Начало русско-японской войны привело к реализации грандиозных планов Морского ведомства по организации против супостата масштабной крейсерской войны. Считалось, что крейсеров флота для этой цели недостаточно, поэтому все ведущие морские державы вели учет быстроходных пароходов не только в своей юрисдикции, но и в других странах, чтобы в случае необходимости быстрее противника их выкупить и использовать в военных целях. В России после русско-турецкой войны 1877-1878 годов этим занималась специальная компания Добровольный флот под государственным контролем. Она строила и покупала пароходы двойного назначения, для экстренной мобилизации в случае войны.
Помимо использования ресурсов Доброфлота, Россия выкупила все доступные европейские лайнеры, пригодные для переоборудования во вспомогательные крейсера. Особенно пристально работали с германскими судовладельцами.
С конца 19-го века основным пассажирским маршрутом мира был трансатлантический. Десятки миллионов граждан Германии, Швеции, Италии, Австро-Венгрии, Российской империи покидали родину в поисках лучшей жизни за океаном. Немцы, шведы, евреи, итальянцы, галычане, ирландцы, поляки, греки... все стремились в Новый Свет. Появились крупные пароходные компании, которые заказывали большие и скоростные (время-деньги) пассажирские лайнеры для рейсов через Атлантику.
Одной из таких компаний была Hamburg America Line (HAPAG), специализирующаяся на рейсах из Гамбурга, Саутгемптона и Шербура в Нью-Йорк и обратно.
Компания среди прочих имела четыре крупных двухвинтовых судна, совершавших еженедельные трансатлантические экспресс-рейсы. Рейс обычно занимал 5-6 дней. Флот компании состоял из пароходов- SS Августа Виктория и SS Фюрст Бисмарк (построены AG Vulcan в Штеттине), SS Колумбия ( построен Лэрд в Беркенхед, близ Ливерпуля), и SS Normannia (построен Фэрфилд в Глазго).
SS Fürst Bismarck, первый этого имени, океанский лайнер, построенный в 1890 году AG Vulcan для Hamburg America Line. Пароход вместимостью 8430 брутто-регистровых тонн, предназначался для трансатлантических переходов между Гамбургом и Нью-Йорком. Его заказали в 1889 году, строился он как «Venetia», а «Fürst Bismarck» он стал при спуске на воду.
Лайнер спустили на воду 29 ноября 1890 года, а свой первый рейс (Гамбург - Саутгемптон - Генуя - Неаполь-Нью-Йорк) из Гамбурга в Нью-Йорк он начал 8 мая 1891 года. Рекорд судно установило для Hamburg America line (HAPAG) 27 сентября 1894 года, преодолев Атлантику за 5 дней, 18 часов, 10 минут с капитаном Адольфом Альберсом (1843-1902) за штурвалом.
Альберс, потом дослужившийся до коммодора флота "Гамбург-Америка", установил еще несколько рекордов скорости трансатлантических переходов на SS Дойчланд в 1902 году. В 1890-1894 годах судно совершило 14 рейсов, в основном по доставке иммигрантов в Америку и с американскими туристами в Европу на обратном пути. 4 июля 1894 года в честь многочисленных рейсов и "в память о немцах-участниках войны за независимость", Национальное общество дочерей американской революции и компания Liberty Bell Company подарили кораблю и его капитану точную копию Колокола Свободы с просьбой капитану корабля звонить в него в виду Атлантического нагорья Навесинкского маяка. После 1894 года корабль иногда использовался как роскошное круизное судно. В последний рейс на линии Гамбург- Саутгемптон - Нью-Йорк "Фюрст Бисмарк" вышел 5 ноября 1903 года, после чего стал на прикол. Всего у парохода набралось 12 лет стажа в HAPAG.
В конце февраля 1904 года на особом совещании в Морском департаменте было принято решение о создании крейсерских сил для действий на японских коммуникациях. Одним из первых за 2 миллиона рублей купили круизный лайнер «Furst Bismarck», оформили на Доброфлот. Кораблю провели предпродажную подготовку, осмотр в доке, покраску корпуса.
15 марта на испытаниях лайнер легко развил скорость 20,09 узлов, четыре пожарные помпы были исправны и качали 2560 тонн воды в час.
17 марта 1904 года судно прибыло в порт императора Александра III (Либава), где было зачислено в состав Добровольного флота с экипажем 65 человек, а 20 марта судно было передано флоту. При осмотре корабля было обнаружено 1640 тонн "неучтенного" угля, за которое пришлось доплатить 20 812,17 руб. (44 950,7 марки), правда, непонятно, немцам или Доброфлоту. 23 апреля корабль был оприходован в казну как "Князь Бисмарк".
После приемки корабля ему было присвоено новое название «Дон». Затем началась перестройка и доработка судна под военные цели. Заменили часть механизмов, укрепляли палубы, погреба под размещение боеприпасов и угля, машины обшили дополнительными стальными листами. В середине апреля на пароходе "Бельгия" в Либаву прибыли запасные машинные части и запасной винт "Бисмарка", оставшиеся у HAPAG.
Параллельно комплектовался экипаж из матросов и офицеров, призванных из запаса или переведенных из Добровольного флота. Под командой капитана 2 ранга П.В. Римского-Корсакова находилось 17 офицеров и 406 нижних чинов (по комплектации на октябрь 1904 г. -19 офицеров и 481 нижний чин).
Закупка готовых судов позволила подготовить солидный флот вспомогательных крейсеров. В Либаве были оборудованы и вооружены четыре вспомогательных крейсера "Дон","Урал","Терек" и "Кубань". Их классифицировали как крейсера 2-го ранга. «Дон», кстати, при этом забыли и лишь 7 июня задним числом 14 апреля присвоили ему положенный ранг. Зоной ответственности балтийских рейдеров была определена Атлантика до островов Зелёного мыса.
12 июля «Дон» прошел первую загрузку угля по полной, к остаткам добавили еще 3132 тонн, заполнив также три эмигрантских зала. По оценке Римского-Корсакова, могло бы войти еще 390 тонн. Кроме того, из-за отсутствия испарителей пришлось принять сверх нормы 500 тонн пресной воды.
13 июля "Дон" и "Урал" прошли высочайший смотр Великим князем Алек сеем Михайловичем. Во избежание слухов, корабли были под торговыми флагами.
HAPAG вместо проданного лайнера уже в 1905 году ввела в строй новый SS Fürst Bismarck (8 332 брутто-тонны), построенный в Глазго Fairfield Shipbuilding and Engineering Company.
S /S «Furst Bismarck» (до 1890- «Venetia»). AG Vulcan, Штеттин. Заказан 1889. Заводской №197. Спущен на воду 29 ноября 1890 года. Передан заказчику 25 апреля 1891 года. Линия Гамбург-Америка
Вместимость - 8438 бр тонн; 502,6 футов x 57,6 футов. Длина - 154 м; Ширина - 17,3 м; 2 винта. Скорость - 17 узлов; Количество пассажиров - 1292 человека;
SS Fürst Bismarck -пятипалубный трехтрубный двухмачтовый океанский лайнер. Корпус разделен на многочисленные водонепроницаемые отсекис двойным дном, пространство которого также было разделено на отсеки, которые можно было заполнять водой или осушать с помощью автоматических помп для регулирования осадки корабля или для контрзатопления. Мачты установлены без рей, палубы изготавливались из стали и тикового дерева.
Корабль имел брутто-регистровый тоннаж 8430 брутто-регистровых тонн, 502,6 фута в длину и 57,6 фута в ширину. Паровые машины -две- каждая по 6-8 тысяч л.с., 2 винта из марганцовистой бронзы с тремя или четырьмя лопастями.
Оборудование для надежности дублировало друг друга, было два комплекта котлов, машин, валов и винтов, механизмы работали независимо друг от друга.Продольная переборка разделяла судно на две автономные половины, способные к самостоятельному движению. С точки зрения безопасности пассажирских перевозок это надежнее одного котельного отделения.
На палубе первого класса в средней части судна размещались каюты солидных путешественников. Ширина кают составляла 7-9 футов (2-3 метра), они были обставлены изысканной мебелью. Были предусмотрены мужские и дамские салоны, комнаты для курения и бесед джентльменов.
Каюты второго класса находились на той же палубе, но в носовой и кормовой частях, с каютами меньшего размера и своими салонами.
Третий класс путешествовал под каютами второго класса, с отдельными помещениями для семей, одиноких мужчин и одиноких женщин.
«Дон» (ex-Fürst Bismarck) вспомогательный крейсер (Россия). Вступил в строй 26 июля 1904 года.
Водоизмещение 10500-10668 тонн. Размеры: 153,72 х 17,6 х 6,8 м (158.4x15.5) м.
Силовая установка: двухвальная, машины тройного расширения, 9 котлов. 16 410-17500 л.с. Скорость 19,5 узлов.
Вооружение- 2-120 мм/43, 5-75 мм/48, 8-57мм, 2 пулемета
«GAA»(«Gaea»). Куплен в 1909 году.
Водоизмещение 13000 тонн. Размеры: 153 м х 17,6 (158.4x15.5) м.
Силовая установка: двухвальная, машины тройного расширения, 16 000 л.с. Скорость 19,0 узлов. Экипаж 331 человек
Вооружение- 4-4,7 дм, 4-11 фнт орудия
После высочайшего смотра крейсер получил телеграмму "По высочайшему повелению «Дон», "Урал" ... переименованы в крейсера второго ранга. Завтра «Дону» и "Уралу" поднять военные флаги". Первым командиром корабля стал капитан 2 ранга Н.С. Римский-Корсаков, также как Истомин, представитель знатной адмиральской семьи (9 адмиралов, не шутка).
Гюйс и вымпел военного флота империи на крейсере подняли 13 июля в 11-02. Событие отметили салютом из 31 выстрела.
Интересно, что тем же 13 июля датирована телеграмма из Британского Адмиралтейства с вопросом о судьбе бывших немецких пароходов "Бисмарк" и "Терезия". Морское министерство вежливо ответило-"Будем регулировать потоки контрабанды".
15 июля капитана 2 ранга Римский-Корсаков доложил о готовности к выполнению поставленной задачи. Согласно плана, оба крейсера в сопровождении двух миноносцев пройти через Большой Бельт, а далее, обойдя Великобританию с севера самостоятельно выйти в район дежурства. «Дону» был предписан район островов Капе-Верде. Согласно инструкции рейдерам запрещалось топить суда и уничтожать контрабандный груз: призы надлежало препровождать в Либаву. Для этого штаты кораблей были увеличены за счет призовых команд.
График походов был задуман просто- первый крейсер в море с 29.06 по 29.08, второй с 1.07 по 30.08, третий с 15.07 по 3.08, четвертый с 20.07 по 8.08.
Однако «Дон» и "Урал" вышли в море лишь 16 июля. Первый ремонт на крейсере «Дон» провел лейтенант Шульц 17 июля за ночь на 18-е. С 18-го к мини-отряду присоединились миноносцы "Рьяный" и "Прочный" из Либавы в сопровождении ледокола № 2.
20 июля при проходе Скагена крейсера стали испытывать беспокойство, так негативно отразившееся на 2-й ТОЭ позже. Сперва несколько торговых судов приняли за вражеские военные корабли, потом яхты за миноносцы. Вечером Римскому-Корсакову пришлось пригласить Истомина с "Урала" на совещание. Оказалось,что «Дон» имел большой перерасход угля. Сперва винили неопытных кочегаров (которые до похода и корабельных топок не видели), но все оказалось хуже-потекли котлы и из-за остановок для их ремонта крейсера смогли выйти в район рассредоточения только 25 июля-на широте Лиссабона.
На назначенное между крейсерами рандеву «Дону» уже не суждено было явиться, котлы текли и даже взятая на борт команда ремонтников не справлялась.
"Развели пары,., у котла № 1 пропускала заплата и две заклепки под средними топками, у № 2 у днища на заплате пропускали 12 болтов, из них из трех струилась вода; у № 4 пропускали заплаты в днище котла и струилась вода из трех заклепок на переднем шве; у № 8 на переднем шве и у левого конца заплаты пропускали три заклепки; у № 9 на переднем шве и на заплате пропускали две заклепки и у днища на заплате сочилась вода через два болта...". Из рапорта таршего судового механика крейсера Барща.18.07.04
28 июля на втором котле текли уже 130 заклепок. Резко возрос расход угля. К тому же пасмурная погода с минимальной видимостью препятствовала обнаружению нарушителей. Вместо встречи с "Уралом" крейсеру пришлось идти в бухту Виго, где его ожидал угольщик "Валенсия".
Тут и начались загадочные явления. С утра 9 августа на восток тихо прошел большой двухмачтовый пароход без флага. Римскому-Корсакову показалось, что за ним следят ("видимо, производил наблюдение, что я здесь делаю"). К полудню появился с юга еще один пароход и вновь без флага. Этот подошел поближе, но отвернул и ушел в закат. Прекратив погрузку угля (взяли всего 1297 тонн), крейсер, простояв ночь на якоре, ушел в сторону Канар.
10 августа около 21-00 был замечен двухмачтовый пароход, в котором почти опознали вчерашнего знакомца, но свежая погода не позволяла спустить досмотровую шлюпку и тот ушел. Утром 11 был замечен еще один пароход, но опять погода не благоприятствовала.
Тем временем текущие котлы обнулили не только запас угля, но и пресную воду. Крейсеру пришлось возвращаться в испанский Виго. Соответственно встреченные по дороге грузовой пароход и парусный барк досмотру не подвергались. 13 августа к тому же обнаружилось, что установленная в Либаве на днище заплата стала пропускать воду.
Когда крейсер добрался до Виго 15 августа 1904 года, пресной воды оставалось всего 64 тонны. В Питер ушла телеграмма "Свежий пассат и большая зыбь не позволяют продолжать плавание. Встретил два парохода и парусник. Надо исправить котел". Испанцы дали на ремонт двое суток.
17 августа крейсер покинул гостеприимный Виго и направился на Родину. 24-го он достиг Либавы и встал на ремонт. Всего за время плавания «Дон» прошел на скорости до 18 узлов 7038 миль, израсходовав 3932 тонн угля.
«Дон» провел рейдерство крайне неудачно, не осмотрев ни одного парохода. "Урал" до конца августа в районе Гибралтара осмотрел 12 судов, не обнаружив контрабанды. Сменить их должны были "Терек" и "Кубань", но "Кубань" при выходе из дока получила повреждения. "Терек" с конца августа по начало октября в районе Гибралтара осмотрел 15 судов, преимущественно британских угольщиков, но контрабанды не обнаружил.
Из-за ремонта крейсер «Дон» не попал в состав 2-й Тихоокеанской эскадры и избежал Цусимы.
В начале января 1905 года русский МГШ получил сведения о том, что 3 января из Гааги выйдет пароход HAPAG "Брисгравия", на который в Роттердаме загрузили большую партию орудий Круппа для японской армии. Отправить на перехват в Северное море «Дон», как планировалось, не получилось по причине все тех же проблем с котлами.
20 февраля управляющий Морским министерством контр-адмирал Вирениус приказал восстановить «Дон» и подготовить его для обучения машинных команд. Но вскоре планы изменились-«Дон» решили вновь отправить в крейсерство ввиду резкого роста военной контрабанды из Европы в Японию. К этому времени «Дон» был единственным на Балтике кораблем, теоретически способным на рейдерство. Но до дела так и не дошло. Полуучебный полукрейсер никакой возможности поддерживать готовность к немедленному выходу на перехват не имел, в ходе двухдневных учений ученики жили в каютах 3 класса, которые по штату должны быть всегда забиты углем.
28 апреля контр-адмирал Ирецкий доложил, что ввиду полной непригодности котлов «Дона» его надо отправить в Кронштадт, поскольку новые котлы заказаны Балтийскому заводу.
29 сентября 1905 года начальником МГШ было принято решение о продаже «Дона». Крейсер находился у стенки Балтийского завода и из-за забастовки рабочих был абсолютно непригоден к выходу в море.
10 декабря 1905 года МГШ просил выяснить возможность продажи "Кубани", "Терека" и "Дона" "Обществу Волжских капиталистов", но цену, близкую к закупочной, получить было невозможно. В итоге сделку вообще отменили.
В 1906 году для частичного возмещения потерь Добровольного флота в ходе войны, согласно Высочайшему соизволению от 19 сентября 1906 года, «Дон» был продан с рассрочкой платежа на четыре года. В соответствии с этим 30 сентября его исключили из списков судов военного флота.
После передачи 2 октября 1906 года корабля Доброфлоту, ему было присвоено новое название «Москва». Следующим гражданским капитаном судна стал его предыдущий командир капитан 2 ранга П.К. Орановский. До весны 1907 года пароход находился в Либаве, исправляя многочисленные повреждения и восстанавливая былое великолепие своих апартаментов. 30 апреля 1907 года лайнер «Москва» вышел в первый рейс. Из-за нерентабельности получилось всего четыре рейса по маршруту Либава - Роттердам - Нью-Йорк. Нужно было избавиться от невыгодного актива.
И покупатель нашелся. Это был австро-венгерский флот, которому срочно понадобился быстроходный корабль для сопровождения, дозаправки и снабжения миноносцев в Адриатике. Пароход перегнали в Штеттин, где 3 июля 1909 года австрийская военно-морская комиссия начала осмотр и прием круизного лайнера, а 8 июля стороны подписали акт продажи. 9 июля корабль поднял флаг дунайской монархии.
В австрийском флоте корабль стал плавбазой «Gaea»( др. вариант-«GAA»). Переоборудование на базе в Пола продолжалось с 8 августа 1909 года до 4 мая 1910 года. Корабль стал многоцелевым- плавбаза флотилии миноносцев, склад минно-торпедного вооружения, штабной корабль. Австрийцы заменили котлы, вновь оборудовали дополнительные помещения под хранение угля, а также погреба для торпед и мин. Также на корабль вновь установили вооружение. Экипаж укомплектованного 14 мая 1910 года судна составлял 331 человек.
Корабль опробовали в составе Летней эскадры на маневрах 1910, 1911 и 1912 годов. Оказалось, что концепция матки миноносцев не работает. «Gaea» вывели в резерв, но ненадолго, буквально за пару недель до выстрелов в Сараево 14 июня 1914 года корабль вернули в строй. Всю войну им командовал капитан 1 ранга Антон Каса. Задачи плавбазы для флотилии миноносцев с 31 июля 1914 года «Gaea» выполнял на базе в Катаро. В списках флота корабль значился как "торпедовоз" (Torpedodepotschiff).
В 1915 году его запланировали переоборудовать уже в плавбазу для подводных лодок. На козырьках труб корабля установили сетки, снятые с линкоров, которые должны были предотвратить попадание авиационных бомб в котельное отделение через трубы.
Австро-венгерский флот в целом достойно протянул до 1918 года, имея противником Францию, Италию, а также британскую Средиземноморскую эскадру. Но распад двуединой монархии был неизбежен.
1 февраля 1918 года, после забастовки рабочих арсенала Полы, в Катарской бухте, на базе австрийского флота, начались восстания на кораблях. Первым был флагман-броненосном крейсере «Санкт Георг», затем к нему присоединились броненосный крейсер «Кайзер Карл VI» и плавбаза «Gaea».
Несмотря на то, что плавбаза не принимала участие в боевых действиях, она тоже оказалась слабым звеном. Однообразная служба ( корабль за 4 года ни разу не отдал швартовы) при скудном снабжении сделала его экипаж подверженным влиянию революционных идей.
Экипажи торпедных флотилий ( крейсера "Гельголанд" и "Новара", эсминцы и миноносцы), активно использовавшиеся во время войны, хоть и подняли красные флаги, к мятежникам не примкнули.
Мятежники выдвигали лишь политические и экономические требования: мир без аннексий, согласие на мирные предложения президента В.Вильсона, демобилизация, демократизация режима, некоторые послабления по службе: улучшение продовольственного снабжения, улучшение жилищных условий.
Но гарнизон Катаро не поддержал восставших. 2 февраля береговые батареи вынуждены были открыть огонь по мятежному броненосцу "Кронпринц Эрцгерцог Рудольф". Крейсера "Новара", "Гельголанд", эсминцы, миноносцы и германские подводные лодки блокировали мятежные корабли.
После того как из Полы 3 февраля вышли 3 линкора, восстание закончилось. Три лидера мятежников сбежали на гидросамолете в Италию, четверых матросов приговорили к расстрелу ( в том числе Мате Берничевич с «Gaea»), около сорока человек получили различные сроки заключения и еще около 800 перевели на другие места службы.
После разбора полетов был сменен командующий флотом ( им стал Миклош Хорти), командиры ряда кораблей ( на «Gaea» им стал капитан 1 ранга Йозеф Лева).
Но осенью империя посыпалась. Уже 5 ноября «Gaea», впервые за всю войну, вышла в море, но уже для репатриации австрийских и чешских экипажей. В порту Пола корабль был конфискован Италией.
В 1919 судно передали в распоряжение Итальянских государственных железных дорог, но в 1920 году продали компании «Cosulich S.T.N.», которая восстановила его в качестве пассажирского лайнера под именем «San Giusto».
Под итальянским флагом 21 января 1921 года пассажирский лайнер отправился в свой первый и последний трансатлантический рейс по маршруту Триест - Неаполь - Нью-Йорк. Первым же штормом старый корпус парохода был приведен в ужасное состояние. Из-за нерентабельности ремонта в феврале 1921 года судно законсервировали, а в 1922 году руководство компании приняло решение отправить корпус на разборку заводу «Breda» в Триесте.
В 1924 году закончилась нелегкая служба корабля, сменившего семь названий ( если считать "Князь Бисмарк") и пять флагов (включая российский торговый).
На фото Дьячковъ Николай. Фото прислано правнуком матроса.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам