Найти тему
Исследование Писания

1 КОРИНФЯНАМ (ч.8): НАСТАВЛЕНИЕ В БРАКЕ

Оглавление

(1 Коринфянам 7)

В первых шести главах 1 Коринфянам Павел говорил о тревожных событиях в церкви, о которых он узнал, можно сказать, из первых рук. Среди вопросов, поднимаемых апостолом в конце 6 главы — мнение о том, что люди должны удовлетворять свои физические желания. Среди проблем, которые затрагивал апостол в конце главы 6, было мнение, что для человека лучше всего удовлетворять свои физические желания. «Если это приятно, делайте это» — таков был девиз, существовавший задолго до поколения хиппи 1960-х и 70-х годов. В течение столетий известные школы греческих и римских философов отстаивали фаталистическую точку зрения, что путь к хорошей жизни лежал через удовлетворение своих желаний. Если в жизни нет божественного водительства, нет благородных целей, то остаются только физиологические потребности. Некоторые в Коринфе, похоже, приспособили подобную философскую мысль к христианскому образу жизни. Они размахивали лозунгом «Пища для чрева, и чрево для пищи» (6:13), но лозунг был не только о голоде. Говоря, что хорошо удовлетворять потребность в пище, он оправдывал удовлетворение сексуальных желаний любым возможным способом.

Бок о бок с философией потворства своим желаниям в Коринфе существовало другое направление, согласно которому христиане должны подавлять физические влечения. Эта философия аскетизма также существовала в греко-римском мире. Аскетизм — самоотречение ради собственного блага, а не ради блага других. Пост, например, — это самоотречение для духовной или физической пользы того, кто постится; постятся обычно не для того, чтобы отдать свою еду кому-то голодающему. Так и некоторые в Коринфе, очевидно, решили, что подавление желаний, особенно сексуального желания, полезно для верующего. Столетиями некоторые религии учат тому, что сам по себе секс — это зло.

Когда возникали вопросы, касающиеся важных нравственных проблем, Павел был бескомпромиссен. Воровство или богохульство, например, — всегда грех, но апостол чётко дал понять, что некоторые поступки должны рассматриваться в контексте. Хотя обжорство или совокупление с проституткой — грех, есть в умеренных количествах необходимо, и Бог благословляет удовлетворение сексуальных потребностей в браке. Озабоченность, выраженная Павлом в главе 6, естественным образом выливается в разговор о браке в главе 7. Апостол понял, что пора было уделить время тем, кто верил, что предаваться любому виду удовольствий — заведомо грешно. Если вкратце, то он сказал следующее: сексуальные отношения между мужем и женой одобрены Богом. Это не грех.

ПОТАКАНИЕ СЛАБОСТЯМ ИЛИ САМООТРЕЧЕНИЕ (7:1–7)

После того как Павел покинул Коринф за несколько лет до написания своего 1 Послания Коринфянам, христиане там остались, по сути, без руководства, если не считать местных пророков, которые в определённой степени усугубляли и без того имевшее место недоразумение (см. 14:22–25). Между сторонниками разных точек зрения происходили внутренние стычки, и популярные философские течения, несомненно, способствовали конфликтам в церкви.

В разгар споров христиане узнали, что Павел находится относительно недалеко, в Эфесе. Точнее, Павел первым вступил с ними в контакт, написав, как минимум, одно письмо (5:9). Христиане написали ответ, прося совета. Кто именно участвовал в написании письма Павлу, неизвестно. Возможно, оно было написано тремя посланцами, которые и доставили его, или специально избранная группа, возможно, подготовила предварительный вариант. Основное содержание письма можно определить по ответам Павла в 1 Коринфянам.

«А о чём вы писали мне, то хорошо мужчине не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один — так, другой — иначе».

Стихи 1, 2. Фразой А о чём вы писали мне Павел отмечает, что дальше идут его ответы на вопросы церкви. (В 7:25 такой отметкой служит слово «относительно»; 8:1, 12:1 и 16:1 в Синодальной Библии не содержат соответствующей фразы или слова, но из текста можно понять, что Павел переходит к ответу на очередной вопрос. См. современные переводы). Здесь он этой фразой начинает беседу о браке. Некоторые в Коринфе пошли дальше его учений о чистоте и стали утверждать, что для христиан будет лучше всего, если они вообще откажутся от сексуальных отношений.

Следуя тому же подходу, что был использован в 6:12, 13, переводчики Российского Библейского Общества помещают слова «хорошо мужчине не касаться женщины» в кавычки. (См. Международное Библейское Общество и Восстановительный Перевод). В процессе перевода всегда присутствует некоторая степень интерпретации, и, по их мнению, эта фраза процитирована Павлом из полученного им письма и была девизом некоторых верующих в Коринфе. Среди спорщиков на одной стороне были те, кто пытался оправдать потворство своим слабостям лозунгами вроде «Всё мне позволительно» (6:12) и «Пища для чрева, и чрево для пищи» (6:13). Другие отвечали собственными лозунгами: «Хорошо мужчине не касаться женщины». (Переводчики Синодальной Библии, Славянского Евангельского Общества и Современного Перевода, по-видимому, поняли текст 7:1 как начало предупреждения Павла о том, что «настоящая нужда», упомянутая в 7:26, делала брак нежелательным, даже если он и не был противозаконным. Текст 6:12, 13 и 7:1, так как далее следуют уточнения, свидетельствует о том, что Павел действительно цитирует высказывания, знакомые его читателям). Первые два лозунга оправдывали потворство сексуальным желаниям; третий призывал к аскетическому образу жизни. Контекст подсказывает, что переводчики Российского Библейского Общества были правы, поставив эти фразы в кавычки.

«Касаться женщины» — эвфемизм, обозначающий сексуальные отношения. Дискуссии в церкви о потворстве и самоотречении, очевидно, усилились настолько, что христианам пришлось обращаться к Павлу с просьбой разрешить их спор. Кто был прав? Так как апостол уже высказался относительно тех, кто отстаивал потворство, теперь он уделяет внимание аскетам. Так же, как он сделал ранее (6:12, 13), Павел цитирует их лозунг и признаёт в нём определенную меру истины, но уточняет его, объяснив, что он не выражает всей истины.

Спор в церкви свёлся к лозунгам, но в основе их лежал вопрос по существу: «Одобряется ли брак или христианам следует оставаться холостыми?» Этот вопрос можно было поставить более широко: «Всегда ли сексуальное воздержание предпочтительнее потакания сексуальным желаниям?» Павел подошёл к разбору этой теме с осторожностью и тактом, но в конце подтвердил благотворность секса в браке. Он отверг утверждение о том, что воздержание во всех обстоятельствах является добродетелью. Вместо этого он пишет: «каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (7:2).

Какую возможную ценность ни имела фраза «хорошо мужчине не касаться женщины» (7:1), Павел указывает на очевидное: блуд происходит из-за сильного физического влечения. Его довод — что если делать выбор между тем, чтобы обращаться к услугам проституток (6:15) или связать себя женой, то по-христиански будет вступить в брак. Ричард Хэйз так перефразировал стихи 1 и 2:

«Сейчас я отвечу вам на то, о чём вы писали мне. Вы полагаете, что ради святости и чистоты супружеские пары должны воздерживаться от сексуальных отношений. Как вы говорите: "хорошо мужчине не касаться женщины". Но так как это нереально, то каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».

Этот парафраз передаёт суть наставления Павла. Апостол постарался проявить уважение к тем, кто пытался обуздать свою склонность к беспорядочным половым связям, и к тем, кто был убеждён, что сексуальные отношения в верном браке имеют Божье благословение.

Понять этот отрывок помогают наставления Павла в 1 Фес. 4:1–8. Уэйн Микс отмечает, что общее правило для обоих отрывков — «“избегать порнейа” [блуда]; это слово использовалось для обозначения всех видов противозаконных сексуальных связей». Он пишет: «Это правило показывает, что моногамия понималась христианами эпохи Павла, как и евреями эллинистического и римского периодов, как нормативное и нормальное средство избежать порнейа». Ф. Ф. Брюс был прав, когда сказал, что Павел приводит аргумент ad hominem (апеллирующий скорее к чувствам читателя, нежели к его разуму). Слова Павла не подразумевают, что он «не мог назвать [для брака] более высокого мотива, нежели необходимость избегать блуда». Отправной точкой увещевания Павла по поводу сексуальных и супружеских отношений было то, что такова воля Бога для Своего народа, чтобы мужчина и женщина вступали в брак на всю жизнь. В браке муж и жена имеют любовь, чувство причастности и поддержку (см. Еф. 5:25).

Стих 3. Если сексуальные отношения и не являются самой основной человеческой потребностью, удовлетворение которой предусмотрено супружеством мужчины и женщины, они, тем не менее, важны. Павел говорит, что на мужьях и жёнах лежит обоюдная обязанность удовлетворять сексуальные потребности своих партнёров. Сексуальное воздержание — это решение, которое ни муж, ни жена не принимают односторонне. Когда Павел писал: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу», он имел в виду, что мужья и жёны должны быть предупредительны друг ко другу. Он не имел в виду, что супруг должен предоставлять своё тело партнёру лишь из чувства долга. Он утверждал, что сексуальное удовлетворение между мужчиной и женщиной благословлено Богом в браке.

Стих 4. Утверждение Павла, что ни муж, ни жена не властны над своим собственным телом, несомненно, звучало странно для тех, кто жил в греко-римском обществе I века. В их языческой культуре, где главенствующее положение занимал мужчина, они как само разумеющееся принимали тот факт, что муж был властен над телом жены. Мужчинам, наверное, было сложнее принять то, что жена тоже имеет власть над телом своего мужа.

Учение апостола уравнивало мужей и жён: «Жена не властна над своим телом… равно и муж не властен над своим телом». Вступить в брак с человеком — значит стать одним целым с этим человеком. Это значит отказаться от себя и признать супруга/супругу частью самого себя. В браке человек отказывается от исключительных прав на своё тело. Сексуальные отношения — дело взаимное; это не благосклонность, которой одаривают или которой лишают. Главное — учитывать и уважать потребности и желания как мужа, так и жены.

Стих 5. Имея это в виду, Павел однозначно запрещает христианам: «Не уклоняйтесь друг от друга». Любой запрет может быть, как минимум, двух видов. Это может быть повеление никогда не начинать делать то, что запрещено. Или это может быть повеление прекратить делать то, что уже делается. В греческом языке различие между этими двумя запретами чётко выражено. Павел потребовал от коринфян прекратить делать то, что они делали (мэ апостерейте). В какой бы степени мужья или жены ни отказывали друг другу в исполнении супружеских обязанностей, они вели себя не по-христиански. Христос не наложил никаких ограничений на интимные отношения в браке. В сексе как таковом нет ничего греховного или деструктивного. Это дар, который Бог дал мужу и жене, чтобы они наслаждались взаимной любовью и производили потомство.

Апостол вспоминает одно исключение из правила. Разве по согласию, на время, пара, по обоюдному желанию, может воздерживаться от сексуальных отношений для упражнения в… молитве. Вероятно, Павел привёл это исключение, потому что так поступали некоторые супружеские пары в Коринфе. Он не видел никакого вреда в таком соглашении; наоборот, это могло сблизить пару с Богом и друг с другом.

Павел запретил обеим сторонам христианского брака односторонний отказ от сексуальных отношений. Он смягчил свой запрет, назвав исключение, когда супруги приходят к обоюдному согласию ради духовного роста. И завершил обсуждение этого вопроса, вернувшись к наставлению, которое сделал в 7:2. Бог наделил большинство мужчин и женщин сильным половым влечением. Никто не должен относиться к нему легкомысленно. Сатана использовал это влечение и будет продолжать использовать его, чтобы ввести в других отношениях вполне благочестивых людей в самый саморазрушительный грех. Когда их время молитвы заканчивается, двое опять должны быть вместе. Иначе это позволит врагу, сатане, искушать их невоздержанием их.

Стих 6. Павел поясняет: «Это сказано мною как позволение, а не как повеление». Слово «это» может относиться к наставлению Павла относительно брака. В таком случае «позволение», данное Павлом, относилось к разрешению христианину выбирать, вступать ему или не вступать в брак, в зависимости от его «дарования» (7:7). Но более вероятно, что «это» относится к непосредственно предшествующей теме уклонения христиан друг от друга на время для упражнения в молитве. Апостол ни заповедовал эту практику, ни одобрял её.

Апостол хотел, чтобы его поняли. Воздержание от сексуальных отношений с партнёром по браку не является признаком святости и не заставит Бога быть более благосклонным к хвале или просьбам такого человека. Обоюдное решение супругов воздержаться на время от секса является сугубо их частным делом. Павел одобрил практику «как позволение, а не как повеление». Воздержание не обязательно делает молитву более действенной. Слова Павла совершенно ясно говорят о том, что брак, включая сексуальные отношения в браке, это почётный и святой образ жизни.

Стих 7. Когда Павел пишет: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я», то понятно, что он имеет в виду, что хотел бы, чтобы все могли оставаться неженатыми. Почему он делает такое заявление после того, как защитил святость брачных отношений? Возможно, апостол хотел сказать, что желал бы, чтобы сексуальные искушения не были такими сильными для большинства людей. Ясно одно: Павел не отступает от ранее высказанной позиции. Он признаёт, что разрушительные для семейной жизни факторы могут осложнить совмещение супружеской верности с верностью Христу. Апостол не хочет преуменьшить духовность тех, кто не отличался его способностью к половому воздержанию, ибо он сказал: «Но каждый имеет своё дарование от Бога, один — так, другой — иначе». Воздержание позволило ему полностью посвятить свою жизнь служению Богу, но то, что подходило ему, необязательно подходило всем. Что более вероятно, неблагоприятная для христиан ситуация в Коринфе заставляла Павла думать, что лучше для них будет не жениться в таких обстоятельствах (см. 7:26).

В заключительной части учения Павла по этому вопросу следует выделить два момента. (1) Бог наделил мужчин и женщин половым влечением. Это очень сильный инстинкт, данный для продолжения рода, но это также средство, с помощью которого Бог обеспечил удовлетворение важных эмоциональных и психологических потребностей. (2) Для христианина неприемлемы ни сексуальная эксплуатация другого человека, ни паразитирование на потребностях другого человека с целью удовлетворения своих сексуальных желаний. Тело, храм Божий (6:19; см. 3:16), должно содержаться в чистоте (см. 1 Фес. 4:3).

СОВЕТ ДЛЯ «БЕЗБРАЧНЫХ», «ВДОВ» И «ВСТУПИВШИХ В БРАК» (7:8–11)

Учитывая конкретные обстоятельства в Коринфе, Павел сформулировал общее правило, что лучше оставаться неженатым (см. 7:27). С другой стороны, он понимал, что люди в социальном, духовном и психологическом плане разные (7:7). Он не сказал, что брак это грех; в сексуальных отношениях в браке нет греха. Апостол утверждал, что лучше оставаться в том социальном статусе, в каком человек находился на тот момент, когда стал христианином. В 7:17–24 он расширил общее правило. Для христианина, хоть женатого, хоть неженатого, лучше всего оставаться в том состоянии, в каком он был призван (7:24; это же касается и христианки). Намного важнее внешнего статуса его или её отношения с Богом. Спасение, надежда на вечную жизнь, помогает увидеть дела этого мира в новом свете. В этом широком контексте апостол переходит к одним наставлениям для неженатых и к другим — для женатых.

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведётся, то должна оставаться безбрачной или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей».

Стих 8. Павел обращается к безбрачным девственницам в 7:25–31 и вдовам в 7:39, 40. Зачем ещё здесь он вставляет наставления для безбрачных [тойс агамойс] и вдов? Возможно, он считал, что коринфские христиане, подобно нынешним, могли быть «безбрачными» по разным причинам. Некоторые, вероятно, были молоды и ещё ни разу не были в браке, другие могли быть в разводе, или же их супруги умерли. Не все безбрачные в Коринфе были девственницами, но есть ли повод думать, что Павел имел в виду какую-ту конкретную группу безбрачных, которые не были девственницами? Случайно ли он обратился к безбрачным с теми же наставлениями, с какими он обратился к «вдовам»? Возможно, нет. Так как Павел позже дал отдельные наставления для девственниц и вдов, то в данном контексте безбрачные и вдовы могли означать конкретно мужчин и женщин, чьи супруги умерли. Под «безбрачными», скорее всего, подразумеваются вдовцы. Если это так, то становится легче понять, почему Павел повторяет мысль стиха 7:7. Для безбрачных и вдов он написал, что хорошо им оставаться, как я, то есть одинокими.

Стих 9. Хотя вдовам и вдовцам было в то время желательно оставаться безбрачными, но допускался для них и повторный брак. Во многих случаях неспособность воздержаться приводит к потворству греху. «Воздержание» (энгкратейа) — одна из двух характеристик, упоминающихся как в плоде Духа в Гал. 5:23, так и в перечне христианских добродетелей во 2 Пет. 1:6. Есть большая вероятность, что у безбрачного человека, не способного к воздержанию, появится искушение искать сексуальных приключений вне брака, а это, несомненно, будет грехом.

Если Павел обращался к мужчинам и женщинам, чьи супруги умерли, то, возможно, некоторые мужчины продемонстрировали свою невоздержанность, обращаясь к услугам проституток, что было неприемлемым путём удовлетворения желания (см. 6:15–20). Для способных воздерживаться лучше было оставаться безбрачными. Далее он добавил: «Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». В Международном Библейском Обществе курсивом добавлено слово «страстью», чтобы точнее выразить мысль Павла, как её поняли переводчики. Но эти слова можно понять и по-другому. Огонь и горение часто ассоциируются в Писании с судом (см., например, Мф. 3:11, 12). Вдовцов может поглотить страсть, и результатом будет вечное отделение от Бога и огненный суд. Павел говорит, что тем, кто грешит на сексуальной почве, следует жениться, а не разжигаться страстью. В данном контексте апостол беспокоится не столько о молодых людях, сгораемых от желания, сколько о людях старшего возраста, которые могут быть не способны к воздержанию. Сексуальному искушению подвергаются не только молодые.

Стихи 10, 11. Павел не знал таких заповедей Господа, которые были бы непосредственно применимы к повторному браку вдовцов и вдов, но Господь дал ясные указания относительно постоянства брака для мужей и жён. Женатые люди не должны нарушать брачные узы. Вот Господне повеление: жене не разводиться с мужем, и мужу не оставлять жены своей.

Христиане должны с осторожностью делать различие между тем, что цитировал Павел как слова Господа, и тем, что он советовал как апостол Господа. Вдохновлённые Духом, слова апостола были авторитетом для верующих (см. 7:40). Когда Павел указывает в своих посланиях, что «это не Бог говорит», церковь не должна считать эти слова неавторитетными.

Так как дальше апостол рассматривает случаи, в которых только один партнёр в браке христианин (7:12–16), то отсюда следует, что состоящие в браке люди, к которым он обращается в стихах 10 и 11, — это христианские пары. Ни тот, ни другой партнёр в браке не должен оставлять супруга (7:11). О разводе не может быть и речи. Тот, кто думает, что желательно разводиться, так как состояние безбрачия выше состояния брака, ошибается. Брак и брачное ложе святы (см. Евр. 13:4).

Категорически заявив, что браки нельзя нарушать, апостол признаёт, что люди иногда совершают ошибку, когда женятся. В исключительных случаях, признаёт апостол, желательно раздельное проживание; но он ясно даёт понять, что о повторном браке не может быть и речи (…если же разведётся, то должна оставаться безбрачной или примириться с мужем своим). Жена, которая ушла от своего мужа, должна оставаться безбрачной или примириться с ним. Апостол не сделал никаких исключений из этого правила. То, что относится к жене, также относится к мужу. Он обращался и к тем и к другим на равных.

СОВЕТ ДЛЯ ВЕРУЮЩЕГО, СОСТОЯЩЕГО В БРАКЕ С НЕВЕРУЮЩИМ (7:12–16)

В греческом обществе, в котором доминировали мужчины, религия отца семейства, как правило, становилась религией всех в доме: жены, детей и рабов. Корнилий (см. Деян. 10:24, 48) и темничный страж из Филипп (Деян. 16:33) обратились вместе со своими домашними. В рамках типичной греческой религии было неважно, если отдельный человек или семья начинали поклоняться новому божеству, потому что, как сказал Павел ниже в своём письме, «…есть много богов и господ много» (8:5). При таком отношении мужья и жены без особых споров могли предпочитать разных богов при условии, что все практиковали один и тот же вид религии. В греко-римских религиях никакой бог не требовал исключения других.

Когда на сцене истории появилось христианство, одна из причин, почему оно встретило такую яростную оппозицию, заключалась в том, что оно провозглашало, что нет другого Бога, кроме Отца Иисуса Христа. Служение Иисусу Христу требовало исключения всех других богов. Христиане презирали храмы на рыночных площадях, где сами ранее поклонялись. Они избегали праздников, посвящённых богам, к участию в которых приглашалось всё население. Для христиан боги языческих храмов были постыдным плодом воображения народа. По всем этим причинам, когда в браке только один партнёр был христианином, вероятность конфликта между мужем и женой была намного больше, чем между супругами, разделяющими одну и ту же религию. Обращение к Богу через Христа не было простым добавлением еще одного бога.

Не состоявшие в браке могли, конечно, последовать совету Павла вступать в брак «только в Господе» (7:39); но иногда один партнёр в языческом браке становился христианином, а другой отказывался обратиться к Христу. Тут возникали вопросы. Когда человек становился христианином, а муж или жена оставались в язычестве, то было ли желательным для христианина оставить супруга язычника, чтобы избежать проблем? Страдала ли святость христианина от интимных отношений с идолопоклонником? Неважно, были или не были эти вопросы подробно сформулированы в письме к Павлу. Социальная ситуация, в которой существовали коринфские христиане, требовала вмешательства Павла.

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?»

Стих 12. В отличие от случая, когда оба супруга в браке христиане, ответственность христианина в браке с неверующим в учениях Христа прямо не обсуждалась. Однако, опираясь на руководство Духа (2:13), Павел без колебаний применил весть Господа к сложившейся ситуации. За словами апостола, как и за словами Иисуса, стоит Божье откровение.

Апостол уже обсудил браки между христианами (7:10, 11). Кроме того, он дал совет «безбрачным и вдовам» (7:8, 9). Прочие состояли в браке с неверующими. Предположительно, наставления апостола также относились к христианам, состоявшим в браке с иудеями.

Первые слова апостола к верующим, состоящим в браке с неверующими, подтверждали заявление, которое он сделал в 7:10, 11: жене не разводиться с мужем («не должна оставлять его»; 7:13), и мужу не разводиться со своей женой. Однако Павел признаёт, что для сохранения брака необходимо согласие обеих сторон. Во времена Павла государство было меньше вовлечено в процесс заключения брака и развода, чем некоторые нынешние правительства. Гарланд отмечает: «Брак аннулировался по согласию обеих сторон или когда один из супругов в одностороннем порядке отказывался состоять в браке. Для супруга было достаточно просто покинуть дом с целью прекращения союза».

Стих 13. Совет, который Павел дал верующему мужу, женатому на неверующей жене, был в равной степени применим и в противоположной ситуации. Верующий муж или верующая жена должны были оставаться в браке, если другая сторона была неверующей. Павел сформулировал это как запрет, сказав, что муж «не должен оставлять» (мэ афието; 7:12) неверующую жену, и жена не должна оставлять его [неверующего мужа] (мэ афието). И там и там — одни и те же греческие слова.

Стих 14. Павел отмечает, что неверующий супруг в браке освящается верующим. Возможно, этот комментарий был сделан как бы в скобках, но контекст показывает, что ситуация не была гипотетической. Апостол сказал коринфянам, что тело христианина — это «храм Святого Духа» (6:19). Он запретил совокупляться с проститутками, так как, ко всему прочему, клиент становился «одно тело с ней» (6:16). Когда христианин находится в интимных отношениях с неверующим супругом, не огорчает ли он или она Господа тем, что становится одним телом с неверующим? Не будет ли лучше для верующего супруга развестись с неверующим или хотя бы воздерживаться от сексуальных отношений? Павел ответил: «Нет». Важно было сохранить брак. Апостол явно соединил заповедь «человек… прилепится к жене своей» (Быт. 2:24) со словами Иисуса «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Поскольку это был выбор верующего, брачные узы должны были сохраниться независимо от того, христианин супруг(а) или нет.

Апостол утверждал, что сексуальные отношения между верующим и неверующим супругами «освящались» (хэгиастай) отношениями с Богом партнёра христианина. Человек, предмет или поведение «освящаются» (от хагиадзо), когда они угодны Богу и пригодны для служения Ему. «Это освящено» можно сказать другими словами: «Это свято». Когда Павел сказал, что неверующий освящается верующим, он заявил, что Бог благословляет и одобряет отношения между христианином и неверующим супругом ради верующего партнёра.

А что если ни один из партнёров в браке не является христианином? Одобряет ли Бог сексуальный союз двух неверующих? Для Павла эти вопросы, возможно, представляли лишь теоретический интерес. Без Христа хоть состоящие, хоть не состоящие в браке люди — погибшие в грехе. Потерянность во грехе настолько затмевала все другие соображения, что вопрос святости брака между двумя неверующими, по большому счёту, уже не имел значения. Если человек жил в грехе, отделённый от Бога, без надежды на вечную жизнь, близость в браке значила мало. Только когда один или оба партнёра христиане, имеет значение, освящены или нет их брачные узы Богом. Так как он или она были спасены, то ради этого верующего и освящается сексуальная близость в браке.

Павел в своих рассуждениях делает следующий шаг. Раз сексуальные отношения в браке освящаются, если хотя бы один из партнёров верующий, то дети, рождённые в этом браке, святы. Чтобы ещё больше подчеркнуть это, апостол проводит контраст между детьми, рождёнными от освящённого союза и рождёнными у неверующих родителей. Если бы Бог не освятил сексуальные отношения между верующим и неверующим в браке, то их дети, как и дети неверующих, были бы нечисты. Почему Павел допустил возможность того, что ребёнок может быть нечистым? Можно сразу отклонить любую теорию, утверждающую, что ребёнок рождается в грехе и осуждён Богом. За много лет до Павла по этому вопросу высказался Иезекииль. «Душа согрешающая, она умрёт, — сказал пророк, — сын не понесёт вины отца» (Иез. 18:20). Ни Иезекииль, ни Павел не допускали перехода личной вины родителя на ребёнка.

Энтони Тайзелтон предположил, что дети, у которых хотя бы один родитель христианин, святы потому, что этот родитель ведёт праведный образ жизни. Христианин — это сила, побуждающая к благочестивой жизни не только неверующего партнёра, но и детей. Когда ни тот, ни другой родитель не является христианином, их ребёнок не свят в том смысле, что он не получает того благотворного учения, наставления и влияния, какое может оказать христианин. В данном стихе Павел не выражает обеспокоенности о детях, рождённых у неверующих. Просто он в положительном ключе утверждает, что если хотя бы один из партнёров в браке христианин, то ни сексуальные отношения, ни зачатие детей не оскверняются из-за отсутствия святости.

Стих 15. Павел признаёт, что партнёр в браке, являющийся христианином, не властен командовать нехристианином; то есть он или она не может заставить неверующего остаться в браке. Бог хочет, чтобы брак был заключён на всю жизнь; однако Павел пишет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится». Христианин не должен испытывать чувство вины, если неверующий супруг решает уйти. Апостол добавляет, что брошенный супруг не связан узами брака. Получается, слова Павла означают, что партнёр христианин до того, как его оставили, был «связан», но с кем, или с чем связан верующий в супружеских отношениях? Разве быть в браке — это быть связанным? Отношения по обязанности кажутся плохой основой для сохранения брака, но, возможно, Павел говорил не о связанности с супругом.

Когда Павел сказал, что верующий, которого оставил неверующий супруг, уже больше не связан, он имел в виду социальный аспект брака (а не личный). На брошенной жене христианке, или брошенном муже христианине не лежит ответственность перед обществом делать всё возможное, чтобы сохранить брак. Если коринфянам нужны были ещё доказательства, подкрепляющее заявление Павла, то они должны были принять во внимание, что к миру призвал нас Господь. Всю свою энергию положить на то, чтобы угодить неверующему супругу, который отказывается жить в браке с христианином, — это не путь к миру.

Некоторые понимают этот отрывок так, что брошенный христианин волен вступить в повторный брак. Оставление одним супругом другого иногда называют «Павловой привилегией», но в словах Павла трудно увидеть что-либо связанное с темой повторного брака. Апостол вряд ли считал повторный брак после развода привилегией. Он уже потребовал «жене не разводиться с мужем» (7:10) и «мужу не оставлять жены своей» (7:11). Оставившая своего мужа жена после развода должна была «оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим» (7:11). Покинутый христианин не был обязан сохранять отношения с неверующим мужем или женой, если в качестве платы за сохранение брака он (она) жертвовал своей верностью Господу. Нет ни одной уважительной причины, которая оправдывала бы отказ от веры. «Павел в стихе 15 просто говорит о том, что запрет Христа на развод не заставляет верующего рабски сохранять союз против желания неверующего супруга, который настаивает на прекращении брака» (Лэйни). Освобождение верующего от обязательства оставаться в браке не несёт в себе никаких намёков на повторный брак.

Стих 16. Высоко ценя брак и понимая его положительное значение как для отдельных людей, так и для общины, Павел призывает верующих, состоящих в браке с неверующими, оставаться в том положении, в каком они были. То есть он призывает их сохранить свой брак. При этом он приводит ещё одну причину для верующего оставаться в браке. Брак с неверующим даёт возможность благовествовать. Благодаря примеру и учению христианина неверующий может познать Христа. Почему ты знаешь, — по сути, спрашивает апостол, что «не приведёт ли муж-христианин или жена-христианка неверующего супруга к спасению?»

Некоторые полагают, что в 7:15 Павел говорил только о ситуации, когда неверующий супруг ожесточился в своём сопротивлении Христу. Они утверждают, что апостол советует супругу христианину позволить своему супругу уйти, не предпринимая усилий сохранить брак, поскольку у верующего мало шансов привести такого неверующего к Христу. Такое толкование неверно, ибо Павел советовал как раз противоположное, убеждая верующего супруга оставаться в браке.

Может иметь значение то, что о жёнах, которые могут привести мужей к Христу, Павел говорит прежде, чем он упоминает мужей, которые могут обратить своих жён. Не было ли в коринфской церкви женщин больше, чем мужчин? Когда Пётр утверждал, что один супруг в браке может привести к Христу другого, он обращался именно к женщинам: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, образом жизни жён своих без слова приобретаемы были» (1 Пет. 3:1). Как бы это ни объяснялось, следует признать, что сегодня в церквах женщин намного больше, чем мужчин.

«КАК ГОСПОДЬ ПРИЗВАЛ» (7:17–24)

Павел думал о конце времён, о времени, когда все люди предстанут пред Божьим судом. Процессом принятия решений и привычками христиан должны управлять стремление жить по вере, ожидание дня посещения и надежда на вечную жизнь. Поэтому апостол считал чрезмерное внимание к социальным отношениям уклонением в сторону плоти. Брак — важный социальный институт, но совершенно незначительный в свете вечности. Коринфские христиане слишком тесно увязывали семейное положение с отношениями человека с Богом. Исповедание веры и послушание Христу не требует полного изменения брачных или других социальных отношений. Ожидающие возвращения Господа по-новому смотрят на земные узы. В свете конца времён они уже не настолько важны, как представлялось ранее. Поэтому апостол советует состоявшим в браке на момент, когда их призвал Господь, так и оставаться в браке. А безбрачным, без мужа или жены, он советует так и оставаться безбрачными. Апостол, по сути, сказал: «Оставайтесь в том состоянии, в каком находитесь», так как «время уже коротко» (7:29).

Чтобы проиллюстрировать и подчеркнуть то, что он сказал им относительно брачных отношений, Павел называет и другие социальные взаимоотношения. Человек может быть призван евреем или язычником, обрезанным или необрезанным. Для христианина неважна этническая принадлежность. Знаки на теле, свидетельствующие о старой религиозной приверженности, уже не имеют значения. Грешник мог облечься в Христа, будучи рабом или свободным. Каждый должен принять свой нынешний статус и сопряжённую с ним маету. Господь вернётся достаточно скоро, подразумевает текст. И тогда Он вознаградит каждого по его делам (2 Кор. 5:10). Поэтому Павел пишет:

«Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание — ничто, и необрезание — ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том общественном положении, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами людей. В каком общественном положении кто призван, братья, в том каждый и оставайся пред Богом».

Стих 17. Апостол развивает и иллюстрирует то, что он сказал мужьям и жёнам, называя два фактора, которыми должны были руководствоваться эти христиане, и сопровождая свои слова иллюстрацией. Во-первых, верующий должен был довольствоваться теми социальными отношениями, которые Бог ему определил при его обращении. Во-вторых, христиане должны были понять, что Господь призвал каждого с полным осознанием того, что его жизнь до обращения была опутана сетью социальных обязательств. Смысл сказанного — что, покоряясь господству Христа, человек не выпадает из социальной системы. Павел пытался помочь христианам избежать ненужных конфликтов. Он хотел, чтобы они поняли, что обращение к Христу требует разрыва с греховным образом жизни, а не со всем образом жизни. Брак был одним из примеров того, что значит для человека «оставаться в том общественном положении, в котором призван» (7:20).

Конечно, призыв оставаться в предыдущем состоянии не отменял необходимости в самосовершенствовании; но Павел учил братьев, что они будут давать Богу отчёт только в том, что они могли контролировать. Он дал Своему народу всё необходимое, чтобы преодолевать несправедливые и неблагоприятные обстоятельства. Он заверяет богатых и бедных, влиятельных и беспомощных в том, что они безмерно ценны в Его глазах. Он требует от людей отчёта в том, что они могут сделать, а не в том, что они не в силах изменить (см. 2 Кор. 8:12).

Замечание «Так я повелеваю по всем церквам» становится понятным, если некоторые из коринфских христиан болезненно воспринимали или, возможно, сопротивлялись тому, что апостол устанавливал правила управления церковью. Павел объясняет, что его наставления касаются не только конкретно их. Жить по-христиански всегда трудно, где бы ты ни жил — в Коринфе или где-нибудь ещё. Богу, Которому они служили, было хорошо известно о существовании зла в мире. Он знал, что некоторые христиане того времени находились в сложных супружеских отношениях, а другие были в буквальном смысле чьей-то собственностью, рабами. Каким бы невыносимым ни было их общественное положение, они всё же были христианами, получившими прощение грехов и надежду на жизнь с Богом в лучшем грядущем мире.

Стих 18. В первые десятилетия после смерти Христа достаточно много христиан из иудеев продолжали оставаться ревнителями Закона. Многие из них верили, что язычники, прежде чем стать христианами, должны принять Закон (см. Деян. 21:20). На письмо к галатам Павла вдохновили требования, которые предъявлялись к обращённым из язычников. Он страстно говорил об этом, но в 1 Кор. 7:18, 19 он рассуждает об обрезании не так страстно, как в Гал. 5 или Фил. 3. Эта полемика, по-видимому, не коснулась коринфской церкви, по крайней мере на тот момент. Почему тогда Павел поднял эту тему? Каким образом обрезание или необрезание подтверждает аргументацию Павла в том, что состоящие в браке и безбрачные должны оставаться в том положении, в каком были призваны (7:12–17)?

Апостол никогда не забывал о своей борьбе за вселенскую церковь, состоящую из иудеев и язычников. Напряжение между ним и христианами из иудеев, требовавших, чтобы язычники обрезались, никогда не ослабевало. Обрезание было вопросом, имевшим серьёзные эмоциональные и культурные последствия; тем не менее, с точки зрения Павла, оно не имело никакого значения при определении отношений человека с Богом. Нейтральное отношение к обрезанию со стороны христиан ассоциативно связывало его с семейным положением. Становился ли человек христианином, будучи в браке или безбрачным, обрезанным или необрезанным, менять ничего не нужно было. Обращённый из иудеев не должен был скрываться; язычник не должен был обрезываться. Точно так же обращённый, состоявший в браке, не должен был аннулировать брак, а безбрачный христианин не должен был стараться вступить в брак.

В общем, можно понять, если язычник захочет совершить обрезание, но что имел в виду Павел, когда сказал, что обращённый из иудеев не должен «скрываться»? В современных версиях Библии даётся более буквальный перевод (в Российском Библейском Обществе «пусть не удаляет обрезание»; в Восстановительном Переводе «пусть не устраняет этого»; в Современном Переводе «пусть не меняет этого»), что делает указание Павла ещё более загадочным. Как человек может «удалить обрезание»? И зачем ему это? Желание удалить следы обрезания у некоторых иудеев появилось в века, непосредственно предшествовавшие приходу Христа, когда греческая культура подавляла еврейские традиции. Среди прочих греческих обычаев, отличавшихся от еврейских, было то, что греки занимались спортом обнажёнными. (Слово «гимнасиум» происходит от греческого слова гимнос, что значит «обнажённый»). Обезобразить тело таким ритуалом, как обрезание, для грека было варварством. Следившие за модой иудеи, желавшие подражать грекам, стеснялись появляться обнажёнными в спортзалах, демонстрируя своё обрезание. Греческое слово эписпаомай («удалить обрезание») встречается в Новом Завете только здесь. Его обычный смысл — навлечь что-то на себя, либо положительное, либо отрицательное. Это слово было приспособлено иудеями, нуждавшимися в подобном слове, для обозначения небольшой хирургической процедуры, на которую они шли, чтобы скрыть своё обрезание. (10 См. 1 Мак. 1:15; Иосиф Флавий Иудейские древности 12.5.1 [12.241]). Вряд ли обращённые из иудеев в Коринфе в буквальном смысле пытались удалить следы обрезания; скорее всего, апостол говорил теоретически. Он говорил, что обрезание, как и брак или отсутствие такового, в духовном плане не имеет значения.

Стих 19. Любопытная особенность этого текста в том, что слова «Обрезание — ничто» Павел противопоставил заявлению «…но всё в соблюдении заповедей Божиих». Обрезание было одной из «заповедей Божьих», и для иудеев это была одна из старейших и наиболее почитаемых заповедей (Быт. 17:9, 10; Иис. Н. 5:2–5). Апостол не колеблясь обращается к авторитету Ветхого Завета, чтобы продемонстрировать, что спасение Божье приходит по вере (Рим. 4:3–8), чтобы подтвердить правомерность практик церкви (1 Кор. 9:9) или чтобы доказать ценность моральных принципов (Гал. 5:14). В то же самое время, Павел непреклонно настаивает на том, что этнические аспекты израильских ритуалов не относятся к язычникам.

Восприимчивые христиане из иудеев понимали, что учение Павла указывает на то время, когда отличительные этнические компоненты иудаизма больше не будут соблюдаться. Принявшие свидетельство Духа осознали, что они по своему выбору могут практиковать или не практиковать этнические элементы Закона, но что они не могут навязывать этнический иудаизм верующим из язычников. В этническом плане Христос был «концом закона» (Рим. 10:4). Иудеи, которые отвергли христианское учение, были «ревнителями закона» (Деян. 21:20) и держались фарисейства даже после того, как уверовали (Деян. 15:5), стали злейшими врагами Павла, преследовавшими его и пытавшимися положить конец его учению. Павел же понимал, что когда человек предстанет перед Богом, то обрезание не будет иметь никакого значения. Оно будет таким же не относящимся к делу, как и семейное положение. Христианин не принуждался менять своё положение, касалось ли это брака или этнической принадлежности.

Стих 20. Завершая свои высказывания об обрезании, Павел говорит: «Каждый оставайся в том общественном положении, в котором призван». Это в равной мере относится как к социальному, так и семейному положению. Апостол повторил своё наставление в стихе 24. Темы обрезания и рабства послужили иллюстрацией и подкрепили ответы Павла на вопросы о безбрачии и браке.

Стих 21. Павел говорил об обрезании и рабстве, чтобы подкрепить своё наставление о том, что христианину следует оставаться в том семейном положении, в каком он был призван. Однако он признал, что рабство не до конца можно сравнить ни с браком, ни с этнической принадлежностью. «Но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся», — добавляет он. Поэтому наставление апостола в отношении рабов не вполне параллельно таковым в отношении брачных/небрачных или обрезанных/необрезанных. Что касается первых двух категорий, то он велел братьям и сёстрам оставаться в том положении, к каком они были призваны; но он смягчил своё повеление рабам. «Не смущайся», — пишет он, имея в виду: «Не дай своему статусу раба озлобить себя. Не жалей себя».

В том, что наставления Павла рабам перекликались с его советами состоящим в браке, есть некая ирония. Рабам в греко-римском мире не позволялось жениться. Тела рабов, использование их или издевательство на ними находились полностью во власти их владельцев. Катон, римский политик, занимавшийся ещё и сельским хозяйством, дал следующий совет: «Продавайте изнурённых волов, крупный рогатый скот с изъяном и овец с изъяном, шерсть, шкуры, старую тележку, старые инструменты, старого раба, больного раба и всё, что ещё почтёте ненужным» (Катон Земледелие 2.7). Катон сочувствие к рабу приравнивал к сентиментальности. Продолжать владеть старым рабом или старым волом было плохим бизнес-решением. Общество официально не считало рабов за людей. Во Христе же не имело значения, был человек рабом или свободным, обрезанным или необрезанным, состоявшим в браке или безбрачным.

Стих 22. Скорее всего, Павел использовал обрезание и рабство, чтобы проиллюстрировать, как христиане должны принимать внешние, мирские обстоятельства, поскольку и рабы и иудеи были хорошо представлены в церкви в Коринфе. Любой внешний статус был вполне терпимым, если ценность надежды человека и его привилегированный статус у Бога измерялись чем-то другим, а не внешними категориями. Было легче найти убедительные доводы в случае, когда этнический статус человека был связан с обрезанием, чем когда он был связан с рабством. Институт рабства прочно укоренился в греко-римском обществе. Пойманным в его сети апостол мог только сказать, что раб, если он был христианином, был свободным Господа, а свободный человек был рабом Христовым. Это соображение не облегчало земную жизнь, но помогало увидеть нынешние страдания в свете суда и вечности.

Стих 23. На тот случай, если всеобщий призыв Христа, статус, который Он даровал всем людям, рабам и свободным, не был достаточно понят, то Павел добавил ещё пояснений. Когда Христос умер на кресте, все христиане, рабы или свободные, были куплены дорогой ценой. В космическом масштабе исповедание Христа служило великим уравнителем. В некоторых случаях раб мог находиться в экономически более безопасном положении, чем свободный гражданин; но, рассматривать ли рабство с юридической точки зрения человеческого закона или с духовной точки зрения как потакание плоти, апостол советовал: не делайтесь рабами людей. Те, кто не мог изменить своё положение рабов, поступят правильно, если не будут оплакивать свою судьбу в этой жизни. Поступить так означало сделаться рабом ценностей мира. Павел умоляет их не становиться «рабами людей», порабощаясь мирским ценностям. Для них будет достаточно знать, что Бог искупил и рабов и свободных.

Стих 24. Апостол завершает своё учение, повторив мысль, высказанную в 7:20. Фраза «В каком общественном положении кто призван… в том каждый и оставайся» подразумевает, что христианин должен уважать институт брака и обязательства, с ним связанные. Чтобы быть христианином не нужно ничего менять в семейной области. Наоборот, христианство делает семьи более стабильными.

Письмо, которое коринфские христиане написали Павлу, свидетельствовало о смятении бывших язычников, начавших вводить в свою жизнь христианские принципы. Переменам в греческом мире подвергались мораль, семейные устои, подходы к воспитанию детей, да и сами взаимоотношения в браке. Проституция, аборты, выбрасывание младенцев, разводы, страшная бедность и рабство — всё это напрямую касалось семей. Становясь христианами, люди должны были менять своё поведение, но до какой степени? С чего нужно было начинать?

Когда Павел мог сослаться на прямое повеление от Господа, он делал это (7:10); когда не мог, тогда полагался на водительство Духа и давал новое наставление, применимое к текущей ситуации. Устанавливая определённые принципы, апостол отталкивался непосредственно от мышления и практики язычников. Что касается семейного положения, то христиане должны оставаться в том статусе, в каком были призваны (7:20). Супружеским парам не следует воздерживаться от половой жизни. Если один из супругов неверующий, то христианин не должен разводиться.

УКАЗАНИЯ ДЛЯ БЕЗБРАЧНЫХ КОРИНФЯН (7:25–40)

Далее апостол обращает своё внимание на не состоящих в браке. Он не намерен давать повеления в духе категоричных заповедей Десятисловия. В 7:26 он даёт совет, а в 7:28 предлагает вариант.

Отвечая на вопросы, посланные ему коринфянами, Павел отрицает, что половые отношения в браке якобы менее угодны Богу, чем воздержание, и советует каждому христианину оставаться в браке, в котором он или она были призваны Христом. Эту мысль он поясняет в следующем разделе.

«Оставайтесь так» (7:25–31)

«Относительно девства я не имею повеления Господа, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединён ли ты с женой — не ищи развода. Остался ли без жены — не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам говорю, братья: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие — как не плачущие; и радующиеся — как не радующиеся; и покупающие — как не приобретающие; и пользующиеся миром этим — как не пользующиеся, ибо проходит образ мира этого».

Стих 25. Фразой пери де, которая в Синодальной Библии переводится предлогами относительно и «о(б)», а также частицей «же» (7:1; 8:1; 12:1; 16:1), обычно предваряются ответы Павла на вопросы коринфских христиан, но в данном случае эти слова привлекают внимание лишь к смещению акцента. Вопрос от церкви мог состоять из нескольких частей, но общая мысль была одна: правда ли, что от христианина требуется, чтобы он отверг общепринятые взгляды на секс и брак? Павел отвечает в соответствии с той темой, которую начал в 7:17: «…хорошо человеку оставаться так» (7:26).

«Девой» (или «девицей») в греко-римском мире, как и в наше время, обычно называли девушку, которая не имела интимной связи с мужчиной. Рассмотрение отрицательного подтекста, который это слово имеет для культур с мужским доминированием, выходит за рамки нашего урока. Наряду с культурными аспектами быстро обнаруживаются и биологические.

Когда ангел явился Марии, она была названа «девой» (Лк. 1:27). Об Иосифе в повествовании нет соответствующего высказывания (см. Мф. 1:20–25). В греческой мифологии были три богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия. Греческий пантеон не имел соответствующих девственных богов. Эту сторону можно иллюстрировать бесконечно. Изредка в термин девство, помимо женщин, включаются также и мужчины («девственники»; Отк. 14:4); но когда в 7:25 Павел написал «относительно девства», он имел в виду незамужних женщин, не имевших контакта с мужчинами (7:28, 36).

Павел рассуждает о девственницах не отвлечённо, теоретически, а в контексте брака. Он наставляет мужчин и женщин относительно правомерности христианского брака.

Для состоящих в браке Павел получил соответствующее учение, переданное ему теми, кто лично слышал Господа (7:10). Такого повеления Господа для молодых мужчин и женщин, которые подумывали о браке, у него не было, но его полномочие апостола диктовало ему передать дополнительное откровение. Добавленная апостолом фраза «а даю совет» не означает разрешение игнорировать его наставление. Он заявил о божественной власти на два принципа: (1) Богу угоден брак и половые отношения супружеской пары и (2) брак — обязательство на всю жизнь. Кроме этого, апостол поучает как получивший от Господа милость быть Ему верным (см. 7:40).

Стих 26. Общее высказывание Павла о браке в одинаковой мере применимо к тем, кто планировал вступление в брак. Апостол считает, что, по настоящей нужде, мудро поступит тот не состоящий в браке человек, который оста[нет]ся так. Какая «настоящая нужда» была у коринфян, апостол не говорит. Смятение, идущее изнутри, и оппозиция извне были для коринфян самоочевидны. Никакого уточнения здесь не требовалось.

Стих 27. Наставление Павла для не состоящих в браке вписывается в общую тему, что верующим лучше оставаться в том состоянии, в каком они были призваны. Мужчине и женщине, ставшим христианами после вступления в брак, следует оставаться в браке и не искать развода с женой или мужем. Верующие, которые остались без жены, — это те, кто никогда не состоял в браке, кто потерял жену в результате её смерти, и кто разведён. В «настоящих обстоятельствах» (Международное Библейское Общество) они поступят мудро, если останутся неженатыми. Как правило, инициатива заключения брака исходила от мужчин, но сказанное апостолом мужчинам в равной степени относилось и к женщинам.

Стих 28. Степень категоричности в «совете» Павла (7:25) поясняется дальше: это не повеление. Он допускает, что некоторые могут решить не следовать его рекомендациям, хотя Господь счёл его достойным доверия. Тем, кто не захочет следовать совету Павла и решит вступить в брак, апостол пишет: «Не согрешишь». Он считает, что его апостольская власть, как и власть Писаний, не нарушается таким решением. Павел даёт своим читателям мудрый совет, который поможет им в их нестабильной ситуации, но последнее решение он оставляет за ними. И всё же он твёрд в своём совете. Хотя христиане могут беспрепятственно следовать велению собственной совести в этом вопросе, Павел убеждён, что вступившие в брак будут иметь скорби по плоти. «А мне вас жаль», — резюмирует он. Павел считает супружество святым образом жизни, но в то же время «по настоящей нужде» рекомендует христианам не связывать себя узами брака. Видимо, он рассуждает так, что берущий на себя обязательство любить другого человека может уступить давлению и отвернуться от Господа. (См. комментарий к 7:32–35).

Стих 29. Павел говорит, что время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие. Первая часть этого стиха может указывать на ожидание апостолом скорого конца «века сего». Понятно, что Павел не заявляет, что знает день возвращения Господа, и не учит, что Христос явится при его жизни или при жизни его читателей. Быть готовым к пришествию Христа не то же самое, что предсказывать время Его прихода. Жить в ожидании — значит быть готовым к Его пришествию. Павел знал, что для этих братьев могло оставаться мало времени, и всё же с тех пор как Павел проповедовал евангелие в Коринфе, прошли столетия.

Первые христиане жили с той мыслью, что глас архангела и труба Божья призовут их ещё при их жизни (1 Фес. 4:15). Неужели Павел, Иаков и Пётр ошибались? Согласно апостольскому учению, Господь явится неожиданно, но апостолы не указывали время. Ожидание возвращения Господа побуждало к добрым делам, направленным на то, чтобы сделать мир лучше, — к жизни, в которой есть вера, милость и добродетель. Так как день Господа близился, христиане помышляли о новом мире, которого не знали прежде.

С каждым моментом приближалось то время, когда «имеющие жён должны быть, как не имеющие». Любая жёсткость, которую коринфские христиане могли усмотреть в совете Павла не состоящим в браке, смягчалась их осознанием того, что конец всех мирских дел неизбежен. Знание того, что Господь вернётся, должно было иметь практическое влияние на их мышление и образ жизни. Они верили, что времени почти не осталось; для христиан оно всегда «коротко». Некоторые коринфяне были поглощены делами этой жизни, но Павел направляет их внимание к небесам. Апостол для язычников всегда ожидал скорого прихода Господа. Ричард Остер мл. так выражает эту мысль: «Самое истинное “я” верующего пребывало в реалиях и ценностях невидимого мира, поскольку только тот мир вечен и только в нём смертное будет поглощено жизнью» (2 Кор. 5:4).

Стих 30. В той степени, в какой коринфские верующие познали Бога и ожидали возвращения Спасителя, в такой они пересмотрят свой взгляд на брак и все другие мирские дела. Апостол не предписывает уход от действительности, не учит братьев собраться в четырёх стенах и петь гимны до самого прихода Господа. Пока существует жизнь, Божий народ будет плакать, радоваться, покупать и приобретать, но земные будничные дела приобретают новую цель. Христиане понимают, что Бог ведёт мир к кульминации. А пока мир может делать жизнь трудной, как для этих верующих коринфян. Ввиду тягот для семейной жизни, которые предвидел апостол, он высказывает мнение, что брак будет одним из осложнений, которого христиане могут избежать. Слова Павла отражают ту же экстренность, которая слышится в предупреждениях ветхозаветных пророков. Для них день Господа также близился.

Стих 31. Далее Павел говорит: «и пользующиеся миром этим — как не пользующиеся, ибо проходит образ мира этого». Не состоящим в браке верующим в Коринфе, раздумывающим над желательностью брака, Павел напоминает о преходящей природе физического мира. Время греческого глагола, который выбрал Павел (парагей, «проходит»), говорит о продолженном действии. Мысль такая: не то, что мир в конечном итоге придёт к концу, а то, что этот процесс уже начался. Грех и бунт против Бога — как воздух, которым надувают воздушный шар. Отказ столь многих принять Спасителя, которого Бог послал умереть за грех людей, усиливал давление, и казалось, что скоро всё лопнет. Стоит только посмотреть вокруг, и эти христиане сами увидят, что «проходит образ мира этого». Иоанн выбрал этот же глагол и это же время, когда давал аналогичное наставление своим читателям: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:17).

«Служите Господу» (7:32–35)

«А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разница между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения».

Стих 32. Павел желал, сколько только возможно, уберечь своих читателей от забот. «Настоящая нужда» (7:26) заставит женатых страдать и с большой степенью вероятности принесёт также страдание их любимым. Неженатый будет заботиться о том, чтобы угодить Богу, потому что он свободен от семейных забот. Апостол убеждён, что чрезвычайные обстоятельства христиан в Коринфе осложнят обычную заботу мужа и жены друг о друге. Причину совета безбрачным христианам оставаться безбрачными Павел объясняет так: «Я хочу, чтобы вы были без забот». Для мужей и жён естественно и правильно заботиться друг о друге. Если жизнь мужа или жены будет подвергаться опасности или если одному из супругов будет грозить тюрьма или истязание, то искушение отречься от Христа ради спасения супруга от страданий может быть подавляющим.

В некоторых религиозных группах духовенство остаётся неженатым по причинам, которые Павел в этом письме к коринфянам как раз отвергает. Одна идея — что неженатый мужчина может отдать все свои силы служению, не растрачивая их на семью. Другая состоит в том, что, по убеждению некоторых, секс по своей природе сладострастен и потому греховен. Павел не утверждал ни того, ни другого. Сторонники целибата используют 7:32 для подтверждения первого аргумента, но в языке Павла нет ни намёка на профессиональное духовенство. Он предназначал свой совет всем христианам в Коринфе. Кроме того, он давал его с учётом особой ситуации, угрожавшей церкви.

Стих 33. В посланиях Павла «мир» (космос) часто означает элементы зла в этом веке (см. Еф. 2:2). Иоанн часто употреблял термин «мир» в смысле всего, что противится Христу (см. Ин. 8:23). В более общем смысле «мир» означает живущих в нём людей; но когда Павел сказал, что женатый заботится о мирском, он имел в виду его супругу и семью. Забота о «мирском» — тема рассуждения философа-стоика II века Эпиктета. В длинном отрывке он перечисляет отвлекающие моменты, с которыми сталкивается женатый мужчина. Он пишет:

«…он должен оказывать то-то тестю, обязан воздавать остальным родственникам жены, самой жене. В конце концов дело его сводится исключительно к ухаживаниям за больными, к добыванию средств. Не говоря обо всём остальном, он должен иметь котелок, где мог бы разогреть воду для ребенка, чтобы помыть его в корыте, шерстишку для родившей жены, маслишко, коечку, кружечку (получается уже слишком много утваришки), прочие занятия, отвлечения» (Эпиктет. Беседы 3.22.71–72).

Учитывая эти отвлекающие моменты, Эпиктет рекомендует хотя бы философам не жениться. Заботы, описанные Эпиктетом, другого характера, нежели те, которые имел в виду Павел, но они похожи. Они выглядят мелкими рядом с физическим и эмоциональным страданием, которое, возможно, предвидел Павел. Семейные проблемы для женатых коринфских христиан будут гораздо тягостнее, чем для философа вроде Эпиктета. Исповедание Христа влекло за собой последствия для жены и для детей. Павел знал, что мужья и жёны с большой долей вероятности будут вынуждены делать трудный выбор между исповеданием Христа и защитой близких. Если бы Павел, к примеру, был женат, то его апостольское служение и страдание (см. 2 Кор. 11:22–29) наверняка бы сказались на его семейной жизни.

Стих 34. В 7:33, 34 глагол «заботится» (меримна) имеет единственное число. Хотя можно было бы ожидать, что составное подлежащее (буквально «незамужняя и девица», а не просто «незамужняя», как в Синодальной Библии) будет требовать глагола множественного числа, в данном случае это не так. Один способ объяснить это — понимать «девицу» как пояснение к «незамужней». Тогда смысл будет «незамужняя, то есть девица, заботится…». Это, однако, не объясняет нескладный союз «и» (кай). Лучшее объяснение приходит с пониманием того, что в греческом языке подлежащее не настолько жёстко согласуется со сказуемым, как в английском. Буквально на греческом это может звучать вроде «незамужняя (а также девица) заботится». Версия Международного Библейского Общества отражает хорошее понимание предложения: «незамужняя женщина или девушка думает о делах Господних». А Восстановительный Перевод предлагает такой перевод (не стесняясь, кстати, поставить сказуемое во множественное число): «И незамужняя женщина, и дева заботятся о Господнем». Из обоих переводов следует, что Павел говорит о двух группах женщин. В одной группе женщины незамужние вследствие вдовства или развода, а в другой те, что никогда не выходили замуж. Такое толкование лучше всего вписывается в контекст. Девицы составляли лишь один сегмент незамужних женщин, но этот сегмент требовал особого упоминания.

Павел аргументирует тем, что человек — мужчина (7:33) или женщина (7:34), — взяв на себя супружеские обязанности, должен тратить энергию на заботу о супруге и детях. Когда неверующие начнут добавлять забот христианской семье, плюс к нормальной заботе о семье, это может отвлекать их от послушания Господу. Апостол не утверждает, что верующие не должны вообще думать «о мирском». Его сборы для бедных в Иудее (1 Кор. 16:1) демонстрировали его заботу о мирских делах. Просто он считает, что повиновение Христу, включая святость телом и духом, должно быть первоочередной задачей христианина. Всего, что может отвлечь его от этого приоритета, следует избегать.

Стих 35. Наставления Павла относительно не состоявших в браке, но планировавших сочетаться касаются конкретно тех обстоятельств, в которых жили коринфские христиане. Поэтому он проявляет осторожность. Открывая тему в 7:25, он сказал: «По настоящей нужде за лучшее признаю» (7:26). Эта формулировка не свидетельствует о его несгибаемой позиции. Павел добавляет: «Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы [брохон]». Более точный и красочный перевод этой фразы — «не с тем, чтобы связать вас по рукам и ногам».

Когда рассматривались важнейшие вопросы учения (например, Гал. 5:1–3) или норм поведения (например, 1 Кор. 6:9, 10), Павел был непреклонным. Однако в данном контексте он признаёт, что индивидуальные обстоятельства требуют, чтобы верующие поступали мудро и применяли к своим конкретным случаям принципы, заключённые в евангелии. С этой мыслью он даёт коринфским христианам совет, как лучше поступить. Он поясняет, что последний судья в этом вопросе — совесть человека, подумывающего о браке. Апостол призывает своих читателей к тому, чтобы они благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

«В этом вопросе поступайте, как хотите» (7:36–38)

«Если же кто почитает неприличным для своей девицы, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж. Но кто непоколебимо твёрд в сердце своём и, не будучи стесняем нуждой, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своём соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Поэтому выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше».

Стих 36. Помимо неясного смысла наречия «неприлично», во фразе «Если же кто почитает неприличным для своей девицы» также непонятно, к кому относится местоимение «своей». Смысл стиха зависит от того, кто этот мужчина, который якобы поступает неправильно по отношению к женщине. В Российском Библейском Обществе она названа «невестой». Если это понимать именно так, тогда Павел говорит, что если мужчину и женщину чувственно влечёт друг к другу и им трудно себя контролировать, то они должны пожениться.

Переводчики Международного Библейского Общества и Восстановительного Перевода поняли этот стих иначе. В Международном Библейском Обществе, например, начало 7:36 переведено так: «Если кто-либо из вас думает, что он поступает по отношению к своей дочери нехорошо». Также и в Восстановительном Переводе: «Если же кто-нибудь думает, что поступает неприлично по отношению к своей дочери-деве». Это предполагает, что патриархальный строй в Коринфе требовал, чтобы отец незамужней девушки давал разрешение на замужество дочери. В таком случае Павел, возможно, говорит, что отцам следует подумать, правильно ли они поступают, запрещая своим дочерям выходить замуж. Мир в семье и учёт желаний девушки важнее категоричного запрета, какой бы ни была «настоящая нужда» (7:26). Решения, принимаемые некоторыми родителями, нужно было уважать, а к разным последствиям — относиться терпимо.

Английская версия NEB, изданная в 1970 г., предлагает третий вариант: «Но если у мужчины есть подруга в безбрачии» (7:36). Невозможно сказать, насколько распространённой была подобная ситуация, но во II веке некоторые христиане были уверены, что безбрачие святее брака. Находясь под общественным давлением, склоняющим к семейной жизни, пары могли согласиться жить под одной крышей, но не вступать в интимные отношения. Перевод NEB показывает, что Павел мог иметь в виду подобный «девственный брак». Однако в письмах к коринфянам и в других посланиях нет никакого свидетельства о подобной практике среди читателей Павла того времени. Можно смело отвергнуть эту идею. В дальнейшем такой перевод больше уже не повторялся.

Что значит «почитает неприличным» или, как в Международном Библейском Обществе, «поступает нехорошо» (асхэмонейн)? Смысл зависит от того, думает ли этот мужчина жениться на девице или выдать её замуж. Те, кто утверждает, что Павел имел в виду отца, который решает, выдать или нет свою дочь замуж, указывают на стих 38. Кажется, что речь в нём идёт о том же мужчине, но в стихе 36 Павел употребляет форму глагола гамео, что значит «выходить замуж». А в стихе 38 он использовал глагол гамидзо, который обычно означает «выдавать замуж» (Мф. 22:30; 24:38). Поскольку замуж выдаёт отец, а не жених, то логически в обоих стихах фигурантом должен быть отец. Если понимать именно так, тогда мужчина поступит «неприлично», или неправильно, если запретит дочери выходить замуж, когда она в зрелом возрасте (эгиперакмос; 7:36) и хочет иметь семью.

Те, кто ратует за вариант «для девицы, с которой он обручён», тоже имеют для этого веское основание. Во-первых, возникает вопрос относительно слова гамео, так как это слово может означать не только «выходить замуж», но и «жениться» (то есть оно в одинаковой степени относится как к женщине, так и к мужчине и имеет общее значение «вступать в брак»). С другой стороны, как трактовать слово гамейтосан, «пусть выходят замуж» (7:36). Это слово употреблено в третьем лице множественного числа повелительного наклонения. Почему бы не перевести его единственным числом, коль скоро речь идёт о «девице» (единственное число)? Кроме того, глагол гамео («выходить замуж») в стихе 36 и гамидзо («выдавать замуж») в стихе 38 могут употребляться взаимозаменяемо. Один широко используемый и уважаемый лексикон, Греко-английский лексикон Нового Завета и другой раннехристианской литературы под редакцией Уолтера Бауэра, утверждает, что, исходя из контекста, эти два глагола лучше всего рассматривать как имеющие одинаковое значение. В таком случае человеком, поступающим неприлично, может быть мужчина, который хочет жениться.

Дополнительную сложность составляет фраза «в зрелом возрасте». Поскольку греческий глагол не определяет род третьего лица единственного числа, то одинаково возможен перевод и «она» и «он». В Восстановительном Переводе сказано: «если она миновала пору расцвета», а в Российском Библейском Обществе читаем: «если он не в силах совладать со своей страстью». Более широкий контекст говорит в пользу второго перевода. В предыдущих стихах речь шла о сексуальном желании и браке, а не о возрасте, в котором молодая женщина была готова выйти замуж. Читатель имеет право ожидать некоторой преемственности в теме.

Хотя нюансы толкования различны и потому достойны рассмотрения, практический результат их применения сегодняшней церковью невелик. Какой бы случай ни принять, Павел говорил заинтересованным сторонам, что брак допустим. Наилучшее толкование — что наставление Павла было адресовано тому мужчине, который планировал жениться, а не тому, кто думал выдать свою дочь замуж. Стихи 37 и 38 подтверждают этот вывод.

Стих 37. Верующие часто оказываются перед необходимостью принимать нравственные решения, в которых наилучший образ действий нельзя определить простым выбором между «делай так» и «не делай так». В такой ситуации были те, кто помышлял о браке в коринфской церкви. В зависимости от людей, которых этот вопрос касался, от остроты чувств и от соблюдаемых традиций, лучшее решение для одних могло не быть лучшим для других. Вне зависимости от выбора толкования в 7:36, апостол допускает, что брак может быть лучшим выходом из положения. Высказав такую возможность, апостол возвращается к своему предыдущему совету, но с оговорками.

Павел говорит, что мужчине, который подумывает о браке, «по настоящей нужде» лучше оставаться неженатым (7:26). Хотя коринфские христиане могли считать конец века неизбежным (7:31), безбрачие было лучшим решением для того, кто твёрд в сердце своём. Иными словами, отказ от брака был мудрым решением для того, кто мог владеть собой (властен в своей воле) и решился в сердце своём.

Вполне себе в патриархальном стиле, Павел мало внимания уделяет женщине. Решение принимал мужчина. Он должен был тщательно обдумать вступление в брак, прислушаться к своим желаниям, увязать желание с самоконтролем, учесть интересы «своей девы», всё взвесить в свете того, что мир проходит (7:31), и уж потом решать, жениться или нет. По словам Павла, тот хорошо поступает. Никакое социальное давление, никакое стеснение нуждой извне не должно было повлиять на твёрдость его позиции. Только он мог принять решение, которое будет лучшим для него самого и его невесты. Если это толкование правильно, тогда переводчики Международного Библейского Общества и Восстановительного Перевода, добавив слово «дочь», поступили опрометчиво. Человек, о котором идёт речь, — это мужчина, планирующий жениться, а не отец, думающий, выдавать ли ему дочь замуж.

Стих 38. Павел подводит итог разговору, начатому в 7:25. Одновременно он подытоживает своё рассуждение, что новообращённому лучше оставаться в том брачном статусе, в котором он был до обращения (7:20). Нельзя упускать из виду, что Павел давал совет в помощь христианам, задававшим вопросы, не имевшие универсального «правильного» ответа. Во многих случаях нравственный выбор даёт чёткую ориентировку по принципу «правильно — неправильно», но в случае решения вступить в брак и, предположительно, в других вопросах на богоугодное решение могут повлиять обстоятельства и личный выбор. Кроме того, правильность выбора может быть в духе верующего, когда он взвешивает решение, а не в окончательном действии, которое он предпринимает.

Хотя глагол, переведённый фразой «выдавать замуж» (гамидзо), в писаниях Павла встречается только здесь, Иисус употребил его шесть раз. В Его высказываниях это слово всегда имеет значение «выдавать замуж» (Мф. 24:38) или, в страдательном залоге, «быть выданной замуж» (Мф. 22:30, Мк. 12:25, Лк. 17:27; 20:34, 35). (Правда, переводится этот глагол в Синодальной Библии всегда одинаково: «выходить замуж»). До Нового Завета в греческой литературе этого термина вообще не было. Его употребление здесь — сильнейший аргумент в пользу перевода «дева-дочь» в 7:36 и 7:38. Однако недостаток этого глагола в Новом Завете и в других писаниях в сочетании с контекстом может указывать на то, что Павел всего лишь другими словами повторяет сказанное им в 7:26. То есть он повторяет, что в сложившейся ситуации брак не рекомендуется, но вступившие, тем не менее, в брак не согрешают.

«Не стремитесь к повторному браку» (7:39, 40)

«Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божьего».

Стих 39. Одним из первых указаний Павла, когда он говорил о браке, было, что христианин не должен разводиться (7:10, 11). При этом он не сделал никаких оговорок. В конце своего рассуждения о браке Павел повторяет то, что сказал раньше: «Жена связана законом, доколе жив муж её». Также, можно предположить, и муж связан законом, пока жива его жена. Павел возвращается к тому, с чего начал (см. Рим. 7:2).

Наставления в 7:25–38 адресованы молодому человеку, который хочет жениться. В 7:39, 40 Павел переключает внимание на вдову, которая может обдумывать такое же решение. Брак — это обязательство на всю жизнь; но в большинстве случаев один супруг умирает раньше другого. Иногда кто-то из супругов умирает в молодом возрасте, оставляя молодую вдову или вдовца. Из глубокого уважения к умершему, любви и преданности оставшийся супруг может принять на себя обязательство больше никогда ни с кем не вступать в брак. Павел не возражает против такого решения, но поясняет, что верность Господу не требует такого обета.

Когда один из супругов умирает, оставшийся в живых может повторно жениться или выйти замуж. Павел делает одну оговорку: вдова свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Слово, переведённое как умрёт (коймаомай), буквально означает «уснуть». В других контекстах Павел употребляет это слово, когда говорит исключительно о смерти верующих. Здесь он, видимо, имеет в виду, что в большинстве случаев вдова была женой христианина.

Фраза «в Господе» сразу же наводит на мысль, что вдова должна выйти замуж только за верующего, но некоторые утверждают, что здесь другой смысл. Возможно, Павел хотел напомнить вдове, что, как верующая, она, выходя снова замуж, должна руководствоваться христианскими принципами. Даже если принять этот вариант, ожидается, что приоритеты вдовы-христианки побудят её в первую очередь искать мужа среди верующих. Когда Павел употребил фразу «в Господе», говоря о домашних Наркисса (Рим. 16:11), он явно имел в виду тех членов семьи, которые были христианами, а не всю семью без исключения. Очевидно, что и во фразе в 7:39 тот же смысл.

Стих 40. Павел советовал молодым мужчинам поступить мудро, повременив с женитьбой или вовсе отказавшись от этой идеи, учитывая сложившиеся обстоятельства (7:26) и преходящую природу мира (7:31). Однако апостол не запретил вступать в брак. Точно так же Павел пояснил, что не будет никакого греха, если вдова снова выйдет замуж, но при этом добавил: «Но она блаженнее, если останется так». Те же факторы, которые побудили его посоветовать юноше не жениться, в равной степени применимы и к вдове. Она будет счастливее, потому что не нужно будет заботиться о муже, когда неверующие станут противодействовать христианам в «настоящей нужде». Кроме того, она сможет посвятить всю себя служению Господу, не отвлекаясь на другие дела.

Когда Павел поучал юношей, планировавших жениться, он употребил слова «даю совет» (7:25). Говоря о вдовах, он применил аналогичную оговорку: «по моему совету». На этот раз он добавляет фразу «а думаю, и я имею Духа Божьего». Мнение Павла по этим вопросам — больше, чем вскользь брошенная ремарка, и всё же ясно, что он проводит различие между высказыванием своего мнения и цитированием Божьего постановления. Он не сказал, что указание «…жене не разводиться с мужем» (7:10) — это мнение. Когда Павел пояснял, что сказанное является его мнением, он говорил о ситуациях, которые нельзя считать однозначно правильными или неправильными.

Тем не менее, не совершенно всё равно, какое решение христиан по этому вопросу будет наилучшим. Например, в обычных обстоятельствах безразлично, будет верующий работать валяльщиком или плотником. А вот семейное положение человека, учитывая ситуацию в Коринфе, могло иметь последствия, которые бы негативно отразились на качестве их христианской жизни. Когда Павел высказал коринфянам своё личное мнение, они должны были принять его со всей серьёзностью, потому что в его совете отразился «Дух Божий».

Церковь Христа