Найти в Дзене
Самарская Газета

В самарской школе №37 хранят сведения о работе Восьмых радиотелеграфных курсов связистов

Оглавление

Каждый школьный музей уникален по-своему. В каждом можно найти информацию, прежде никому не известную.

Юные следопыты, встречаясь с ветеранами, собирают ее по крупицам. Музей боевой славы самарской школы №37 — один из них. Он посвящен работе Восьмых радиотелеграфных курсов связистов.

Занимались по 10 часов в день

Школа была открыта в 1939 году. А когда началась война, по приказу наркома обороны СССР в октябре 1941 года в ней заработали курсы. За годы войны было выпущено около 12 тысяч специалистов, которые работали на всех фронтах Великой Отечественной.

Свое начало музей берет в 1975 году. Инициатор его создания — учитель русского языка и литературы Антонина Сошнина. Из полувека работы в школе 44 года она возглавляла музей — до последнего дня своей жизни. Под ее руководством школьники разыскали около 500 бывших курсантов и организовали встречи с ними. Первая состоялась в честь 30-летия Победы. На нее приехали около 400 выпускников курсов.

Вместе с нынешним руководителем музея Владимиром Косинским входим в одно из помещений, где обучали военных специалистов. Комната площадью примерно 40 квадратных метров. Одновременно занимались человек 20. Сейчас здесь размещен музей.

Курсы были ускоренными, а занятия напряженными. «Уроки» длились по 10 и более часов в сутки. Обучали не только передавать сообщения, но и шифровать их, чтобы враг не воспользовался перехваченной информацией. Занимались на курсах юноши и девушки, были и фронтовики, уже понюхавшие пороха.

Курсанты выполняли трудоемкие хозяйственные работы: рыли траншеи под кабель связи, очищали станционные пути от снежных заносов, помогали милиции при выполнении особых заданий. Занимались и строевой подготовкой.

По воспоминаниям ветерана Герасима Губанова, курсанты жили в землянке, которая находилась возле леса, недалеко от школы. Места в самом учебном заведении не хватало, поскольку в ней размещался еще и эвакогоспиталь.

После окончания учебы связистов отправляли на фронт. Но часть выпускников оставалась в Куйбышеве.

-2

Крупнейший узел

Наш город был крупнейшим узлом связи. В мае 1942 года из Куйбышева установили прямую радиотелеграфную связь между Вашингтоном и Москвой. Также связаться можно было с Лондоном, Тегераном, Нью-Йорком.

Куйбышев обеспечивал связью маршала Советского Союза Климента Ворошилова, который в Приволжском военном округе формировал воинские части для разгрома немцев под Москвой.

Есть в музее материалы об Иване Пересыпкине. С июля 1941 года он был одновременно наркомом связи и заместителем наркома обороны СССР, начальником Главного управления связи Красной Армии.

В годы войны была решена довольно непростая техническая задача по организации связи Ставки Верховного Главнокомандующего с Закавказским фронтом. После выхода немцев к Каспию прервалась связь с Баку. И чтобы ее восстановить, море решили обойти с другой стороны и протянуть линию с юга, с территории Ирана. Задача была успешно и оперативно решена. Связь проложили от Куйбышева по левому берегу Волги до Астрахани, оттуда — по территории Ирана, обогнув Каспийское море, вышли на Баку.

Экспонаты

Ветераны и их родственники передают в музей личные вещи. Например, сын Клавдии Ушаковой (Лысовой) принес патефон. По словам Косинского, школьники от аппарата в восторге: все пластинки, какие нашли, прослушали. Его хозяйка во время войны работала на нашем центральном телеграфе.

Лежат в музее корпус мины — такие выпускали на 4 ГПЗ, граната, обгоревшие фронтовые конверты. Стоит крупорушка, собранная курсантами. Они сами готовили, кухня находилась во дворе школы. Зерном, горохом со связистами расплачивались за разгрузку вагонов.

Есть в экспозиции трофейные сигнальный фонарик и фляжка.

Главные же предметы в коллекции музея — это, конечно, аппаратура, которой связисты пользовались во время войны. Ноша специалиста была тяжелой в прямом смысле слова. Кроме катушки с проводами, аппарата военно-полевой связи, инструментов он носил пистолет-пулемет и боекомплект. В экспозиции есть охолощенный ППШ. Оружие было необходимо, ведь порой приходилось не только прокладывать линию, устранять повреждения, но и зачищать территорию, отстреливаться от противника. Так что бесперебойная связь — дело крайне непростое. Недаром ее называли «нервами войны». Ведь перебей, например, нервы у человека, и он будет беспомощным.

Сначала связь была только проводной. Позже появились радиостанции. И оба вида связи использовали до окончания войны.

— У нас есть телеграфный аппарат, выпущенный калужским заводом в 1940 году. Действующий. Стоит лишь подключиться к другому аппарату, и он будет отбивать азбуку Морзе, — показывает Косинский. — Вот переносная радиостанция, довольно тяжелая. Ее таскали два человека. Вот такой небольшой ручной полевой коммутатор обычно находился у командира, а с полевым телефоном связисты сидели в окопе, ожидая распоряжений и передавая срочные сообщения.