Найти в Дзене
Liberal arts

"Женский вопрос" и творчество Густава Климта.

 Охватить всё творчество Густава Климта очень сложно,поэтому свои заметки я пока разделила на три части. В первых двух речь пойдёт о женских портретах и образе женщины на полотнах художника, а дальше я расскажу о росписях интерьеров и Бетховенском фризе.

         Социальные преобразования, произошедшие в последней трети XIX века способствовали обретению женщиной нового положения в обществе и культуре, но путь к этому был тернист. Многие художники и литераторы надуманно навешивали на женщину ярлыки, такие как роковая женщина, демоническая ведьма, развращённая нимфоманка, порочная невинность, гетера и тому подобное. Сам Климт не высказывал своего мнения на счёт женщины и её положения в обществе, не принимал участия в решении так называемого «женского вопроса». Возможно поэтому, многие критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру художника изображать женщин как пассивный предмет, приводя в пример полотно «Поцелуй», где мужчина доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры. Но давайте разберёмся только ли «пассивным предметом» была женщина на картинах Климта?

Климт "Музыка" и Верхний Бельведер
Климт "Музыка" и Верхний Бельведер

Художественная увлечённость Климта портретным жанром тесно связана с основанием в 1897 году «Венского Сецессиона», который Климт представлял в должности президента до своего выхода из организации в 1905 году. С 1898 года художник всецело посвятил себя созданию женских образов. Женщин он рисовал тремя разными способами: в его символистических работах женщина имела то же назначение, что и в современной литературе. В жанре репрезентативного портрета Климт, наоборот абстрагировался от символического или мифологического портрета. В этих официальных картинах он представляет женщину как украшение. И только в этюдах обнажённой натуры художник изображает модели в виде живых, плотских существ. Женщины были его источником вдохновения для творчества. Они были всем для него: моделями, музами и страстью одновременно.

          В патриархальном обществе женщины могли мало на что влиять. Чтобы понять насколько всё было печально в то время, можно привести в пример Отто Вейнингера, одного из самых убеждённых противников эмансипированных устремлений женщин, который доказывал неполноценность женщины, отсутствие у неё души, писал о том, что женщина не обладает умственными склонностями и не способна к созиданию. Женщина была женой, должна была держать салон и способствовать карьере мужа. Большой скандал разразился в 1881 году из-за пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», в котором главная героиня, которую супруг воспринимал как свою собственность, выступила против всех домашних и материнских обязанностей и потребовала права самой определять свою жизнь.

Вена на iphone
Вена на iphone

  В конце XIX века в Вене продолжали жить в соответствии с преобладающими в императорском городе клише и вкладывали несоразмерно большие суммы в городской дворец, его оформление и по возможности собственную коллекцию произведений искусства. Дома на знаменитой Рингштрассе были выстроены богатыми еврейскими семьями (с 1849 года евреи в Австрии получили возможность иметь недвижимость). В этом «кукольном доме» обязательно должен был висеть портрет хозяйки. Это и представляло проблему для её супруга: немногие венские художники были столь либерально настроены к евреям. Климт же весьма прагматично относился к таким заказам: он зарабатывал деньги и репутацию.

Соня Книпс, Бельведер,Вена, 1889
Соня Книпс, Бельведер,Вена, 1889

Одним из первых «официальных» портретов, выполненных на заказ, был портрет Сони Книпс. Этот портрет значительно отличается от парадных портретов 19 века, собственно отсутствием парадности. Соня привстала с кресла, как будто она собирается уходить.

Уже здесь оформляется стиль Климта, но формально. Ключевые моменты художник обозначил на картине «Гертруда Лёв». Особый акцент делается на лице и руках, портретируемая изображается с бледным цветом лица, румяными щеками и едва выраженной областью декольте, кроме того, во всех работах до 1912 года ноги не видны.

Гертруда Лёв 1902
Гертруда Лёв 1902
-5

Героини этих портретов изображены без единого намёка на эротику, в отличие от женщин, запечатлённых на его рисунках и символических картинах. И хотя в основе портрета лежит идея постижения личности, Климт избегал этого.

Портрет Фритцы Ридлер
Портрет Фритцы Ридлер

Эмили Флёге
Эмили Флёге

По мере развития своей техники фон и фигура женщины плавно переходят друг в друга, отдельно выписаны части тела — лицо и руки, словно парящие в воздухе, отдаляющие реальность. Женщина была украшением на фоне картины, а в итоге на фоне стен салона. Так постепенно сложится и его знаменитая техника орнамента и стилизации. Об этом в следующий раз.