Добрый день! Меня зовут Николай Мухаметжанович Ибраев. Я являюсь экспертом МУПИ и веду программу Экономика и управление на предприятии.
Сегодня предлагаю поговорить о том, как предпринимателям избежать кризиса и сохранить свой бизнес.
Как противостоять кризису?
Каждый бизнесмен стремится к росту. Но, к сожалению, кризисные явления затрагивают практически все предприятия. Особенно сильно такое влияние ощущают представители малого бизнеса. Падение продаж на фоне современных экономических реалий неизбежно приводит к потере прибыли. Приходится сокращать штат, снижать объемы производства, менять офис на более скромный и менее престижный. В такой ситуации многие предприниматели теряют веру в себя и в свое дело, а это вполне может обернуться крахом. Первое, что нужно сделать для предотвращения кризиса – найти правильную мотивацию, решить собственные психологические проблемы, возможно, обратиться к специалисту, если самостоятельно справиться не получается.
Эффективные меры для сохранения бизнеса
Далее наступает этап антикризисных мер. Я рекомендую:
- Продумать особенности своего бизнеса, уточнить данные о целевой аудитории и рассмотреть возможность ее расширения. Для этого стоит задуматься, чем ваш продукт ценен для потребителя, в чем уникальность вашего предложения;
- Провести исследование рынка, изучить работу успешных конкурентов, возможно, задуматься о создании нового продукта, соответствующего ожиданиям потенциальных клиентов и спросу;
- Обеспечить обратную связь с целевой аудиторией, например, через соцсети. Это позволит лучше понять, чего именно хочет потребитель;
- Организовывать совещания, обсуждать саму ситуацию и возможные пути выхода из нее с сотрудниками. Это позволит не только найти оптимальные решения, в том числе нетривиальные, но и поддерживать оптимистичный настрой персонала;
- Сделать все возможное для сохранения партнерских связей. Потерянные отношения с контрагентами – это всегда убытки, а также отсутствие реальных перспектив.
По возможности стоит сократить расходы, но к этому вопросу нужно подходить с умом. Например, выбрать по-настоящему эффективные каналы рекламы, дающие реальную отдачу, и на время отказаться от других вариантов.
Очень важно помнить, что кризисы случаются в любом бизнесе, в каждой компании. Худшие советчики в такой ситуации – паника и депрессия, поэтому желаем вам оптимизма и удачи.