Дорогие друзья! Кому из вас посчастливилось в докарантинное время побывать в Риме и увидеть знаменитую Капитолийскую волчицу 5-6 в.в. до.н.э?
Спешу вас разочаровать: волчица оказалась немножко состарена, всего лишь на какие-то жалкие 12-15 веков.
В 2000-х годах статую решили отреставрировать.
Все-таки простоять и не мыться с 6-5 в.в до н.э не шутка!
(К слову, мальчишки-близнецы прилепились к скульптуре только в средние века)
Итак, статуя оказалась в руках специалистов.
Каково же было их удивление, когда они обнаружили, что волчица была полностью отлита, а не сварена по частям, как это делали в древности! Т.е. возраст статуи относился к средневековью!
Разгорелся скандал, волчицу отдали на более детальные анализы. Исследование подтвердило, что волчица 11-12 века нашей эры.
А кому доводилось бывать в немецком городе Любеке в соборе св. Марии?
С этим собором связана другая скандальная история с подделками.
Во время второй мировой собор бомбили американцы, штукатурка обвалилась и миру явились фрески 13 века.
Мэрия Любека подождала конца войны, и в 1948 году начала реставрационные работы.
Почему-то к ним были привлечены специалисты с уже подмоченной репутацией-Дитрих Фей и Лотар Мальскат.
Мальскат был талантливый живописец и за считанные минуты мог сваять картину известного художника. С ним сотрудничали антиквары, продавая картины Рембрандта кисти Мальската направо и налево, а Фей являлся покровителем и торговым агентом талантливого пройдохи.
Когда реставраторы принялись за дело, они поняли, что реставрировать там нечего. Но не отдавать же обратно деньги?! В режиме строжайшей секретности работы продолжились...
В 1951 году с большой помпой открыли собор, выпустили марку с фресками и устроили пир на весь мир.
Фею дали орден, а Мальскату-фик с маслом.
Мальскат обиделся и решил всех сдать с потрохами.
Мэрия не поверила. Тогда Мальскат обратил внимание чиновников, что у святых на фресках были лица Распутина, Марлен Дитрих и даже сестры Мальската!
Скандал был огромный. Горе-реставраторов посадили, фрески смыли.
Но, если бы Мальскату вовремя дали медальку, мы бы сейчас любовались на фрески “13 века”!
Я не знаю, на что мы смотрим в музеях.
Я не знаю, как проверить рассказы экскурсоводов и не знаю, на чем основана датировка архитектурных сооружений.
Я не знаю, действительно ли передо мной произведение Рембрандта или Микеланджело.
Кстати, Микеланджело прославился после того, как удачно изготовил античную подделку…
Музеи неохотно признаются, что имеют в своем арсенале подделки. В лучшем случае, такие “произведения искусства” объявляют копиями с древнего оригинала. Как правило, оригиналов никто никогда не видел...