Этот рассказ принадлежит перу филолога по образованию, ныне покойной Нине Александровне - фамилию, к сожалению не знаю. Мы были знакомы, когда оба находились в похожем состоянии поиска. Светлая ей память!
Путь к вере. На всё воля Божия.
Как приходят люди к вере? У каждого, вероятно, свой путь. Одни – через страдания, болезни, другие выросли в семье христиан и с детства им вера была естественна, как воздух; третьи… третьих Сам Господь «взял за руку и привёл». Много званых, да мало избранных – говорится в одной из притч Евангелия.
Люди неверующие, не воцерковлённые часто считают людей воцерковлённых тёмными и необразованными. Знаете, что больше всего меня поразило в Дивееве, когда я туда впервые приехала с коллегами где-то в начале 90-х годов? Ни великолепие храмов, ни шикарные цветники территории, ни множество автобусов-машин с номерами самых отдалённых регионов России, ни многочасовые очереди к мощам Серафима Саровского; и даже ни огромное количество прихожан. Всё перечисленное тоже удивило и поразило, но более всего я была поражена качественным составом (если уместно так выразиться) прихожан. Мы, практически впервые переступившие порог храма, не увидели, как ожидали, «бабушек-старушек в белых тапочках», которых нам с таким сарказмом расписывали на атеистических беседах в пионерские наши годы. Здесь были в основном люди среднего возраста, много детей, много мужчин, молодых парней. Народ был ухоженный, хорошо одет, на лицах – выражение образованности и интеллекта. Это были далеко не люди «заводов и пашен». Это была российская интеллигенция, которая уже не боялась прикоснуться к первоистокам своей истории, не боялась открыто носить на груди крест, который веками был для православного больше, чем атрибутом. Крест на груди – ты защищён, а нет креста – обнажён.
А когда ещё и не один час мы провели среди всех этих людей, я поняла насколько я, с моим университетским образованием жалка и безграмотна. Это были люди очень хорошо образованные в вопросах Православия. Мы стояли вместе в очереди к мощам, стояли в иконную лавку. В очереди люди переговариваются, а я слушала и восторгалась, и впитывала всё, что удалось услышать. И хотелось быть среди этих людей как можно дольше, чтобы хоть что-то успеть от них услышать и узнать.
Начало 90-х. Я и мои коллеги только надели на себя кресты, хотя с детства все крещены. Умели правильно наложить на себя Крестное Знамение, знали «Отче наш»…. и только. Вот и вся наша вера. Церкви в Краснослободске не было, о таинствах ничего не знали. Спросить не у кого, прочитать негде. А здесь, в Дивееве, я находилась среди людей, которые о вере знали несравненно больше меня. Мне было уютно рядом с ними, хотелось услышать как можно больше.
Не знаю почему, ко мне в храме тогда в Дивееве подошла женщина и посоветовала купить одну книгу. Книга не была примечательна внешне, я бы сама на неё внимания не обратила. Это был «Толковый молитвослов». Я купила. В этой первой своей православной книге я многое почерпнула, эта книга стала моей христианской азбукой. Затем появились другие книги. Они заставляли думать, учили понимать то, что годами было непознано и чего когда-нибудь, что уже греха таить, стеснялись.
В часы, когда тягучее уныние подкрадывается и хочет заполонить душу всего-то и надо вспомнить о чудном Промысле Божьем. Один из подвижников (не помню кто) сказал, что каждый православный христианин может поведать свою радостную весть о встрече с Богом. Каждый покопайся в памяти и найдёшь тот момент, когда было ой как трудно, страшно, тягостно и Бог тебя услышал. А ты вспомни вечные как мир слова: «на всё воля Божия». И уныние уже уменьшилось, тяжесть отступила и затем ушла совсем.
На всё воля Божия.