Образование на пост советском пространстве продолжает деградировать, а промышленность ждет новых инженерных решений. Из-за отсутствия разработок для "народного хозяйства" население начинает самостоятельно изобретать приборы и механизмы для собственных нужд. Очень часто появляются вполне годные идеи, реализуются в металле станки и приспособления на которых даже что-то производят чаще чем ремонтируют и дорабатывают, но зачастую на всем этом лежит отпечаток безграмотности, непонимания процесса и пренебрежения техникой безопасности.
Как человек с инженерным образованием (конечно до советских инженеров мне далеко, но краешком ещё зацепил), я иногда поражаюсь кустарным разработкам. Возникает такое двоякое чувство, с одной стороны человек старался, у него что-то получилось, есть какая-то интересная задумка, с другой, я уже видел это в учебнике начала прошлого века...и, если дать "разработчику" этот учебник, то после доработок получится вполне пристойная конструкция. Пожалуй с таким проектом мне недавно пришлось столкнуться.
Идея дешёвого термопласта давно витает в воздухе, вокруг такое обилие пластиковых деталей, что первый кто внедрит технологию их дешёвого мелкосерийного производства просто озолотиться. Одно из таких бюджетных решений я и изучал. Идея понравилась, для нагнетания давления используется насос от грузовика, гидроцилиндр и распределительный блок от трактора, шнек правда самодельный.
В первую очередь бросается в глаза "рама" станка. Это столы "надёжно" скрученные из ДСП мебельными саморезами и это для установки с усилием в несколько тонн. Конечно тут есть дополнительная рама, связывающая экструдер с цилиндром, но ее надёжность (в частности место крепления цилиндра) вызывает некоторые сомнения. Ни о каких расчетах на прочность, здесь никто не слышал.
Стальные рамы тут вообще отдельная тема для разговора, малая рама, передающая поступательное движение, никак не закреплена, нет никаких направляющих или роликов, крайне опасная для пальцев штука.
Двигатели мощностью два киловатта закреплены на изогнутых вручную пластинах толщиной 2 (два) миллиметра, на фоне этого использование мягкой муфты от мотоцикла, для гашения вибрации, выглядит просто смешно.
Шнек вроде бы и сделан не плохо, но даже по внешнему виду ясно, что ни о каких калиброванных зазорах говорить не приходится, рубашка выполнена из толстостенной трубы без внутренней обработки, что только усугубляет ситуацию. Потери в такой паре будут колоссальные. Изготовить качественную шнековую пару стоит очень дорого, в нынешних реалиях, это ЧПУ обработка высоко легированных сталей.
Естественно все работает, при должной сноровке, на этом даже можно что-то производить, но потери масштабны, на вибрацию, на деформацию рамы, на зазоры шнековой пары, на кучу других мелких недочётов. А ведь это все будет влиять на стоимость конечного продукта.
Как уже говорил, проект интересный, использование унифицированных комплектующих для силовой установки большой плюс для станка (про КПД промолчим), но рамы, шнековая пара, электрика отвратительно реализованы. Данный термопласт вполне подойдёт для единичных изделий, при условии что оператор будет отлично разбирается в его устройстве, но в серии с ним возникнет целый ряд проблем. Если доводить эту конструкцию до ума, ее стоимость вырастет до цен сопоставимых с заводским оборудованием.
Как итог:
Существует огромное количество талантливых людей, которым нужно дать хороший инструмент для реализации их потенциала, этот инструмент - качественное образование. Те кто говорит, что образование ничего не даёт - неправы. Оно даёт знание: куда посмотреть, в какую книгу заглянуть, чтобы получить правильный ответ на свой вопрос. Если соединить пытливый ум "современных Кулибиных" и знания накопленные поколениями инженеров, можно добиться очень многого и реализовать самые смелые проекты.
Еще нюанс, разделение труда придумали не зря, если человек хорошо работает головой, то он врятли будет так же хорошо работать руками, если он отлично разбирается в гидравлике, то скорее всего будет слаб в электрике. Эффективнее всего работают команды, у которых каждым направление занимается отдельный человек, поэтому в советское время на каждом заводе существовали огромные конструкторские отделы.
P.s. Предвкушая вопрос "А автор сам что нибудь спроектировал?" Да, на моем счету более 300 проектов, разной степени сложности.