Найти тему
The Cultural Mess

Танцевальная постановка Пины Бауш "Синяя Борода"

Танцевальная постановка Пины Бауш "Синяя Борода" создана по мотивам оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», основанной на французской легенде о коварном муже, записанной Шарлем Перро.

Сюжет истории знаменит. В мрачный безмолвный замок без окон, владельцем которого является грозный герцог по прозвищу "Синяя Борода", приезжает юная супруга Юдифь, идеал женской красоты той эпохи, нежная, искренняя и доверчивая девушка. Однако история заканчивается печально, девушка погибает, ведь она не смогла побороть своё любопытство.

Синяя борода. Автор: Анвин Витальевич Иваницкий, Москва, 2013 год.
Синяя борода. Автор: Анвин Витальевич Иваницкий, Москва, 2013 год.

Пина Бауш подходит к известной истории с иной стороны и представляет зрителю социальный конфликт, проблему взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Она говорит о насилии физическом и моральном не только со стороны мужчины, но и со стороны женщины. Люди делают друг друга жертвами, будучи не всегда в состоянии осмыслить своё поведение и принять позицию друг друга. На первом месте в сознании людей часто стоит "Я", "МОИ" желания, "МОИ" чувства, но никак не чужие. Нет чувства ответственности за свои слова, действия, мысли.

Синяя борода. Автор: А. Рейпольский. М.: Изобразительное искусство. 1986 г.
Синяя борода. Автор: А. Рейпольский. М.: Изобразительное искусство. 1986 г.

Постановщик говорит о том, что все люди нуждаются в любви, но не могут понять друг друга и скрываются за традициями и условностями. Пина Бауш поднимает проблему «нежной жестокости» и «жестокой нежности», а также полностью разрушает структуру оперы, строя её преимущественно на регулярных повторах аудиозаписи, перемотке. Через них герой пытается переосмыслить свою жизнь, своё прошлое, придумать иное решение, но всё же регулярно возвращается к одним и тем же действиям.

Гюстав Доре. Иллюстрация к сказке "Синяя борода"
Гюстав Доре. Иллюстрация к сказке "Синяя борода"

Взаимоотношений гармоничных нет, нет гармоничного начала, всё сводится исключительно к насилию.

При этом Пина Бауш использует приём взаимодействия со зрителем посредством насилия над ним через постоянную перемотку танца, фрагментов оперы. Сцена и музыка создают мрачную обстановку, становятся средством пытки.

 «Волшебные сказки Шарля Перро. Синяя Борода», Иллюстратор: Михаил Бычков, 1989
«Волшебные сказки Шарля Перро. Синяя Борода», Иллюстратор: Михаил Бычков, 1989

Спектакль мрачный, но имеет и жёсткую иронию. Рассуждение о том, что значит быть настоящим мужчиной, ведь общество так любит «вешать ярлыки», навязывать роли. Личность в отдельности под влиянием социума выбирает роль, которой и пытается соответствовать, люди не знают себя и не понимают своих истинных желаний и эмоций, так как окружающий мир любую слабость порицает, кладёт запреты и устанавливает рамки в виде стереотипов.