Найти в Дзене
Культурология для всех

"Душа" в древнегреческой философии

Добрый день! Это краткий обзор о том, что думали древнегреческие философы о таком понятии как "душа". Мифологические представления можно узнать здесь.

Представления о душе были важны не только для греческой мифологии, но и для философии. При этом на раннем этапе философские учения, являвшиеся рациональным осмыслением мифологии, с одной стороны, отражали определенные представления, имевшие в ней место, а с другой стороны, сами влияли на ее дальнейшее развитие.

У ряда философов и в философских направлениях есть трактовка человеческой души как состоящей из первоначала бытия. Так, у Анаксимена (VI вв. до н.э.), считавшего исходной стихией воздух, душа воздушна. И в его учении даже боги состоят из воздуха.

У Гераклита (VI-V вв. до н.э.) первоосновой бытия является огонь-логос (аналогично у стоиков).

-2

Демокрит (V-IV вв. до н.э.) – основоположник атомистики – считает, что душа состоит из атомов.

-3

Анаксимен и Демокрит считают, что вскоре после смерти тела душа также погибает. С одной стороны, это можно считать отголоском древнейших первобытных представлений, а с другой – результатом рационального анализа проблемы.

Интересно, что у атомиста и, в некотором смысле, атеиста Эпикура (IV-III вв. до н.э.), как и у Демокрита, утверждающего смертность души, есть идея о том, что учение о загробном мире рождается из страха человека перед смертью.

-4

Согласно учению стоиков, души большинства людей погибают вскоре после смерти тела. Однако души отдельных людей, но теперь уже не царей и не полководцев, а выдающихся мудрецов (!), продолжают существовать до очередного "конца света", когда весь мир погибнет в огне Мирового пожара.

Тут стоит упомянуть индуистские представления о том, что мир существует определенными периодами - кальпами, каждая из которых заканчивается уничтожением в огне.

Кроме того, в учениях орфиков и пифагорейцев появляется идея переселения душ (метемпсихоза), которая является доминирующей в восточных культурах. Она получила дальнейшее развитие в учениях Сократа и Платона. Впрочем, в культуре Запада (в отличие от Востока) эта идея так и не стала доминирующей, несмотря на весь авторитет Платона. И у Платона же (особенно в диалоге "Федр") явно утверждается мысль о том, что тело – это "оковы для души", а такая идея перекликается со средневековыми христианскими представлениями. Но это совсем другая история.

Вот такой получился краткий обзор представлений о душе в древнегреческой философии. В следующей публикации цикла расскажу про письменность и ордерную систему древней Греции.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Об этом и многом другом Вы можете посмотреть видео на моем ютуб-канале: