К середине 19-го века трансатлантические перевозки вступили в период бурного роста. Надежные пароходы сменили парусные суда, резко прибавив в надежности, скорости и комфорте. Почтовые пакетботы, грузовые суда, океанские лайнеры бороздили Атлантический океан. С 1838 года появилась "Голубая лента"-почетная награда для самого быстрого трансатлантического парохода. За престижный приз боролись британцы, немцы, американцы и французы.
Огромную популярность приобрела эмиграция их Старого Света в Новый "за лучшей жизнью". Только в Нью-Йорк в год прибывало до миллиона мигрантов. Для деловых и состоятельных доступнее и комфортнее стали туризм и бизнес-поездки.
Одними из самых популярных были маршруты немецких судоходных компаний, в том числе Hamburg America Line (HAPAG). Хотя в 1900, 1901 и 1903 годах лайнер компании «Дойчланд» выиграл «Голубую ленту», генеральный директор HAPAG Альберт Баллин считал, что безопасность, размер, комфорт и роскошь всегда победят скорость.
В октябре 1887 года верфи "Вулкан" в Штеттине выдали задание на строительство лайнера «Норманния». Первоначально планировалось заказать лайнер на британской верфи, но вовремя сделанный намек наследника престола кардинально изменил планы компании. После закладки судну был присвоен стапельный номер 183. Перед спуском на воду 1 декабря 1888 года судно переименовали в честь жены только вступившего на престол кайзера Вильгельма II - Августы Виктории (Augusta Victoria).
Августа Виктория Шлезвиг-Гольштейнская (Августа Виктория Фридерика Луиза Феодора Дженни; 22 октября 1858 – 11 апреля 1921) последняя германская императрица и королева Пруссии в браке с Вильгельмом II, германским императором.
«Августа Виктория» однотипное судно «Колумбия» стали самыми современными судами компании. В 1890-х годах к серии добавились более крупные «Норманния» и «Фюрст Бисмарк».
24 апреля 1889 года судно передали заказчику, а 10 мая оно вышло в свой первый рейс из Гамбурга через Саутгемптон в Нью-Йорк. Это был третий двухвинтовой лайнер, пересекший Атлантику (после британских «Сити Нью-Йорк» и «Сити Париж» линии Инман).
Augusta Victoria стал первым кораблем новой концепции HAPAG, первым роскошным лайнером компании, ее «плавучим отелем» с дизайном от Иоганна Поппе, который оформлял ранее элегантные лайнеры конкурирующей North German Lloyd.
«лестничный вестибюль в стиле рококо, освещенный млечным путем грушевидных призм и обнаженных лампочек, сжимаемых позолоченными херувимами, приемная, задушенная пальмами, и темная, готическая курительная комната».
С технической точки зрения это был первый построенный в континентальной Европе лайнер с двумя винтами, что повысило надежность, и на момент ввода в эксплуатацию самый быстрый лайнер в Атлантике.
В мае 1889 года первый рейс в Нью-Йорк побил рекорд, на дорогу ушло всего семь дней. В ноябре 1889 года Нелли Блай отплыла в Саутгемптон на корабле «Августа Виктория» на первом этапе своей 72-дневной кругосветной гонки.
Еще одно новшество, которое вместе с лайнером потрясло рынок, был новый маршрут. Дело в том, что зимой трансатлантические переходы приходилось делать значительно южнее привычного из-за айсбергов на севере. Это увеличивало время в пути, требовалось больше угля, что снижало спрос и приводило к нерентабельности зимних рейсов. Идея директора Альберта Баллина заключалась... в удлинении маршрута за счет добавления круиза по Средиземному морю. 22 января 1891 года лайнер вышел в первый такой рейс с 241 пассажиром на борту. Пассажиры были довольны, касса компании тоже.
В 1893 году Баллин совместно с NDL открыли новый регулярный маршрут Генуя - Неаполь - Гибралтар - Нью-Йорк. «Августа Виктория» стала ходить по этому маршруту каждой зимой.
После очередного рейса в Нью-Йорк 22 октября 1896 года лайнер встал на модернизацию на верфи "Харланд энд Вольф"(Harland & Wolff) в Белфасте. Грот-мачту убрали и добавили вставку, увеличив длину корпуса на 18,6 м до 163,1 м, а вместимость -до 8479 брт. Скорость выросла на полузла. Новая секция встала между вторым и третьим котельным отсеком. Часть первоначального переднего котельного отделения была переоборудована в каюты. И, наконец, изменили на одну букву название корабля, Augusta Victoria сменили на Auguste Victoria, так как императрица писала свое имя с "е".
Обновленная «Августа Виктория» 9 апреля 1897 года вышла в первый рейс. Тем временем жесткая конкуренция с NDL после появления на линии "Кайзеров", заставила HAPAG быстро обновлять парк своих судов. «Колумбия» и «Норманния» продали Испании. В первую очередь избавлялись от судов иностранной постройки, ибо Германское правительство субсидии раздавало только на корабли отечественной постройки.
Трехтрубники тоже попали в устаревшие и 8 апреля 1903 года«Августа Виктория» вышла в свой последний зимний круиз, а 16 января 1904 года - и в последний рейс Гамбург - Саутгемптон - Нью-Йорк. Только покупатели не торопились
Ситуация изменилась в начале 1904 года, после начала русско-японской войны, когда в двери компании вежливого постучали представители Морского ведомства Российской империи. Российскому флоту срочно нужны стали лайнеры, пригодные для переоборудования во вспомогательные крейсера, мореходные, с большой дальностью и высокой скоростью. Таких в мире тогда было немного, они все были наперечет и учитывались военно-морскими справочниками как резервные корабли военного флота.
Оказалось, что купить такие здесь и сейчас можно только у немецких судоходных компаний. Англо-саксы сразу закрыли такие возможности под предлогом нейтралитета, у французов подходящего практически ничего не было, а немцы как раз стремились обновить свой парк судов.
Покупка четырех лайнеров была оформлена на Доброфлот. В апреле продажа была оформлена, в мае судно прибыло в Либаву. Приемный акт комиссией порта Императора Александра III был подписан 4 мая.
После этого судно начало переоборудование во вспомогательный крейсер с ремонтом механизмов. Дополнительно укрепили палубу, оборудовали погреба боезапаса, поставили элеваторы для снарядов, борта в районе машинно-котельных отделений обшили стальными листами, часть помещений для пассажиров 3-го класса оборудовали для хранения пресной воды и угля. Поставили два боевых прожектора, станцию беспроволочного телеграфа, артиллерию.
Вспомогательный крейсер переименовали в «Кубань». Высочайшее повеление о зачислении в списки флота со дня приема в казну было подписано 10 мая. 28 мая Главный морской штаб зачислил крейсер во второй ранг судов флота и в списки Добровольного флота с 15 мая.
Экипаж комплектовался из матросов и офицеров запаса и Доброфлота. По штату октября 1904 года команда состояла из 18 офицеров и 491 нижнего чина, причисленных к шестому флотскому экипажу. Штатом были предусмотрены также призовые команды для захваченных судов. При этом ощущался острый недостаток штата машинной команды, на помощь кочегарам приходилось отправлять едва не весь экипаж.
Командиром был назначен капитан 2 ранга Хомутов, вскоре замененный на капитана 2 ранга Маньковского.
5 июля судно поставили в сухой док для прорубки отверстий под дополнительные кингстоны. 12 июля вечером началось наполнение дока, однако корабль вместо всплытия накренился на левый борт. Задраить порты и иллюминаторы левого борта не успели и вода затопила трюм, нижние помещения, машинные, котельные отделения и угольные ямы. В итоге «Кубань» легла на дно дока левым боком с креном 23°.
В тот же вечер водолазы заделали порт и иллюминаторы, потом провели откачку воды. 15 июля в 12-30 крейсер всплыл с креном в 13°. Выпрямить корабль получилось только 16-го июля.
Авария задержала готовность крейсера на 10 дней, пришлось выгружать мокрый уголь и вновь проходить докование для выявления повреждений. К счастью винты и руль не пострадали, в корпусе течей не было.
Однотипный лайнер SS Columbia в 1898 году был продан Испании и переоборудован во вспомогательный крейсер Rapido. Но от судьбы не уйдешь, испанцы вернули его немцам после войны и в 1904 году он превратился уже в русский вспомогательный крейсер «Терек».
«Кубань» Normannia, "Augusta Victoria" / "Auguste Victoria". «Вулкан», Штеттинер Машиненбау АГ Вулкан, Штеттин, Германия. Заводской №183. Заказан к постройке октябрь 1887 года. Спущен на воду 1 декабря 1888 года. Введён в эксплуатацию 24 апреля 1889 года. Первый рейс 10 мая 1889 года. Императорский Российский Флот-приобретен 26 июля 1904 год. Выведен из состава флота 18 ноября 1906 года. Разделан на металл в Штеттине в 1907 году
Тоннаж 7 661 брт (1879- 8479 брт.). Длина 144,80 м (475,1 футов) общая, 140,5 м (461,0 футов) между перпендикулярами (1897: 163,10 м (535,1 фута) между перпендикулярами). Ширина 16,90 м (55,4 фута)
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 2 гребных винта. Скорость максимум 18,5 узлов, 1897- 19 узлов. Экипаж 245 человек.
Пассажиры- 400 1-го класса, 120 2-го класса, 580 третьего класса
Водоизмещение 12000/14 650 тонн. Длина 164,19 м. Ширина 17,17 м. Высота 8,48 м.
Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 9 котлов,13300- 13 500 л.с. Движитель 2 винта. Скорость хода 18,31 узлов. Дальность плавания 14 тыс. миль (13 узлов). Экипаж 18 офицеров и 491 нижний чин.
Вооружение- 2х120-мм/43, 4х76-мм/48 Армстронга, 8х57-мм Гочкиса и 2 пулемёта Виккерса
Силовая установка лайнера состояла из двух перевернутых трехцилиндровых двигателя тройного расширения, восьми двухсторонних главных угольных котлов и вспомогательного котла. Максимальная мощность составляла около 25 000 л.с. Вместимость угольного бункера составила 2260 тонн, а расход около 220 тонн в сутки.
13 июля в списки судов флота и Морского ведомства был зачислен новый крейсер II ранга под наименованием «Кубань». Но после аварии на самостоятельное крейсерство в Атлантику корабль решили не отправлять. На смену находившихся в рейдерстве с июля "Дону" и "Уралу" отправился один "Терек". Затем, ввиду полного отсутствия результатов, тема была полностью закрыта.
Во время тренировок крейсер показал 19 узлов, артиллерийские стрельбы прошли неплохо, радиостанция была проверена в реальных условиях.
Крейсер в итоге включили в состав Второй эскадры Тихого океана. 28 октября в 4 часа дня «Кубань» покинула Либаву. 2 января 1905 года крейсер присоединился к эскадре на Мадагаскаре и и вошел в состав Разведочного отряда. Поход прошел ровно, если не считать попытку броненосца "Князь Суворов" во время маневров у Мадагаскара таранить «Кубань».
Перед Цусимским сражением 21 мая 1905 года Рожественский отправил вспомогательные крейсера в рейдерство для обеспечения прорыва главных сил во Владивосток.
"Кубань" и "Терек" должны были действовать в районе между островом Сикоку и Иокогамой. "Кубани" поручались морские коммуникации в Иокогаму из Ванкувера, Сан-Франциско и Гонолулу в 90 - 130 милях от берега. Крейсерам предписывалось "не стесняясь топить" все пароходы, на которых будет замечена военная контрабанда.
В 9 утра 8 (21) мая недалеко от острова Мияко в точке с координатами 22°22' с.ш. 124°56' в.д. крейсер «Кубань» был выделен из эскадры для несения крейсерской службы у берегов Японии на торговых коммуникациях в Иокогаму из Ванкувера, Сан-Франциско и Гонолулу с целью отвлечения части сил японского флота. Крейсеру был придан недавно захваченный английский пароход "Олдгамия", задержанный с грузом контрабанды. "Олдгамии" приказано было догрузить 100 тонн угля для самостоятельного прорыва во Владивосток.
Так как свежая погода перегружать уголь не позволила, а тросов не было, оба корабля тащились на 8-9 узлах. 9(22) мая бункеровку удалось провести. После обеда 10(23) мая "Олдгамия" отправилась в самостоятельное путешествие.
14(27) мая «Кубань» вышла в заданный район. Однако мешала погода. Мгла и дождевые шквалы сокращали видимость то до 2 миль, то до 0.
С 14(27) по 23(5 июня) мая «Кубань» встретила только один пароход, но преследовать его было бессмысленно, волны в 7 баллов не позволяли спустить шлюпку для его досмотра.
Вечером 22 мая (2 июня) остаток угля стал минимальным-1800 тонн и крейсер пошел на юг.
Днем 27 мая (9 июня) в проливе Бал-лингтан холостым выстрелом был остановлен германский пароход «Сурабайя», везущий груз муки из Гамбурга во Владивосток. От немцев были получены первые и очень противоречивые сведения о Цусимском сражении.
Вечером двумя холостыми выстрелами остановили австрийский пароход «Ландрома», идущий порожняком из Сингапура в Кобе, под погрузку. Австрийцы поделились свежим выпуском газеты "Singapore Free Press" от 31 мая (по новому стилю), сообщавшим полные сведения о Цусимском погроме.
В ночь на 31 мая (13 июня) крейсер встал на внутреннем рейде Камраня. Но по диспозиции все распоряжения рейдер должен был получать в Сайгоне, куда он и прибыл 1(14 июня). Угля оставалось всего 330 тонн, а из полученных депеш следовало, что кораблю надлежало самостоятельно возвращаться в Россию.
2(15) июня канонерка "Ашерон" передала крейсеру решение французских властей разрешить нахождение корабля в порту неограниченное время. Но через пять дней позиция союзников изменилась, они предложили покинуть порт, пообещав угля до ближайшего русского порта (Владивосток). Крейсеру же надо было дождаться транспорта "Эллербек" с 4000 тонн угля и другими припасами.
А пока крейсер грузился с парохода "Эмили". В тропиках матросы выдерживали лишь два часа работы. В береговой госпиталь пришлось отправить 9 человек, а в Россию-прапорщика Н.Шишкина по причине "нервного расстройства".
Через три дня с другого борта отшвартовался пароход "Фисмо" и грузить начали сразу с двух угольщиков. К старым запасам в 160 тонн на 16(29) июня приняли от "Эмили" 1585 тонн, от "Фисмо"-1300 тонн. Пришлось нанимать китайских кули. На "Эллербек" передали новое место встречи в Джибути и в 13-30 русский крейсер покинул гостеприимных союзников.
1(14) июля корабль прибыл в Джибути. Нашего угольщика там не было, пришлось грузить с местных двух. Опять в жару, но не с китайцами, а с индийцами. До 9 (22) июля с обоих загрузили 3168 тонн.
В Красном море крейсер вернулся к выполнению рейдерских функций. 12-13(25-26) июля были досмотрены английские пароходы "Фусил-ка" и "Сент Филланс", голландский "Маланг". Контрабанды не оказалось. По видимому, это была последняя попытка русского флота поиграть в крейсерскую войну с Японией. 23 августа был подписан Портсмутский мир.
3 августа крейсер встал на якорь в Либаве. Экипаж был очень сильно измотан столь долгим плаванием в тропических условиях. В лазарете вместо обычных 3-4 человек лежало 40-45.
1 сентября МГШ приказал окончить кампанию и зачислил крейсер в резерв. Состояние корабля было плачевным, а целесообразность ремонта сомнительной. 10 декабря 1905 года поступает приказ снять с «Кубани» "все вооружение и вещи, имеющие отношение к военно-морскому делу".
Попытка продажи "Кубани", "Терека" и "Дона" "Обществу волжских капиталистов" для перевозки войск с Дальнего Востока оказалась неудачной. Осенью 1906 года особая комиссия при Совете министров признала крейсер годным лишь для отечественного торгового флота. 18 ноября приказом по флоту и Морскому ведомству № 300 "Терек" и "Кубань" исключили из списков, а 4 декабря сдали в Либаву к порту на охрану и отопление.
На торгах в Либаве 19 февраля 1907 года "Терек" и "Кубань" были приобретены посреднической фирмой "Восидло и Ко" за 442 150 руб. для перепродажи на слом. 29 марта Морское ведомство оформило передачу судов. В 1907 году в Штеттине корабль разобрали на металл.
Крейсером успели покомандовать три капитана 2-го ранга, из которых внимание заслуживает, пожалуй, Николай Степанович Маньковский (10 [22] января 1859 — октябрь 1918), с которым крейсер прошел от Балтики до Японии и обратно. В 1916 году Маньковский стал полным адмиралом, правда в 1918 году его расстреляли чекисты в Ельце. Особых заслуг, не говоря уже о боевых, за Николаем Степановичем не видно, крейсерство свое он провел скучно и уныло, но по карьерной лестнице двигался уверенно. Можно вспомнить "Фиумский инцидент", но и тот неубедителен.
Судьба вспомогательного крейсера характерна для русско-японской войны. Дорогое и бесполезное приобретение, сожравшее уйму угля, провизии и припасов при полном отсутствии результата-это полный провал как в целом концепции океанских рейдеров из лайнеров, так и непонятной технологии подготовки рейдеров с солидными возрастными или номенклатурными командирами и экипажами из запасных. Там где требуется лихость и дерзость, все силы уходят на тяжелую и многотысячетонную бункеровку в море. Отсюда и всякие "случайности", типа завала в доке. "Никто не хотел воевать...."
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам