Свой отчет о родах в таллинской больнице Pelgulinna Sünnitusmaja хочу построить так, чтобы частично рассказать о том, как «у них», частично о себе.
Роддом этот сейчас старается активно привлечь клиентов из России, так что, надеюсь, информация из первых рук будет кому-то полезна. Впечатления от медучреждения остались очень даже положительные. А так как в процессе мы практически никому ни за что не платили (пара акушерок одарены конфетками, но и это исключительно по нашей личной инициативе), пускай данный рассказ будет моей благодарностью за все.
Женаты мы с мужем давно, завтра 8 лет стукнет. Но жили все как-то по-студенчески беззаботно для себя и друг для друга. И тут к закату третьего десятка осенило – а не пора ли? И вот как-то на дурака, отменив контрацепцию, чтобы посмотреть - а что будет? – получили через полтора цикла две полоски. Офигеть, от этого реально берутся дети!
Далее про Эстонские беременные реалии. На учет нужно встать до 12 недель, чтобы иметь право на пособие по рождению ребенка (320 евро от государства плюс столько же от города). Ведение беременности и роды бесплатные, если имеешь страховку. Она есть у всех работающих людей. Но даже безработные беременные платят только за первый визит, а дальше на время беременности и, кажется, даже немного дольше, страховка у них все равно появляется. Декрет 140 дней (70+70 до ПДР/после, а дальше примерно до полутора лет родительская зарплата – 100%, весьма неплохие условия)
На первом УЗИ в кабинете у врача углядели мы на экране какую-то запятушку и бьющееся сердце. А дальше, так как предположительно никаких отягчающих обстоятельств не было, мне назначили акушерку, а врача я больше не видела, мне к ней теперь второй раз идти только через 2 месяца после родов.
К акушерке я ходила раз в месяц, она исправно мерила высоту матки (стабильно превышала табличные нормы на 3 см), слушала сердце доплером, мерила давление, сдержанно охала про изрядно набранный вес (а я аж 25 кило набрала, причем очень ровненько так шел набор со 2-го по конец 9-го месяца), однажды направила на глюкозотолерантный тест, который ровным счетом ничего не показал.
Анализ мочи раз в месяц, кровь сдавала 4 раза, два из них развернутые анализы, а два только гемоглобин. Два плановых узи – у меня они были в 12 и 21 неделю. Было и третье в 36 недель, но это если упросить и если время свободное имеется. Я упросила. На КТГ я первый раз попала только в ПДР. Практически нигде никаких очередей.
Живот у меня был очень внушительных размеров всю дорогу. Но реально тяжко стало, наверное, только последний месяц, когда заболела спина, появились отеки, а матка со страшной силой давила на тазовые кости.
Родов я перестала бояться где-то неделе на 25, настроиться мне очень помогла книжка Сирсов, те части, где рассказывается о техниках расслабления, а также о фазах родов, и даны рекомендации для женщины и ее помощника. А вот недели до 20 я вообще не рекомендовала бы читать отчеты всякие, лучше сначала поберечь нервы, а потом уже просто деваться некуда – надо рожать, а значит, готовить себя к этому))
За пару дней до ПДР у меня начала отходить пробка (немного бледно-розовых выделений) и случилась первая ночь схваток. Парацетамол и душ помогли установить ложную тревогу. В ПДР акушерка, посмотрев на мой живот и график КТГ выразила мнение, что сегодня-завтра рожу. Помня, как она предрекала мне девочку, а УЗИ потом показало четко пацана, отнеслась я к этому скептически. И правда, нерегулярные треники шли потом еще почти неделю, а к родам дело не двигалось. Кстати сказать, на кресле за всю Б меня смотрели два раза – на первом приеме и во втором триместре, когда пришел нехороший анализ.
В ночь на 25-е от парацетамола и душа уже было мало толку, а к пяти утра схватки дошли до периодичности 5-7 минут. Муж просыпался с мыслью «ура, наконец-то отпуск», он уже неделю ждал его со дня на день. Но как только мы позавтракали и начали одеваться, схватки затихли сами собой. Облом, поехал мой мужчина снова на работу, еще и не выспавшийся. Да и меня не совсем отпустило, просто периодичность упала до раза в час. То есть днем выспаться толком тоже не удалось. Следующая ночь пошла по знакомому сценарию. Решив не ждать утра, начали выдвигаться в полтретьего. И что вы думаете? На пороге и с сумкой понимаю, что опа! А схваток-то нету! С досады плюнули, пошли спать.
А в пять утра я ощутила Ниагарский водопад и поняла, что все, в чем раньше подозревала подтекающие воды, определенно ими не было. Надо сказать, что на лекциях при роддоме нам говорили, что отход вод еще не является причиной сломя голову мчаться в роддом. Если схваток 1-5-1 нет, то через 6 часов приезжать на КТГ, если он хороший, отпустят погулять еще на 6 часов. То есть до суток можно ждать родовой деятельности. Так что, подремав еще немного, в роддом мы отправились в 8 утра, схватки к тому времени как раз достигли нужной интенсивности.
На месте мне констатировали 2 см, посмотрели по КТГ схватки и спросили, хочу ли я остаться или еще погулять. Я хотела остаться. Подготовительных процедур никаких не было, нас с мужем просто провели в родовую палату.
Через час освободилась палата даже посимпатичнее, и нас перевели в нее. Там был отдельный туалет и большая ванная. Ванные есть во всех палатах родильного дома. Какое-то время я даже тусовалась в своей одежде, и только через часок решила переоблачиться в размахаистую ночнушку.
Времени в родильной палате мы провели много, я успела попробовать абсолютно все девайсы, предлагаемые для рожениц. И что я могу сказать – все они работают! Начали мы с фитбола, дальше опробовали подушку, набитую гречкой. Пока было весело, хотя схватки шли раз в 4 минуты и были вполне ощутимые. Акушерки заходили чуть чаще, чем раз в час, слушали меня доплером, интересовались, как дела.
Иногда просили под КТГ. Вообще за 16 часов (а именно столько мы провели в родовой палате) у нас побывало много разного персонала и, честно говоря, все эти милые эстонские блондиночки у меня в полуадеквате слились в одно лицо, и имен я тоже уже не вспомню. Но точно могу сказать, что все было предельно корректно и по делу, никаких лишних комментариев. Правда, и без сюсю, но для сюсю у меня мужчина был. В меру своих возможностей говорили со мной все по-русски, кроме одной молоденькой медсестрички , с ней проканал мой средней паршивости эстонский. Даже если проблемы с коннектом возникали, все было с улыбкой и стремлением к взаимопониманию.
Кстати, такой девайс как муж – и правда самый незаменимый девайс на родах. Он постоянно делал массаж – и это тоже работает! Разминал ноги, плечи, поясницу, голову, в аццких окситоциновых схватках давил на точки между большим и указательным пальцем, отвлекая от боли, дышал со мной и гудел, как паром в таллинском порту. Подай-принеси-дай водички тоже очень актуально в ситуации, когда почти каждое движение сопровождается болевыми ощущениями. Да и просто моральная поддержка неоценима. Вообще не представляю, что бы со мной было без любимого мужчины. Правда, и роды у меня были непростые.
Тем временем к полудню я имела только 3 см открытия, и мне разрешили ванную. Тоже тема! Но за 2 часа еще плюс сантиметр и все. Далее я попросила эпидурал, так как после двух бессонных ночей боялась, что на роды у меня просто не хватит сил. Просьбу удовлетворили, пришел позитивный русскоязычный дядька-анестезиолог (да, они правда все такие), прицепил мне к спине катетер, предупредив, что он останется на всякий пожарный до конца родов. Забегая вперед, могу сказать, что всякие пожарные случаются.
Эпидурал – тема, схватки чувствуются, но не причиняют такой боли. Я смогла немного поспать, а мужа отправить в буфет перекусывать. Где-то к 6 вечера, несмотря на то, что схватки стали реже, было констатировано 8 см. Я переползла обратно на фитбол, чередуя его с прогулками по палате и висением на шведской стенке (дада, я все перепробовала!). Первая нехорошая новость – поползла вверх температура, а значит, из-за долгого безводного периода начала развиваться инфекция. Мне продырявили еще и руку и стали вливать туда антибиотик.
А дальше дело встало намертво. Несколько часов прогресса ноль. Было решено ставить окситоцин. Мне сразу стало не по себе. Еще и под КТГ положили. Тут были два часа моего персонального ада. А раскрытие так и не шло. К полуночи я сдалась. Проныв, что сделала все возможное, я запросилась под нож. Пришла врач, посмотрела меня в очередной раз и сказала, что сама я и правда скорее всего не рожу. Официальной версией применения кесарева потом был функционально узкий таз+немаленький вес ребенка+кажется, это по-русски называется обратное затылочное предлежание.
Далее события развивались стремительно. Меня уложили на каталку, вылили на живот целую бутыль какой-то желтой жидкости, начали вставлять всякие трубки, а потом повезли. Процесс извлечения ребенка действительно очень быстрый. Капельница от эпидурала пригодилась, я была в сознании. Малыша мне дали только поцеловать, а потом сразу унесли мужу. Штопали даже дольше, чем резали и доставали.
Ян родился 27 августа в 0:32. Рост 50 см, вес 3760, апгар 8/9. Все это я узнала сразу после штопки, когда меня прикатили к моим мужчинам. Муж сидел без футболки и прижимал к себе сверток с самым дорогим. Ян не спал, тихонько сопел и даже пытался общаться. В первые часы жизни он успел сказать и «па» и «ма», причем именно в таком порядке. Я уже смеялась, что завтра он побежит. Странное дело, но вот уже полторы недели прошло, и больше такой разговорчивости не проявлял.
Роддом был в те дни переполнен, и семейных палат не оказалось. Нам разрешили потусить вместе до 5 утра, а потом я сжалилась над мужем и отпустила его домой отдохнуть. До обеда следующего дня мы с моим младшим любимым мужчиной провели в общей комнате на двоих пациенток (палат большей вместимости тут нет вообще) с удобствами в коридоре. А дальше все же переехали в семейную, покесаренным сделали поблажку и давали их в первую очередь. А иначе я не знаю, что бы делала. Первый день вставать было очень сложно, хотя я с 9 утра уже делала попытки. Но факт в том, что мыть попу малышу и менять подгузы все равно первым научился муж. Хотя уже со второго дня дела пошли на лад. Детского отделения нет, сын все время был с нами. Посещения возможны для всех, включая детей. Одежду, пеленки, подгузники, прокладки – все дают. Совок нигде не обнаружен, все прилично отремонтировано. Хотя был косяк – вода горячая лилась не сразу, надо было немного слить.
На третьи сутки обнаружилось, что мы потеряли больше 10% веса. Порекомендовали докорм. Хотя и из шприца. Тут я помотала, конечно, себе нервы дилеммой «давать или не давать», советчиков был мешок и каждый со своим мнением. Пару дней докармливала, потом наладилось ГВ. В послеродовом акушерки тоже все дружелюбные и в основном русскоязычные.
Выписали нас через трое суток. После ЕР обычно через двое выписывают. Меня смотрели, можно сказать, только визуально. Никаких УЗИ не было. И смотреть будут теперь только через 2 месяца. Ребенка через две недели после родов к педиатру везти самой.
Маленькая зарисовка из РД. Первая ночь после родов, клиент продрых весь день, а ночью дал нам жару. И вот мы, четвертая ночь без сна, совсем никакие, со странным созданием на руках. А он когда успокаивается, начинает строить рожицы и стрелять глазами. Блиин, это таак смешно! Уже и сил нет, и шов болит аццки от смеха, а мы ржем как ненормальные. Не знаю, может, это нервное уже было))
От отхода вод до появления Яна на свет прошло 19,5 часов. Но реальная жесть была только после введения окситоцина. До этого хоть и тяжко приходилось, но вполне совместимо с жизнью. Я, как обладатель местной страховки, заплатила за все удовольствия только 60 евро (3 дня в семейной палате)
По поводу кесарева я депрессовала ровно один день. Дальше просто стало не до того. Началась в нашем селе совсеем другая жизнь.
Для жителей других стран услуги, конечно, платные.