Найти в Дзене

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевых навыков. Урок 21. Подробный пересказ

Оглавление

Тема: Подробный пересказ.

Цели:

1.Познакомить с подробным пересказом.

2. Научить составлять подробный пересказ по прочитанному тексту.

Оборудование:

ручка, тетрадь

Ход:

I. Речевая разминка

1.Набрали полную грудь воздуха, задержали дыхание на 1 секунду, потом медленно выдыхаем. Выдохнув весь воздух, несколько секунд не душим, потом повторяем процесс сначала.

2. Глубокий вдох, на выдохе медленное произнесение гласных звуков А-О-У-И.

3. Набрать полную грудь воздуха посредством серии коротких вдохов, затем медленно и плавно выдыхать.

II. Работа с чистоговорками

Аб-аб-аб — тянет клешни краб.

Аб-аб-аб — в поле вырос граб.

Баб—баб—баб — толстый баобаб.

Ба-ба-ба — серая труба.

Об-об-об — не ходи в сугроб.

Бо-бо-бо — в кружевах жабо.

Бы-бы-бы — сходим по грибы.

Бы-бы-бы — старые дубы.

Уб-уб-уб — зеленеет дуб.

Уб-уб-уб — вырос новый зуб.

Бу-бу-бу — не гуди в трубу.

Бу-бу-бу — нарисуй арбу.

Буз-буз-буз-буз — на бахче созрел арбуз.

Иб-иб-иб — вырос белый гриб.

Убу-убу-убу — надеваю шубу.

Аба-аба-аба — прискакала жаба.

Убы-убы-убы — будем чистить зубы.

Бой-бой-бой — зашумел прибой.

III. Работа со скороговорками

Ой, беда! Пропал Бориска,
И исчезла барбариска.
Буква Б, скажи Бориске, -
Стынет борщ в бордовый миске.

IV. Развитие речи

- Подробный пересказ подразумевает передачу деталей. Здесь нужно постараться передать всё содержание, как можно подробнее.

1.Вернёмся к тексту с прошлого урока и прочитаем его ещё раз.

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.

- Начало будет такое же как в предыдущем уроке. В чём главная мысль текста? Она в том, что дети нашли птенца и спасли его. А теперь читаем текст по абзацам.

I абзац.

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

- Давайте составим вопросы к каждому предложению.

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда

- Кого однажды нашли дети?

Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

- Что сделал брат?

Здесь можно задать дополнительные вопросы:

- Куда отнесли щеглёнка?

- Кто уже жил в клетке?

Эти вопросы нужны только тогда, когда не получается рассказать предложение полностью без них.

Дав на каждый из вопросов полный ответ, вы получите подробный пересказ. Теперь объединяем эти предложения и рассказываем всё вместе. Казалось бы, всего-то два предложения. Но их нужно рассказать подробно.

2 абзац.

Читаем его внимательно:

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

Ставим вопрос к первому предложению:

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича.

- Как вёл себя щегол?

Затем ставим вопросы к остальным предложениям:

Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться.

- Что стала делать канарейка?

Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду.

- Как она заботилась о малыше?

Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

- Почему щеглёнок не брал еду?

Ответив на все вопросы, объединяем ответы и повторяем сказанное.

3 абзац.

Внимательно читаем третий абзац.

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

Поставим вопрос к первому предложению:

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу.

- Что поняла канарейка?

Поставим вопрос ко второму предложению:

У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

- Какое средство убеждения у неё было?

Наконец переходим к 4 абзацу.

Проделываем ту же самую работу.

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормить щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.

Ставим вопрос к первому предложению:

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют.

- Как долго добила канарейка щегла?

Поставим вопрос ко второму предложению:

Он начал кормит щеглёнка.

- Что стал делать щегол?

И последний вопрос к последнему предложению:

Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.

- Чем закончилась история?

Снова рассказываем весь абзац.

2.Составим план. Здесь уже ничего сложного нет. Нудно просто записать по порядку все составленные вопросы:

План.

1.- Кого однажды нашли дети?

2. - Что сделал брат?

3. - Куда отнесли щеглёнка?

4. - Кто уже жил в клетке?

5. - Как вёл себя щегол?

6. - Что стала делать канарейка?

7. - Как она заботилась о малыше?

8. - Почему щеглёнок не брал еду?

9. - Что поняла канарейка?

10. - Какое средство убеждения у неё было?

11. - Как долго добила канарейка щегла?

12. - Что стал делать щегол?

13. - Чем закончилась история?

У нас получился план подробного пересказа. Он поможет вспомнить все моменты, которые были в тексте. Это вопросный план. Бывают и другие. Но об этом на следующем уроке.

V. Итог

Перескажите текст, используя план.

Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Xph2D57moAYx00AX

Следующий урок: https://dzen.ru/a/XqKClcs44WAoe3HJ

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях. ​ ​

​ ​