5,1K подписчиков

Мормонский прогрессив-рок The Osmonds - The Plan

652 прочитали
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Музыка, как и сама жизнь, тем прекрасна и удивительна, что порой горазда поражать и преподносить настоящие сюрпризы. Сегодня я извлеку из 70-х годов любопытный и неожиданный рок-артефакт, который тогда был благосклонно принят в продвинутой меломанской среде. То время подарило немало имен, вписавших своими творческими порывами грандиозные страницы истории рок-музыки, чьи пики сияют Гималаями на общем музыкальном ландшафте. А в их тени можно обнаружить, пусть и не столь впечатляющие, но все же заметные явления. Здесь как раз такой случай.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Жила-была когда-то в штате Юта США семья Осмонд, в которой было девять детей — семь братьев и две сестры. У двоих старших мальчиков были серьезные дефекты слуха. Отец семейства Джордж Осмонд был мормоном и служил в миссии Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Помимо этого у него были кое-какие познания в музыке, он хорошо пел и поэтому начал обучать детей пению в их раннем возрасте. И первые публичные выступления детского ансамбля на церковных и местных гражданских мероприятиях имели цель заработать немного денег на слуховые аппараты старшим братьям и быть полезными в Церкви миссии. Однако, ребята оказались очень одаренными, постепенно их локальная популярность росла, и вот однажды на них обратил внимание Уолт Дисней, после чего он пригласил их на телевидение сперва в программу "Диснейленд после наступления темноты", а позже и в популярное шоу певца Энди Уильямса. После этого они стали уже национальным феноменом, а по популярности музыкальное семейство Осмондов стало конкурировать с семьей Джексонов, стартовавших в те же годы. Начав как квартет The Osmonds Brothers, состоящий из Алана, Уэйна, Меррилла и Джея, ребята активно выступали на телевидении и записали несколько альбомов в стиле слащавого бабблгам-попа.

В 1970 году к квартету добавился еще один брат — тинэйджер Донни, после чего вновь образованный квинтет переименовался в The Osmonds. К этому времени остальные братья уже выросли и стали молодыми мужчинами, и приторный бабблгам-поп не очень гармонировал с их взрослым обликом. Поэтому постепенно стилистически The Osmonds стал отходить от этой набившей оскомину музыки к пауэр-попу и попу, появились элементы кантри и ритм-энд-блюза. Их потенциал как группы разглядел продюсер звукозаписи Майк Керб, отметив, что у них наличествует редкое сочетание изысканного стиля исполнения, инструментального мастерства и вокального таланта. Он помог The Osmonds подписать контракт с MGM Records и договорился о том, чтобы они записывались на студии Muscle Shoals Sound с продюсером Риком Холлом. И первый же записанный там сингл "One Bad Apple" занял первое место в рейтинге Billboard Hot 100, продержавшись на нем пять недель. Примечательно, первоначально эта песня создавалась для их конкурентов The Jackson 5. Далее последовали еще синглы, The Osmonds постепенно набирали силу, создавая целый каталог хитов, каждый из которых был лучше и успешнее предыдущего. Первый лонг плей "Osmonds" в 1971 году дошел до №14 в рейтинге альбомов US Billboard 200, а второй "Homemade" в тот же год был №22. И если на первом альбоме были только сторонние авторы, то на втором уже треть материала братья написали сами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Третий альбом "Phase III", вышедший в 1972 году, ознаменовал собой, как и предполагалось из его названия "Третья Фаза", смену направление для группы. Звучание стало более роковым, наряду с ритм-энд-блюзом появились и фрагменты хард-рока, соула и фанка. В целом это был в основном поп-рок и софт-рок, а большую часть материала для этого альбома группа уже написала самостоятельно. Вот одна из песен из этого альбома.

В целом изменение стиля аудитория восприняла благосклонно, а в US Billboard 200 альбом достиг №10. Еще более роковым оказался четвертый альбом "Crazy Horses", первый альбом, все песни которого братья Осмонды написали сами. А в музыке к софт-року и хард-року добавился еще глэм-рок. Отмечу снижению вокальной роли Донни, который ранее был солистом группы. Но ввиду того, что его голос начал снижаться из-за полового созревания, братья Алан, Уэйн и Джей взяли на себя некоторые вокальные партии ряда песен. В US Billb oard 200 альбом достиг №14.

И вот настал 1973 год, и был записан альбом "The Plan". Надо отметить, что в целом 70-е годы ознаменовались выпуском множества концептуальных альбомов, но немногие были такими необычными или неожиданными, как этот опус 1973 года от The Osmonds. К этому времени они были не просто массово популярными в США, они были международными суперзвездами От них ожидали очередной поп, хард-роковый или софт-роковый альбом, но ни как не концептуальный прогрессив-роковый, похожий на рок-оперу, да еще и с религиозными текстами о вере мормонов. Название "План" (The Plan) восходит к "Плану спасения" (Plan of salvation), учению движения Святых последних дней, бывшее составной частью мормонских воззрений. И если кто-то ранее считал эту семейную группу приятной глянцевой блесткой бабблгам-попа, не оценив их попытки зайти на территорию софт и хард-рока, то он наверняка был поражен этим невероятно амбициозным произведением, которое пытается объяснить мормонские верования семьи через серию песен, охватывающих самый широкий спектр рок и поп-жанров. И этот конечный результат явился свидетельством универсальности навыков музыкантов группы, их профессионального мастерства и зрелости.

Тематически альбом посвящен вере, вопросам и сомнениям на пути к Богу, а также метаниям и борьбе человека в поисках смысла своего существования. Общая доктрина "The Plan" индивидуальна для каждого слушателя, ее необходимо интерпретировать самостоятельно. Конечно, проповедническая лирика ребят немного рассеянна и неуклюжа для того, чтобы полноценно передавать воззрения группы с какой-либо особо мощной реальной силой, но зато музыкальная составляющая с лихвой восполняет эти недостатки. Удивляет и то, что такое в общем-то зрелое музыкальное полотно создали совсем еще молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет. Все песни альбома связаны, соединены маленькими музыкальными виньетками. Если бы вы проигрывали виниловый диск "The Plan", это на самом деле казалось бы одной большой композицией на каждую сторону, как это было сделало позже на "The Wall" Pink Floyd. Кстати, когда вышел CD, на нем воссоздали то же самое, плавно переходя от фрагмента к фрагменту.

Несомненно идея концептуального альбома была вдохновлена "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" The Beatles. В свое время Пол Маккартни сделал обзор "The Plan", после того, как он вышел, и ему он понравился, больше того — он был очень впечатлен. А вот обозреватель AllMusic Гуариско, в целом довольно высоко оценив альбом, фактически критикует широкий спектр музыкальных стилей в этом альбоме: "The Osmonds проявили себя универсалами в борьбе с различными музыкальными стилями, но альбом в конечном итоге был "осечкой", потому что творческое разнообразие привело к отсутствию спаянности "The Plan" в целом". Здесь можно и поспорить, не малое число слушателей убеждено, что стилистическое разнообразие явилось как раз дополнительным плюсом к особенностям альбома.

Надо констатировать, что братья из The Osmonds, стремясь сделать свой вклад на пути к духовному развитию человечества, пошли на действия, которые, к сожалению, не окупилась коммерчески: альбом "The Plan" занял лишь 58-е место в чарте US Billboard 200. Их подростковая аудитория в целом не была подготовлена ​​к концептуальному прогрессив-роковому альбому с серьезными текстами песен. Хотя, в более продвинутой музыкально Великобритании альбом оценили, чему свидетельствует 6-е место в рейтинге UK Albums.

Обзор

Конечно, воспринимать концептуальные произведения следует целостно, не препарируя их составляющие, но сделаю небольшой обзор.

Начинается "The Plan" увертюрой "War In Heaven" (Война на небесах), короткой, серьезно интригующей по-симфонически оркестрованной, похожей на сон, на экскурсию в прошлое, содержащей и фрагменты песен, которые не вошли в альбом. Части ее позже проявятся на протяжении всего альбома в виньетках.

Вторая песня айсид-роковая "Traffic In My Mind" (Движение в моем сознании) является гармонической калькой песни "Money" Pink Floyd, даже мелодические ходы похожи. "The Dark Side of the Moon" в США вышел 10 марта, а "The Plan" — 30 июня. И вопрос создал ли эту песню Алан под впечатлением от Pink Floyd или нет, сейчас установить уже сложно. "Traffic In My Mind" начинается привлекательным, взбалтывающим блюзовым гитарным риффом Алана, который подхватывает бас-гитара Мерилла. Эта палящая, психоделическая линия ведет всю песню с отчаянным, расстраивающим ритмом, идеальным для представленной в ней лирики:

В моем сознании хаос, да,
Не знаю, по какой дороге следовать.
В моем сознании хаос, да,
Я уже в пути и летаю один.
У меня есть вопросы, вставшие предо мной,
Ответы пытаются найти меня.
Все говорили мне, что они не знают,
В моем сознании хаос, да,
Не знаю, какой дороге следовать.
Я вижу, слепцов, ведущих слепых,
И рассказывающих нам, как это делать.
Я получил ответы лучше, чем
Какой-то маленький ребенок пытается сфальсифицировать это.
Так скажите мне, кто я? Почему я здесь?
Куда во имя бога я иду?

Песня стихает в изящной виньетке променада, уговаривающая слушателя: "Не принимай это слишком легко". После чего идет плавный переход в третью песню "Before The Beginning" (Перед началом) с красивой мелодией в стилистике "Surf's Up" The Beach Boys. Аранжировка песни сделана с камерной струнной группой, духовыми, фортепиано и немного гитарой, ритм-секция максимально деликатна. Между тем Мерилл выдает важный фрагмент концепта альбома:

До начала мы жили,
О, так далеко отсюда.
И мы позвонили домой, но не остались.
Мы знали, что однажды мы можем уйти и пожалеть.
Перед началом мы были готовы
Отказаться от того, кем мы были раньше,
И воспользоваться шансом ускользнуть
И когда-нибудь вернуться домой, а зачем.
С тех самых пор, как мы появились на свет,
С помощью этого плана мы научились видеть.
Мы одни будем направлять нашу судьбу.
В самом начале мы были бы живы,
Когда-то он был таким же, как и мы.
Чтобы посмотреть на него, чтобы посмотреть на меня,
И думаю, что когда-нибудь я стану такой же, как он, а что еще?
С тех самых пор, как мы появились на свет,
С помощью этого плана мы научились видеть,
Мы контролируем бесконечность, что еще
Что еще...

После виньетки с вокодером "Это все для тебя" идет разбитной сюрреалистический "Movie Man" (Экранный человек), один из ударных номеров альбома, выходившая синглом. Эта галопирующая в стилистике Пола Маккартни песня, похожа конструкцией на цирковой номер, где задействованы для создания эффектных атмосферных звуковых эффектов такие музыкальные инструменты, как мелотрон и терменвокс. Хорош 16-летний Донни Осмонд на синтезаторе, 20-летний Меррилл на подпрыгивающих басах и 24-летний Алан на хонки-тонк фортепиано, исполняющий ко всему и вокальную партию:

Почему ты это сделал, ты не должен заставлять свою мать плакать.
Я бы сказал, что ты все испортил. Да, это дало тебе еще одну попытку,
Но ты смеешься и улыбаешься, пытаешься убежать,
Разве ты не знаешь этого, о чем ты можешь когда-нибудь пожалеть,
Потому что есть тот, кто видит твои злые проявления?
Экранный человек,
Зачем ты это делаешь, тебя ждет большой сюрприз.
О, я никогда этого не знал, но, дорогой, здесь нет никакой лжи,
Ты - в живом цвете, это твоя выставка картин.
Даже то, о чем ты думаешь, все будут знать,
Что когда-нибудь тебе придется занять твердую позицию,
Экранный человек...

После яркого номера идет спокойная променадная виньетка: "Пожалуйста, не допусти, чтобы я увидел как ты плачешь. Позволь лишь мне сказать: "Я сожалею, так сожалею"".

После чего следует пышная поп-роковая баллада "Let Me In" (Впусти меня), выходившая также как сингл и достигшая №36 в чартах. Песня с хорошо прописанной мелодической линией, оркестрованая с привлечением струнной и духовой группы, была проникновенно спета по формуле, принятой на предыдущих альбомах: Мерилл и Донни чередуются на вокале при поддержке Алана и Уэйна, поющих хором. Лирика несет двойное послание: как светское в виде простой песни о любви, так и христианское в качестве гимна-обращения к Богу об искуплении от прошлого ошибочного отдаления от Него и просьбы вернуться к Его любви. Что-то сродни притче о блудном сыне:

Любить тебя может быть так легко,
Любовь к тебе может согреть меня.
С того дня, как я покинул тебя,
Я пытаюсь, но просто не могу убрать тебя
Прочь из моей головы.
Думал, что я могу обойтись без тебя,
Думал, что мне нужно осмотреться.
Но теперь, когда я знаю, что нуждаюсь в тебе,
Обещаю, что Я никогда не оставлю тебя,
Не понравится ...
Впусти меня,
Позволь мне снова обнять тебя.
Позволь мне еще раз отблагодарить тебя.
Позволь мне любить тебя...

Шестая песня "One Way Ticket To Anywhere" (Билет в один конец) заставит вас вспомнить Битловскую "Birthday", она начинается без виньетки, забойная, роковая с 18-летним ударником Джейем у вокальной стойки, призывающего не унывать, а действовать:

Эй, давай же, будь немного сильнее,
Ты можешь сделать это, сделать это, да
Сделай это, сделай это, да.
Да
У нас билет в один конец куда угодно,
Нет такого места, куда мы не могли бы приехать.
Билет в один конец в любую точку мира,
Так что держись, детка, не отпускай меня, нет, нет.
Эй, ты там, тонешь в океане.
Эй, ты там, приведи себя в движение.
Ты можешь это сделать, да.

Седьмая немного напыщенная прогрессив-роковая песня "Are You Up There" (Ты там?) очень сложно, прямо таки симфонически аранжирована. С торжественным вступлением, она имеет твердую красивую мелодию, между тем основной акцент перенесен на лирику. Это одна из ключевых композиций всего концепта, самая религиозно важная часть альбома, поскольку задает большой вопрос о существовании Бога. И Алан, как самый зрелый участник группы, поет проникновенно и очень трогательно голосом, который в достаточной степени несчастен. Поэтому он заставляет внимать и задуматься:

Жизнь продолжается или это будет конец для меня?
Кажется, немного несправедливо думать, что все, что я узнал и сделал
Никому не принадлежит.
Почему я должен лелеять жизнь, если нет так называемого плана?
Да ведь у меня не было бы будущего, если бы его оставили человеку.
Я не могу поверить, что мы только что встретились и не знаю зачем,
Там должно быть что-то еще.
Почему я должен верить в любовь, которую не могу иметь вечно?
Кажется ли вам правильным жить в игре на износ?
Должен ли я желать детей, если для них больше нет смысла жить?
Может быть, я пессимист, а может быть и нет.
Единственное, что я хотел бы знать, это то, что у меня есть,
Я не хочу чуда или видеть тебя в воздухе.
Но ты там,
Ты везде...

После такой дидактики нужно что-то энергичное и зажигательное, и Осмонды выдают шикарную ритмичную в стиле хип-шэкинг (hip shaking) с биг-бэндом "It's Alright" (Все хорошо) — отличный подход, когда речь зашла о религиозных посланиях с безумно затягивающей мелодией. Алан выдает заслуживающую внимание партию на саксофоне, сопровождающую искрометное пение Мерилла:

Вчера вечером, когда я вернулся домой к своему большому удивлению,
Хорошо, о, все в порядке.
Взглянула вверх, милая, вот оно прямо перед моими глазами,
Хорошо, о, все в порядке.
Он пришел ко мне, как гром и молния,
Что это было, я все еще не знаю, что это было.
Когда-нибудь просто случайно ты поймешь что я пытаюсь сказать.
Хорошо, о, все в порядке.
Он пришел ко мне, как гром и молния.
Что это было, я все еще не знаю, что это было.
Кто-то находит, кто-то никогда не увидит или просто выбросит его.
Хорошо, о, все в порядке...

Девятая песня "Mirror, Mirror" (Зеркало, зеркало) — это по сути проговое кантри с блюзовой губной гармоникой и ваганом. Очень органично вписалась сюда духовая группа и нельзя не отметить ударные и перкуссию 18-летнего Джэя. Одна из моих любимых вещей альбома, полная философской лирики об истинном в человеке:

Зеркало, зеркало на стене,
Мне совсем не нравится твоя жизнь.
Как же мы вообще появились на свет,
Тот тип человека, которого я вижу,
Мистер, мистер они похожи друг на друга.
Разве мы оба не хотим того, что является правильным?
Я хочу измениться, но разве ты не видишь
Ты тот, кто меня останавливает.
Вы можете лгать и вы можете обманывать,
Подмять тех, кто целует твои ноги.
Неужели ты думаешь, что никто этого не увидит,
Не забывай, что тебе меня не одурачить.

Десятая песня "Darlin" (Дорогая) в стиле пауэр-поп, слащава до банальности, ее поет Донни Осмонд, и он отлично справляется со своей работой. Аранжировка не особо затейлива, а текст полон лирики:

Дорогая, я смотрю в твои глаза
И вижу то, что никогда не могли бы сказать слова.
Дорогая ты заставила меня понять:
Тот самый Я, которого, как мне казалось, я так хорошо знал,
Как ангел, посланный свыше.
Ты пришла, и прикоснулась к моей жизни с любовью.
О, дорогая, я бы с удовольствием сделал тебя своей,
Я бы делал это каждый раз, когда смотрю на тебя.
Я вижу недостающую часть себя...

Далее идет агрессивный фанковый хард-рок "The Last Days" (Последние дни) . Яростный, злой бас Меррилла и глубокий, мощный голос Уэйна объединяются, чтобы вселить настоящий страх гнева Божьего в слушателей. Уэйн и Алан разрывают благость сдвоенным гитарным соло, а медная секция под дробь ударных Джея нагнетает тревожное настроение, которое исходит от обличительного апокалиптического откровения:

Нации занимают там боевые посты
Покровителей зодиакальных откровений,
Люстрация ломает семейные отношения,
Судебная практика, позволяющая подстрелить сенсации.
Все, что они говорили, когда-нибудь так и будет.
А теперь просто оглянитесь вокруг, если это то, что вы видите,
Это должно быть в последние дни,
Должно быть, это последние дни.
Люди живут в полном замешательстве,
Миллиарды людей оказались втянутыми в революцию.
Города теряются в собственном загрязнении,
Вопрос: что такое Конституция?
Все, что они говорили, когда-нибудь так и будет.
А теперь просто оглянитесь вокруг, если это то, что вы видите,
Это должно быть в последние дни
Должно быть, это последние дни.

Завершает альбом заводная глэм-роковая песня "Goin' Home" (Иду Домой) с гитарным рифом и фортепиано в стиле Элтона Джона начала 70-х, полная цепляющих моментов, выходившая также отдельно синглом и занявший в Великобританских чартах 4-е место, где был как раз апофеоз популярности глэм-рока. Это завершение проекта, когда герой разобрался со всеми сложными вопросами бытия. Он почти уверен, что понял все правильно, все уроки усвоил, он следует правильному Плану и теперь он заработал себе счастливый билет. Мерилл приносит его домой с восторженным вокалом:

Я звезда трека, мне нужно далеко бежать,
И я готов идти;
Это длинный, длинный путь.
И я должен сделать это сам.
На мне все наживаются,
Попытайтесь притормозить меня, но если
Я собираюсь сделаю это,
Надо драться, драться, драться весь день
И ночь и день - все в порядке.
Уходите домой, уходите домой, уходите домой,
Я должен это сделать, собираюсь сделать все
Правильно,
Уходите домой, уходите домой, уходите домой,
Если это займет у меня всю оставшуюся жизнь.
Я космический человек из другого мира,
Я должен вернуться домой,
Меня так давно там не было,
Что я чувствую, как бесполезный человек.
Все смотрят на меня,
Попытайтесь притормозить меня, но если
Я собираюсь сделаю это,
Надо драться, драться, драться весь день
И ночь и день - все в порядке...

Песня и сам альбом растворяется в финальной виньетке и последние слова в альбоме напутствуют: "Не принимайте это слишком просто".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Обложка проста и лаконична. На белом фоне надпись Osmonds THE PLAN и портрет группы, где просто лица музыкантов. По сути Осмонды презентуется свой ПЛАН, свою концепцию, свое мировоззрение.

☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.

➤Прежние материалы схожей тематики:

Духовное завещание The Who: Альбом "WHO"

Солнечный Огонь Manfred Mann's Earth Band

На третий день творения Electric Light Orchestra

Лучшее в музыке. Магия двойных рок-альбомов. Часть 1