмосферу. Недаром, минимализм так любят кинематографисты. Да и сам Филип Гласс часто и охотно пишет музыку для кино.
Однако, самые его знаменитые произведения - более крупной формы.
Слушать:
"Low", симфония
"Эйнштейн на пляже", опера
"Heroes", опера
«Койяанискаци», музыка к фильму
2. Майкл Найман.
Более известный как автор музыки к фильмам, прежде всего культового режиссера Питера Гринуэя. Его тоже можно причислить к минимализму, если бы не его одновременное с минимализмом увлечение барокко и Моцартом. Поэтому произведения его вызывают двоякие ощущения. ТЫ словно окунаешься в пышную и чрезмерную музыку прошлого, сквозь которую все время прощупывается костяк современного структурного подхода.
Кстати, помимо написания музыки Найман увлекается съемками экспериментального кино. Одна из самых интересных его работ в этой области - целиком покадрового переснятый легендарный документальный фильм Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом". Я имел счастье, организовывать показ это фильма и встречу с самим автором в петербургском музее Эрарта несколько лет назад.
Слушать:
"Повар, вор, его жена и ее любовник", музыка к фильму
"Отсчет утопленников", музыка к фильму
"Пианино", музыка к фильму
"Дидона", опера
3. Антон Батагов.
Композитор и удивительный пианист. Официальный "посол Филипа Гласса в России". Именно Батагову Гласс разрешил исполнение любых своих произведений. Как композитор, Антон Батагов работает в очень широком диапазоне - от фортепианных произведений малых форм, иногда разрозненных, иногда объединенных в концептуальные циклы, до ораторий и авангардных рок-опер. В свойственной новому времени практике Антон Батагов смело смешивает в своих сочинениях классические инструменты и синтезаторы или роковые барабаны и гитары. Очень часто он сочиняет программные произведения - то есть такие, в основе которых заложены определенные литературные, исторические или философские сюжеты и концепции. Не обошел Батагов своим вниманием и кино, и даже телевидение. Некоторые его джинглы вы можете слышать в музыкальных заставках федеральных каналов.
Слушать:
Музыка к фильму "Музыка для декабря"
"Где нас нет", фортепианный цикл
"Избранные письма Сергея Рахманинова", фортепианный цикл
"I Fear No More", песни и медитации на стихи Джона Донна
4. Алексей Айги.
Русский кинокомпозитор и просто композитор. Кроме всего прочего скрипач и создатель "Ансамбля 4.33", название которого появилось, благодаря самому известному произведению авангардного композитора Джона Кейджа.
Именно с "Ансамблем 4.33" Айги реализовывает свои основные композиторские амбиции. По сути этот ансамбль - эксперимент по скрещиванию классики, авангарда, джаза с современной поп-музыкой, а точнее с самым распространенным сейчас коротким песенным форматом. Только песни у Ансамбля лишены слов, зато насыщены драйвом и смелым сочетанием убойных мелодий, импровизации, эстетики джаза, минимализма, электроники и даже панк-рока.
В кино Алексей Айги проявил себя как мастер больших форм, которые не только помогают атмосфере фильма, но и превращаются. полноценные и часто знаковые произведения, популярные у широких масс.
Слушать
"Счастье, слава и богатство", альбом Алексея Айги и "Ансамбля 4.33"
"Hard Disc", альбом Алексея Айги и "Ансамбля 4.33"
"Страна глухих", музыка к фильму
"Дикое поле", музыка к фильму
5. Gavin Bryars.
У относительно нового жанра "минимализм" уже появились дочерний жанр "пост-минимализм". Bryars принадждежит к их числу. Он как бы не просто творит на территории. повторяющихся фрагментов, а начинает играть с ними и пробовать их на излом.
Как и многие его коллеги, он любит работать в очень разных жанрах и смешивать то, что на первый взгляд смешиванию не подлежит.
В его произведениях могут встретиться полноценный оркестр, певцы-контр-теноры, Том Уэйтс и песенка уличного бродяги.
Почти всегда Bryars придумывает для своих произведений какие-то истории, которые позволяют музыке обрастать новыми смыслами.
Слушать:
"Jesus Blood Never Failed Me Yet", симфония, построенная на одном куплете
"Медея", опера
"Г", опера
"Прощание с философией", концерт
"Крушение "Титаника", концерт.
Слушайте музыку. Музыка лечит и помогает пережить что бы то ни было. Тем более та, что смотрит в вечность.