Художник Константин Маковский – баловень судьбы. Еще в художественном училище он смог получить признание и все возможные для студента награды, а вскоре стал одним из самых модных художников своего времени.
Среди наследия живописца выделяется целая серия из двух десятков картин, на которых изображены «боярышни» - девушки и женщины в русских костюмах и невероятных коронах-кокошниках.
Многие из этих работ – эскизы к большим полотнам с полусказочными сюжетами – пиры, свадебные обычаи, народные гуляния. И везде, даже в сценах простой городской или деревенской жизни, присутствуют девушки в расшитых жемчугом и перламутром коронах.
Кажется, что художник слишком уж преувеличивает роскошь русских кокошников, ведь жемчуг – слишком дорогое удовольствие. Но на самом деле, всего каких-то двести-триста лет назад жемчуга на Руси было очень много, более того – Россия была в тройке крупнейших мировых экспортеров речного жемчуга.
Трудно представить, но северные русские речки, особенно карельские, были богаты пресноводными устрицами-жемчужницами, жившими в симбиозе с водившимися в изобилии там же лососевыми рыбами. Поэтому сохранилось много расшитых жемчугом кокошников и портреты, запечатлевшие русских женщин в богатых головных уборах.
Не зря иностранные купцы, наезжавшие на русские ярмарки, поражались обилию жемчужных украшений даже у крестьянок – в Европе привозной жемчуг был очень дорог.
А вот своих драгоценных камней на Руси до 19-го века практически не было, самоцветы привозили из Персии и Индии, и были они дорогой редкостью. Поэтому камешки на коронах боярышень Маковского – скорее всего или самые простые кварцы и агаты-сердолики, или даже цветное стекло и крашеный перламутр, да и в целом цветных вкраплений в массиве жемчуга на коронах немного.
С середины 19-го века жемчужные русские копи совершенно иссякли – и дело даже не в появлении производства, загрязняющего чистые воды северных рек. Изменился климат, реки перестали быть полноводными, исчезла крупная рыба, а с ней и ее симбионты – жемчужницы.
Но во время, когда творил Маковский, кокошников, богато украшенных пресноводным жемчугом и перламутром, было еще очень много, натуры для художника хватало. А нам можно изучать историю русского кокошника по его портретам «боярышень».
Еще по теме: