Большая катушка
Для рядового меломана магнитофонная эпоха стартовала в начале 50-х, однако история магнитной записи отсылает нас еще дальше, в 1878 год, когда американский инженер Оберлин Смит впервые столкнулся с изобретением Эдисона – фонографом. Он тут же купил устройство для своей лаборатории и принялся экспериментировать. В результате через 10 лет в журнале Electrical World вышла его статья «Некоторые возможные формы фонографа», где утверждалось, что для записи звукового сигнала можно использовать явление магнетизма.
Прочитав статью Смита, датский инженер Поульсен разработал прибор для магнитной записи на стальной проволоке, который назвал телеграфон.
В 1903 г. немецкий изобретатель Курт Штилле усовершенствовал аппарат, добавив в него усилитель, чтобы устройство можно было использовать в качестве диктофона.
Магнитную запись на радио первой начала практиковать британская корпорация BBC в 1932 г. Для воспроизведения фонограмм приемлемого качества стальная лента шириной 3 мм и толщиной 0,08 мм должна была перемещаться со скоростью 150 сантиметров в секунду. Таким образом, для получасовой программы требовалась 25-килограммовая катушка с лентой длиной 3 км.
Тем временем, еще в 1927 г. немецкий инженер Фриц Пфлеймер разработал собственный носитель – порошок оксида железа, нанесенный на тонкую бумагу. Через 5 лет компания AEG, приняв на вооружение идею Пфлеймера, начала производство прибора для магнитной записи под названием «Магнетофон-К1». Носителем стала полимерная пленка, которую выпускала компания BASF. Через 7 лет концерн BASF представил публике многослойную ленту, состоящую из полимерной подложки, клея и напыления порошком оксида железа. Надо сказать, что современная магнитофонная лента принципиально ничем не отличается то той, что была создана еще до Второй Мировой войны.
Примерно в те же годы Вальтер Вебе из AEG путем многочисленных экспериментов показал, что высокочастотное подмагничивание переменным током способно значительно улучшить качество записи. Весной 1940 г. Вебер получил патент на изобретение, и в 1941 г. компания AEG выпустила модель Magnetophon K4-HF, технические характеристики которой превзошли ожидания: соотношение сигнал/шум составило 60 дБ (величина, достойная аппаратов класса HiFi), а верхняя граница частотного диапазона перевалила за 10 кГц (всего на октаву ниже предела слышимости). Через год на AEG начались эксперименты по стереофонической записи звука.
Перед окончанием войны американским военным удалось вывезти с радиостанции «Люксембург» несколько аппаратов Magnetophon K4-HF, воплотивших в себе все ключевые технологии современной аналоговой магнитной записи. Майор сигнального корпуса армии США Джек Маллин получил два таких аппарата, 50 катушек с магнитной лентой BASF и отвез все это в Америку, где начал изготовление их модифицированных версий.
Бинг Кросби, большая знаменитость радиоэфира того времени, заинтересовался идеей предварительной записи своих передач. Дело в том, что вещательная сеть в то время требовала проведения в один день двух одинаковых передач: для жителей западного и восточного побережья.
В 1947 г., Маллин получил возможность продемонстрировать Кросби свои модифицированные магнитофоны. Прослушав записи, Кросби сразу оценил потенциал новинки и попросил Маллина начать подготовку к тестовой записи эфира его радиопередачи. Компания Ampex на тот момент построила прототипы двух магнитофонов «Model 200», и Маллин использовал именно их. Тест благополучно завершился, и ABC разрешила Кросби производить предварительную запись его передач.
Благодаря выдающемуся качеству и простоте магнитофоны Ampex совершили настоящий прорыв в сфере радио и звукозаписи.
Так вышло, что магнитная запись вернулась в Европу кружным путем. В 1949 г. занялась аудиотехникой швейцарская фирма Studer, которая поначалу модифицировала импортированные из США магнитофоны, но через год разработала собственную линейку, названную Dynavox.
В дальнейшем, помимо монофонических и, позже, стереофонических аппаратов компания проектировала и выпускала многоканальные магнитофоны. Первый четырехканальный Studer J37 был выпущен в 1964 г. Два такие магнитофона несравненные Beatles использовали в 1967 г. для записи легендарного альбома Sgt. Pepper 's Lonely Hearts Club Band.
Более простые и дешевые версии аппаратов Studer поступали на рынок под маркой Revox. Они были нацелены на индивидуального потребителя, но благодаря прекрасной студийной основе обладали непревзойденными характеристиками.
Следом за Studer разработкой и производством магнитофонов занялась немецкие компании и норвежская Tandberg, талантливые инженеры которой в первой половине 60-х спроектировали и запатентовали систему cross-field, которая не только позволила расширить частотный диапазон, но и заметно снизить уровень шума фонограмм.