Вы, наверное, заметили, что недавно подошло к концу строительство загадочных домиков на берегу Сатиса возле плотины. Домики красивые, но законность их постройки вызывает вопросы, на которые мы постараемся найти ответы в нашем материале.
Началось все с того, что нам в руки попали фотографии информационных щитов, установленных на заборе возле этих странных домиков. На них русским по зеленому написано: «Варианты интерьеров блокированных домов».
Так, стоп. Почему блокированных? Это же вроде как частная застройка. Лезу на сайт «СаровИнвеста». Там написано: «Компания ООО „СаровИнвест“ предлагает жителям города готовые к чистовой отделке коттеджи площадью от 320 до 340 м2, с террасами на кровле площадью до 200 м2 и участками 9−10 соток, расположенные в тихом и уютном районе по ул. Менделеева».
Коттеджи, несомненно, относятся к ИЖС, то есть, являются объектами индивидуального жилищного строительства. А что такое блокированные дома?
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, жилые дома блокированной застройки — это «жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования».
То есть, по сути, блокированные дома — это самостоятельные объекты со своими земельными участками, просто расположенные смежно друг с другом. А коттеджи (индивидуальные жилые дома) — единые и неделимые здания в имущественном плане. Что-то здесь явно не сходится.
Ситуация начала проясняться, когда мы обратились за разъяснениями к ответственным лицам в администрации. Оказалось, что, согласно утвержденной документации по планировке территории в 2013 году, в пойме реки Сатис были образованы земельные участки для строительства коттеджей. И разрешение на строительство выдано именно на дома коттеджного типа — индивидуальные жилые дома (ИЖС). То есть, таунхаусы, прочие блокированные дома и многоэтажки там строить незаконно. Вся территория комплексной застройки господина Харитонова изначально была поделена на зоны с разным назначением, но тут мы можем наблюдать пример попытки переобуться в полете. Сейчас объясню, как именно.
Заполучив землю под ИЖС, застройщик просто взял и без всяких разрешений построил на ней блокированные дома, по сути — таунхаусы.
Возможно также, что в процессе строительства домам поменяли планировку, чтобы здание можно было без проблем разделить на блоки для отдельных семей. А теперь застройщик предпринимает попытки поменять назначение земли, на которой уже стоят новенькие домики.
В администрации нам сообщили, что сейчас уже утвержден некоторый «проект внесения изменений в документацию по планировке и межеванию территории в пойме реки Сатис», которая и находится у Харитонова для комплексного освоения в целях жилищного строительства. И теперь вместо множества земельных участков под индивидуальную жилую застройку предлагается к формированию единый участок с нужным для застройщика видом — «блокированная жилая застройка». Однако под блокированные дома ее потом все равно придется межевать. Есть предельные параметры земельных участков, установленные все теме же Правилами землепользования и застройки. Ссылку на соответствующее постановление прилагаю.
Ничего не напоминает? Кажется, мы уже видели нечто подобное в истории с многоэтажками в пойме Сатиса. Тогда на территории, отведенной под застройку, был сформирован единый участок для многоквартирных домов, на котором и был построен не предусмотренный проектом планировки еще один дом.
И тут я вспомнила про еще одну историю, связанную со сменой назначения земли. Она произошла в Сарове несколько лет назад, и там тоже на земле для ИЖС начали строить нечто многоквартирное. А конкретнее — дома «London Houses» в ТИЗе.
В 2017 году администрация Сарова обнародовала постановление относительно этой, тогда только начинающейся, стройки: «Управление архитектуры и градостроительства предупреждает граждан о том, что на участках № 90 и № 91 ул. Энтузиастов на въезде в ТИЗ администрацией Сарова выданы разрешения на строительство индивидуальных жилых домов, не предназначенных для разделения на квартиры. УАГ рекомендует гражданам предельно внимательно относиться к предложениям по продаже квартир в домах на указанных участках, поскольку эти сделки могут быть оспорены».
То есть, как мы можем видеть, попытки подобных манипуляций у нас в городе происходят не впервые, и контролирующие органы умеют отлавливать их на ранних этапах и предупреждать горожан. Там потом еще и УВД подключилось, предложило помощь обманутым гражданам.
Ссылку на статью с «Колючего Сарова» об этом комплексе прилагаю, чтобы не быть голословной.
Кончилось все тем, что в 2018 году в результате разбирательств и судов супружеская пара риэлторов этих домов отправилась в сумме на 12 лет в колонию за продажу фиктивных таунхаусов. Статья — 159 УК РФ, ч.4. Мошенничество в особо крупном размере. Генеральный директор ООО «Агентство недвижимости „Жилс“» Александр Резников и его супруга Ольга Резникова успели обмануть семь семей, получив от них 45 млн руб. за покупку квартир в таунхаусах. Суд признал супругов виновными и назначил обоим по шесть лет лишения свободы. С подсудимых взыскали более 20,5 млн руб., удовлетворив иски трех потерпевших. Полный текст статьи про приговор здесь.
Двойные стандарты какие-то. Одну организацию тщательно контролируют, за попытку нарушить соответствие земли и зданий нещадно карают реальными сроками, выпускают постановления и предупреждают горожан об опасности.
Другая же спокойно достроила свои таунхаусы на не предназначенной для них земле, назвала «коттеджами» и продает на своем сайте, при этом собирается спокойно поменять назначение земли и продать эти дома намного дороже, чем предполагалось по изначальному плану комплексной застройки в 2013 году. Никто и не думает мешать «СаровИнвесту» получать свою сверхприбыль. По крайней мере, публичных документов по этому вопросу не публиковала ни администрация Сарова, ни УВД, ни кто-либо еще.
А еще начало строительства этих таунхаусов магическим образом совпало с периодом неоднократных понижений уровня реки по различным причинам, как связанным, так и не связанным со строительными работами в пойме. Совпадение?
В заключение хочу вернуться к истории с многоэтажками из «Ривьеры». Насколько я помню, по проекту в пойме должны были возвести 5- и 9-этажные дома. Но при помощи хитростей с подземным этажом и верандой возле реки выросли 7- и 11-этажки. На общественных слушаниях до начала строительства жителям было описано совсем не то, что возвели в конечном итоге.
Если уж господин Харитонов умеет так ловко обходить различные официальные ограничения, можно было и вместо таунхаусов на берегу девятиэтажки отгрохать. Блокированные дома, как и многоэтажные, подходят под категорию МКД. Почему бы и нет?
Мы считаем эту публикацию открытым письмом в адрес губернатора Нижегородской области Глеба Никитина и просим помочь разобраться в этой проблемной ситуации.
Среди прочих наших публикаций, посвященных действиям этого застройщика, особо выделю фильм о состоянии реки Сатис.
К просмотру обязательно. Ссылки на другие материалы по теме к фильму приложены.