Мир Формулы-1 понёс огромную утрату. 12 апреля, на 91-ом году жизни, скончался один из самых известных автогонщиков планеты, который так и не сумел завоевать чемпионский титул, но стал легендой автоспорта - четырёхкратный вице-чемпион королевского класса Сэр Стирлинг Мосс.
Сэр Стирлинг Мосс родился 17 сентября 1929 года в столице Англии, Лондоне. С самого детства наш герой мечтал стать гонщиком, но реализовать свою мечту он смог только после окончания Второй Мировой Войны. Свою гоночную карьеру Стирлинг Мосс начал в 1947 году за рулём BMW 328. Правда первые серьёзные успехи пришли только к 1950 году, когда он сменил немецкий агрегат на национальный Jaguar XK120 - тогда ему покорилась знаменитая гонка Tourist Trophy.
Дебют англичанина в Формуле-1 состоялся в 1951 году на Гран-при Швейцарии (тогда в Швейцарии ещё не было запрета на проведение крупных автоспортивных соревнований, он был введён только после знаменитой трагедии на гонке "24 часа Ле-Мана" 1955 года) за рулём довоенного HWM 51. И выступил достаточно неплохо, финишировав на 8 месте, правда за него тогда не полагались очки. Далее наш герой многократно перебивался редкими выступлениями в королевском классе и только когда в 1954-ом ему досталась знаменитая Maserati 250F и на этой машине ему удалось финишировать на подиуме в Бельгии, к нему посыпались предложения от топ-команд того времени.
Самым сладким предложением оказалось место боевого пилота в доминирующем тогда Mercedes и молодой уроженец Туманного Альбиона без раздумий согласился. Правда в тот момент ему пришлось быть на вторых ролях, поскольку первым номером был легендарный Маэстро Хуан-Мануэль Фанхио. Но тем не менее, одну победу на домашней трассе в Эйнтри он отвоевал, причём в очень острой борьбе с тем же Фанхио - на финише партнёров по команде разделило всего лишь 2 десятых секунды!
Но после трагедии в гонке "24 часа Ле-Мана" 1955 года "Серебряные стрелы" покинули Формулу-1 и нашему герою пришлось перебиваться выступлениями в Maserati и Vanwall. Как и в 1955-ом, сезоны 1956 и 1957 годов завершились для Мосса на 2 позиции в общем зачёте позади Фанхио. 1958 год должен был стать годом Стирлинга, но ненадёжность болида Vanwall не позволила ему стать чемпионом мира - титул отошёл к представителю Ferrari Майку Хоторну. В 1959-1961 годах Стирлинг Мосс выступал за частную команду Роба Уокера, но несмотря на высокую скорость и несколько побед в гонках он каждый раз становился лишь бронзовым призёром чемпионата мира, ибо в те годы доминировали представители одной команды: в 1959 и 1960 годах - Cooper, в 1961-ом - Ferrari.
А в самом начале 1962-го он попал в ужасную аварию в Гудвуде, после которой он был вынужден завершить свою гоночную карьеру в возрасте 32 лет (достаточно рано по тогдашним меркам).
За свою карьеру в Формуле-1 он выиграл 16 гонок, но несмотря на то, что ему так и не удалось стать чемпионом мира (4 вице-чемпионства + 3 "бронзовые медали"), Сэр Стирлинг Мосс завоевал уважение со стороны огромного количества болельщиков, экспертов и соперников на трассе. Ко всем достижениям нашего героя можно добавить победу в гонке Targa Florio в 1955-ом и два "серебра" в "24 часах Ле-Мана" 1954 и 1956 годов.
После ухода из гонок Стирлинг Мосс не расстался с автоспортом - он регулярно посещал Гран-при, участвовал в различных исторических соревнованиях, работал журналистом, а также занимался бизнесом. В 2000 году Королева Великобритании Елизавета II присвоила уроженцу Лондона рыцарский титул.
В последние годы Сэр Стирлинг Мосс тяжело болел, но несмотря на это вёл достаточно активный образ жизни, пока 12 апреля 2020 года он не отошёл в мир иной. Смерть одного из величайших пилотов в истории автоспорта стала настоящим шоком, вот как на неё отреагировали представители Формулы-1:
"Все в McLaren оплакивают кончину легенды нашего спорта, сэра Стерлинга Мосса. Потрясающий конкурент, чрезвычайно талантливый гонщик и превосходный джентльмен, он оставил неизгладимый след величия в истории международного автоспорта. Наши соболезнования его семье" - официальный твиттер команды McLaren.
"Сегодня спортивный мир потерял не только настоящую икону и легенду, но и джентльмена. Команда и семья Mercedes Motorsport потеряли дорогого друга. Сэр Стерлинг, мы будем по вам скучать" - официальный твиттер команды Mercedes.
"В возрасте 90 лет скончался Стирлинг Мосс - настоящая гоночная легенда. Один из лучших пилотов 50-х" - Алексей Попов.
Стирлинг Мосс был одним из самых великих гонщиков мира. Да, ему не повезло стать чемпионом мира, но его достижения навсегда останутся в памяти болельщиков не только Формулы-1, но и всего автоспорта!
А как вы относитесь к Сэру Стирлингу Моссу? Делитесь своим мнением в комментариях и не забывайте подписываться на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!