Я рос в верующей семье. Отец считал себя православным, водил нас в церковь по воскресеньям, хотя был очень чудным: считал себя православным евангелистом, проповедовал многоженство и позволял себе причащать нас (детей) из собственного серебряного потира, купленного в 90-е у поселковых жителей, приносивших ему антиквариат. В 15 лет он отправил меня учиться в православный университет в Москву, хотел, чтобы я стал священником, но я, слава Вселенной, выбрал исторический факультет. Благодаря хорошей учебе и своим преподавателям, мне удалось еще и отучиться в аспирантуре МГУ и защитить там диссертацию. Тогда я был верующим воцерковленным человеком, но не особо фанатичным, так, в духе государственности, морали и принятых в церкви правил. Я хорошо знал молитвы, чинопоследования, правила литургии и православные каноны, я крестил детей и посещал храм по воскресеньям, изредка причащался.
Постепенно я стал все больше и больше путешествовать, все больше и больше читать, и, естественно, понимал, что в одной религии и вере не может быть заключена истина. Отождествление своей веры и религии с моралью в корне неверно. Можно быть вполне себе моральным атеистом и наоборот, аморальным верующим.
В современном мире, особенно мегаполисе, верующие люди – очень странные создания. Вера для них – это способ бытия, способ братства. Мама у меня, брат и сестры в баптистской церкви, очень много друзей православных, даже священников. И когда я спрашиваю себя, что заставляет в XXI-м веке их верить в воскресение Христа из мертвых, верить в таинства, обряды и Второе пришествие, то нахожу лишь один ответ: их привлекает община и общение, они выросли в этих традициях, им нелегко переломить себя и перестать смотреть на мир так, как они привыкли.
Основная черта всех верующих христиан – противопоставление себя, верующих, другим, неверующим или адептам других конфессий и религий, таковое деление на своих и чужих, присущее каждому сообществу, каждой субкультуре. И как в каждой субкультуре в субкультуре православных ли, баптистов ли присутствуют свои нормы и свои правила: поздравлять всех «Христос Воскресе» на пасхальной неделе, молиться перед едой, посещать службы и собрания, держать пост, осуждать за грехи, учить и миссионерствовать. И вот эти три последние качества меня более всего раздражают в моих родственниках. Им уже давно было озвучено, что я атеист, что я русский православный атеист, как говорил уважаемый мною С.П.Капица, что я признаю свою религиозное воспитание и образование, но давно не придерживаюсь его, однако они все равно при малейшем моем душевном упадке пытаются втиснуть свою узкую идеологию, в которой нужно обязательно принимать Христа-Спасителя, молиться богу, уповать на него и рассуждать о том, кто предназначен спасению, а кто нет. Средневековье.
И их непоколебимость, абсолютная некритичность к себе и неумение уважать научные взгляды и методы познания мира, принятые во всем научном сообществе, раздражают более всего. Верьте, но не навязывайте веру мне, из которой я вырвался как из цепких лап Цербера, позвольте мне адекватно смотреть на мир без давления норм псевдоморали, которые по сути являются лишь отражением вашего собственного взгляда на мир и общество.
Почему-то именно эти взгляды позволяют моей бывшей жене добивать меня экономически, безжалостно расправившись с моим имуществом после развода, забрав детей, наложив алименты и прекратив всяческое общение. Какая ты христианка, если своим собственным детям мешаешь видеться с отцом, при этом одеваешь им крестики и учишь молиться? Какое лицемерие и низость! Какая фальшь и глупость!
Сам Христос, бытие которого я не отрицаю, более того, считаю его, безусловно, величайшей персоной истории, как мучился, уходя в пустыню, переосмысливая всю свою предыдущую жизнь и потом уча и миссионерствуя?! Но учил он чему? Учил он любви, а не осуждению! У нас же каждый якобы верующий человек первое что делает – учит других, как жить. И это учение парадоксальным образом, конечно, у него ассоциируется с правильным церковным, христианским, апостольским. Какой самообман, какая блажь! «Ты вынь сначала бревно из глаза своего»… Научись любить, научись нестяжанию, уйди из мира – вот настоящее христианство. Христианство противоречиво по сути. Оно отрицает семью, оно противоречит государству, оно призывает к любви в ее платоническом понимании, но оно не может являться единственно истинным, чего, однако, требуют все исторические православные каноны.
В результате современные церкви трансформировались в собрания для души. Вера теперь – это какая-то отдельная часть души, но отнюдь не образ жизни, не следование все правилам и канонам. Да, все бегут на Пасху и Рождество в храм, все зачем-то крестят детей, но абсолютно не понимают ни смысла этого таинства, ни глубин его, вкладываемых исторически, ни первоначальных причин и прообразов их возникновения.
Я утверждаю, что сам Христос был как бы не от мира сего, странным, мятущимся, отнюдь не таким, каким его изображают на картинах и иконах. Он был и революционером, и возмутителем, и пророком, и мессией, верящим в собственную миссию. Те события, которые произошли с ним при уходе в пустыню и которые хорошо описаны в книге пророка Даниила и стихотворении Пушкина «Пророк», и были основой его веры в собственное воскресение через три дня из мертвых. Он верил, что как тогда пережил этот кризис, так метафизически переживет его и еще раз, даже если его внутренний храм разрушат.
Его культ, религия и вера в Христа-Спасителя появились гораздо позже, были созданы его учениками по воспоминаниям и собственным словам Иисуса, и перешли в сообщество христиан, смешиваясь с многочисленными языческими обрядами и поверьями. Таким и стало православие у нас: смешанное с тысячами абсолютно языческих норм, как то: приготовление куличей, покраска яиц, посещение могил и оставление там конфет и даров, вера в духов и иконы, мощи и святых, окропления святой водой и крещенские купания. Все это якобы сплачивает народ и общество, но к истине и правде, а тем более, к реальному Христу не имеет никакого отношения.
Я всегда говорю, рассуждая о религии: возьмите вы машину времени и перенеситесь на 2000 лет назад, и вы никогда, подчеркиваю, никогда не узнаете Христа, более того, вы будете отрицать что это он и закидаете его камнями, как это делали жители Иерусалима. Потому что даже в евангелии написано, что многие думали «что бес в нем», а он пил и ел с грешниками да посещал пиры в Кане Галилейской. Вы – ханжи и судьи, книжники и лицемеры. Настоящая вера лишь в любви, любви к себе и ближним…