Все, кто хоть как-то связан с железной дорогой, знают о существовании такого электропоезда как ЭР2. Многим известно, что его предшественником является электропоезд ЭР1. Про ЭР22, электропоезд с тремя дверями по бортам, знают немногие. А что вам известно про ЭР10?
Для повышения технико-экономических показателей моторвагонной тяги в пригородном пассажирском сообщении, специалистами ЦНИИ МПС был проведен ряд исследовательских работ, в ходе которых было признано целесообразным увеличение длины пассажирских вагонов с 19,3 м до 23,6 м (длина цельнометаллических пассажирских вагонов).
Электропоезд формировался из вагонов трёх типов: головные с кабиной машиниста (аналогичные примененным в электропоезде ЭР1), моторные промежуточные и прицепные промежуточные. При рабочем проектировании схема электропоезда была изменена: применён принцип секционности и расположения кабин машиниста в моторных вагонах, которые стали одновременно головными для четырёхвагонной секции (составность секции: моторный — прицепной — прицепной — моторный).
В конце 1960 г. Рижским вагоностроительным заводом, строившим моторные электровагоны, Калининским вагоностроительным заводом, строившим прицепные электровагоны, и Рижским электромашиностроительным заводом, изготовлявшим электрооборудование, были выпущены первые две четырёхвагонные секции №001 и 002 (один восьмивагонный электропоезд), получившие обозначение серии ЭР10, а в 1961 г. – еще четыре секции № 003-006 (два восьмивагонных электропоезда).
Масса моторных электровагонов первых двух секций серии ЭР10 равнялось 65,7 т, прицепных – 40 т. Остальные секции имели несколько меньшую массу электровагонов, общая масса этих секций составляла 207,8 т. Число мест для сидения в секции равнялось 486 (112 – в моторном, 131 – в прицепном).
Первые две секции после небольшого эксплуатационного пробега на участке Москва – Серпухов были направлены в январе 1962 г. для испытаний на экспериментальное кольцо ВНИИЖТа.
Остальные секции серии ЭР10 поступили в депо Перерва и, сцепленные попарно, обслуживали участок Москва – Серпухов.
Затем секции №005, №006 были переданы в депо Лобня и работали по отдельности на участке Лосиноостровская – Институт пути – Бескудниково, а остальные секции в составе восьмивагонных электропоездов продолжали эксплуатироваться в депо Перерва, обеспечивая пригородные пассажирские перевозки на курском, смоленском и рижском направлениях Московского узла.
Впоследствии мощность тяговых двигателей ЭР10 была признана недостаточной, и в 1964 г. РВЗ выпустил две новые четырёхвагонные секции, получившие обозначение ЭР22, о них мы поговорим в следующий раз.
В 1974 г. все шесть моторвагонных секций серии ЭР10, из которых были образованы три электропоезда, из-за отсутствия запасных частей были исключены из инвентарного парка МПС.
До наших дней сохранился только один головной вагон, который можно увидеть в музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.
На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарю за внимание!
Наверняка вам будут интересны наши статьи: