Найти тему
Серентизм

Почему священники тупые?

Оглавление

Конечно же, священники не тупые. По крайней мере, не более, чем все остальные люди. Но есть ряд нюансов, которые влияют на их поведение и на то, как оно воспринимается окружающими (что гораздо важнее).

Речь в статье пойдёт, в основном, о христианском духовенстве в его русском православном варианте.

"Попы" против "святых"

Так уж сложилось, что в России существует некий стереотип, назовём его "бедный святой".

Бытует распространённое мнение о том, что священник должен быть бедным, скромным, служить Богу, помогать людям, забыв о собственном благополучии и процветании. У него должны быть добрые морщинки вокруг глаз и прочее в том же духе. Этот образ известен каждому, кто живёт в России. Это "хороший батюшка".

Это "хороший батюшка"
Это "хороший батюшка"

С другой стороны – реальность, которая заключается в том, что таких архетипных священников крайне мало, именно потому, что это просто образ. Когда мы сталкиваемся с реальным человеком, этот образ рассеивается, и мы видим плоть, чувствуем запах, слышим не только священные слова и проповеди, но и слова бытового общения.

Будучи изначально очарованными, мы раз-очаровываемся, чары спадают.

Существование этого архетипа уже столетиями соседствует с действительностью, где священники имеют семьи и детей, едят и пьют, собирают пожертвования и занимаются прочими вещами, никак не соответствующими идеальной картинке.

Так в нашей (и не только нашей) культуре уживаются два стереотипа: "бедный святой" и "поп", столетиями высмеиваемый в народных сказках.

Это "плохой батюшка", "поп"
Это "плохой батюшка", "поп"

Для православного мира аскетичность "батюшки" принципиально важна. И тот священник, который охотно и честно поддерживает эту аскетичность, соберёт народную любовь. Если же нет, то его образ будет склоняться в сторону "попа". А поп не обладает мудростью в глазах людей, даже если сам по себе мудр. Тогда как аскет может сказать подчас удивительную чушь, которая воспримется как небывалое откровение.

Миссионеры и немиссионеры

Другой важный фактор – это реальный человеческий фактор. Люди разные, священники – люди. Следовательно, священники разные.

Всё духовенство можно условно разделить на две большие части – образованные и необразованные. На всякий случай повторим: это условное разделение, в реальности никаких "групп" или "слоёв" не существует.

Значительная часть духовенства – это обычные священники и монахи, которые закончили семинарию или не заканчивали вообще ничего. Их функция проста – отправлять ритуалы, собирать пожертвования, поддерживать церковную жизнь "на местах", если это священники, живущие "в миру", то есть не монахи. Функции монахов еще более просты с точки зрения социальной деятельности – они могут вообще не появляться на людях.

Они не обязаны обладать всей полнотой знания, не обязаны владеть философией и теологией, но знать свои ритуалы они должны очень хорошо. В какой день календаря что делать – это принципиально важно.

Это может приводить к интересным ситуациям.

Автор этих строк однажды помогал священнику, который самостоятельно построил небольшой храм на окраине Курска, несколько лет собирая на него пожертвования у местных бизнесменов и не только, да и сам не стеснялся вносить средства.
Местный Владыка Герман благословил название православного прихода и храма в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. В действительности не столько "благословил", сколько назначил, потому что сам строивший храм священник даже не знал, кто это такая – святая преподобномученица великая княгиня Елисавета. Он просто хотел построить храм и служить в нём.
Тот самый храм на окраине Курска
Тот самый храм на окраине Курска
На протяжении последующих лет настоятель продолжал служить, собирать пожертвования, вести пропаганду среди местного населения через газеты и листовки. В общем, делал своё дело. Однако на вопрос о том, кто такая Елисавета, в честь которой он построил и содержит храм, он не мог ответить, как и на многие другие вопросы вероучения.
Автор этих строк много беседовал с ним, и с удивлением обнаружил, что знает Библию гораздо лучше профессионального священника. Впоследствии, когда такие истории неоднократно повторялись уже с другими священнослужителями, это перестало его удивлять.

Эта история показывает, что священнику не нужно быть профессором богословия, чтобы делать своё дело. Не все это понимают.

Не все понимают ещё и тот факт, что помимо "обычных" священников есть и некоторая "элита" – в первую очередь, интеллектуальная, но не только. Это клирики, искушенные в богословии, философии и истории.

Они очень далеки от бездумного мракобесия, владеют логикой и риторикой. Часто они выполняют миссионерскую функцию – распространяют учение. Именно они фигурируют на православных телеканалах, ведут блоги, пишут книги, занимаются общественной деятельностью, дискутируют с оппонентами.

Эти священники знают своё учение и могут быть очень интересны в общении.

Давление безденежья

Даже самого профессионального пропагандиста и ритора искажает необходимость изыскивать средства для своих приходов.

Часты ситуации, когда доминирующей идеей священника становится благополучие своего надела, поэтому и прихожан он начинает рассматривать как потенциальных спонсоров. Стоит зайти в некоторые храмы, как тебе немедленно начинают рассказывать про отсутствие отопления и необходимость ремонта крыши – в особенности если вы выглядите более-менее благополучно или имеете возможность влиять на распределение каких-то ресурсов, и священник об этом знает.

Скорее всего, этот человек – мошенник.
Скорее всего, этот человек – мошенник.

Из-за этого у человека складывается ощущение, что он попал к вымогателю. Что бы ни сказал такой священник, это не будет воспринято как мудрость или даже ум, а скорее будет выглядеть как неудачная и глупая попытка манипулировать.

Дураки и сволочи

Ну и, конечно, никто не отменял действительно глупых или жадных людей среди священства – их хватает.

Иногда это связано с кадровым голодом, иногда с чьей-то халатностью или злым умыслом.

Дивеево. Казаку на голову надевают чугунок преподобного Серафима Саровского.
Дивеево. Казаку на голову надевают чугунок преподобного Серафима Саровского.

______________________________________________

В одной их последующих статей мы напишем о реальном опыте жизни в мужском монастыре: о живущих там женщинах, о скрываемых еретиках и монахах, фанатеющих по Kiss и AC/DC.

Подписывайтесь на канал, а пока можете почитать про то, что церковь – это завод по производству духовности.

Ну или про то, как передвигать горы, имея веру с горчичное зерно.