Но начну с гражданского флота, потому что и на нём поработал после выхода в запас. Помню, в старые времена, если навстречу идёт ржавый облезлый сухогруз, можно было стопроцентно быть уверенным, что на корме у него будет болтаться грязный потрёпаный греческий флаг.
Поначалу это было для меня удивительно, поскольку наши советские гражданские суда всегда отличались довольно щегольским внешним видом. Если в иностранном порту увидишь чистенький, светящийся свежей краской пароход, наверняка он окажется нашим. Были конечно и иностранцы с хорошим внешним видом, но для наших это было правилом.
Это потом уже я столкнулся с гадюшником, зачастую имеющимся на престарелых судах мелких компаний в наше время.
Что уж говорить о военных кораблях? Есть знаменитая фраза кэптена US Navy Гарри Аллендорфера: "Если вы находитесь в иностранном порту и не можете определить национальную принадлежность стоящих там кораблей - выберите самый красивый и самый чистый из них - в девяти случаях из десяти это будет советский корабль".
Однако приходилось слышать и такое, что, мол, военные просто дурью маются и изобретают всё это драенье медяшек, чтобы личный состав занять, а так-то дело бесполезное по большому счёту.
Думаю, как и в любом явлении, в наведении лоска на военном флоте имеется несколько слоёв, с первого взгляда мало связанных друг с другом, но это не так.
Не буду отрицать, что и личный состав должен быть постоянно чем-то занят. Недаром люди с древности знали: праздность - мать всех пороков. Но есть и чисто утилитарные моменты. Вот сейчас эпидемия вируса и из каждого утюга несутся увещевания поддерживать максимальную чистоту, мыться и чаще мыть всё, чего касаетесь, а так же проветривать помещения. И самоизолироваться :)
А как ты самоизолируешься на боевом корабле, где на крайне ограниченном пространстве находятся сотни, а то и тысячи человек? Ни поесть, ни в гальюн, пардон, сходить в уединённом месте не получится, а судовая вентиляция разносит воздух и всё, что в нём содержится по всем помещениям. Так что поддержание максимальной чистоты, чтобы не дать микроорганизмам шансов размножаться, практиковалось на флоте с самых старинных времён.
А ведь на службу иногда такие личности приходят, что хоть нос зажимай. Привить им привычку к гигиене призваны не только увещевания начальников, и скрытые от глаз начальства методы годков, но и ежедневные приборки по несольку раз в течение дня, а также такой праздник души и тела, как Большая приборка перед днями отдыха.
Однако бывают обстоятельства, когда с приборками приходится повременить - например, в боевых условиях или во время шторма, тут на ногах бы удержаться, а не шастать с обрезами и ветошью, наводя блеск.
Далее - встречают по одёжке, известное правило. Нередко, как вы выглядите, так и станут к вам относиться. Вот помню, находился наш экипаж в качестве инструкторов в Южном Йемене. Страна бедная, форма одежды была разнообразная, офицеры и сержанты щеголяли в наших кремовых рубашках, которые вывезли из СССР после обучения. Матросы же в каких-то разнообразных комбезах, и вообще...
И вот однажды пришли с визитом несколько небольших эфиопских кораблей. Ну что такое Эфиопия? Однако кораблики сияли чистотой, а весь личный состав одет в тщательно отглаженную новенькую однообразную форму песочного цвета. Надо было видеть как на них смотрели йеменцы...
А ведь это формирует и отношение к государству. Пришли бы какие-нибудь расхристанные зачуханцы - ну что хорошего может быть в такой стране? Кроме того, поддержание в надлежащем состоянии материальной части и собственного внешнего вида требует некоторых и волевых усилий, а потом переходит в привычку. И как без всякого насилия над собой ты ежедневно драишь медяшку, так же будешь выполнять все требования по содержанию технических средств и оружия.
Кстати, надраиванье медяшки - это отдельная флотская фишка, начиная с бляхи на ремне и кончая всеми медными, латунными и бронзовыми предметами на корабле. Вот посмотрите, крейсер "Маршал Устинов" стоит в ремонте, что не может не сказываться на состоянии палубы и покрашенных поверхностей. Но медяшка! Она должна сверкать как котовые ....., ну, вы поняли, хотя сверкать они в результате своей мохнатости никак не могут. Однако выражение такое есть.
Традиция эта тянется с древнейших времён. Вот на снимке 1896 года британский матрос драит шпиль.
Посмотрите как зеркально сияют вельпы (вертикальные выступы) на барабане шпиля. теперь Теперь таких не делают © .
Кстати, слово драить пришло к нам, как и масса других флотских терминов, из голландского языка. Draaien означает вращать, крутить, но может и обозначать - затягивать. Ну, начищают разные предметы зачастую вращательными движениями, это понятно. Но если вы услышите выражение - надраенные швартовые концы, это не значит, что кто-то их начищал. Просто они сильно натянуты.
"Флотский порядок" - выражение, ставшее синонимом. В основном это касается как раз внешнего вида, содержания техники, одежды. А вот выражение "военно-морской бардак" приходилось слыхивать? Как у каждой медали есть две стороны. так и у флотского порядка есть свой антипод, правда, зачастую он относится к какой-нибудь неразберихе в организационных делах. Ну, то такое. Лётчики, например, любят щегольнуть фразой - там где начинается авиация, там кончается порядок. Но мы-то с вами знаем, что это не так? :))
Ещё на схожие темы:
Боцман и краска - неразлучная парочка
....................................................................................................................