Тема: Подробный пересказ.
Цели:
1.Познакомить с подробным пересказом.
2. Научить составлять подробный пересказ по прочитанному тексту.
Оборудование:
ручка, тетрадь
Ход:
I. Речевая разминка
1.Набрали полную грудь воздуха, задержали дыхание на 1 секунду, потом медленно выдыхаем. Выдохнув весь воздух, несколько секунд не душим, потом повторяем процесс сначала.
2. Глубокий вдох, на выдохе медленное произнесение гласных звуков А-О-У-И.
3. Набрать полную грудь воздуха посредством серии коротких вдохов, затем медленно и плавно выдыхать.
II. Работа с чистоговорками
Аб-аб-аб — тянет клешни краб.
Аб-аб-аб — в поле вырос граб.
Баб—баб—баб — толстый баобаб.
Ба-ба-ба — серая труба.
Об-об-об — не ходи в сугроб.
Бо-бо-бо — в кружевах жабо.
Бы-бы-бы — сходим по грибы.
Бы-бы-бы — старые дубы.
Уб-уб-уб — зеленеет дуб.
Уб-уб-уб — вырос новый зуб.
Бу-бу-бу — не гуди в трубу.
Бу-бу-бу — нарисуй арбу.
Буз-буз-буз-буз — на бахче созрел арбуз.
Иб-иб-иб — вырос белый гриб.
Убу-убу-убу — надеваю шубу.
Аба-аба-аба — прискакала жаба.
Убы-убы-убы — будем чистить зубы.
Бой-бой-бой — зашумел прибой.
III. Работа со скороговорками
Ой, беда! Пропал Бориска,
И исчезла барбариска.
Буква Б, скажи Бориске, -
Стынет борщ в бордовый миске.
IV. Развитие речи
- Подробный пересказ подразумевает передачу деталей. Здесь нужно постараться передать всё содержание, как можно подробнее.
1.Вернёмся к тексту с прошлого урока и прочитаем его ещё раз.
Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.
Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…
К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.
- Начало будет такое же как в предыдущем уроке. В чём главная мысль текста? Она в том, что дети нашли птенца и спасли его. А теперь читаем текст по абзацам.
I абзац.
Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
- Давайте составим вопросы к каждому предложению.
Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда
- Кого однажды нашли дети?
Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
- Что сделал брат?
Здесь можно задать дополнительные вопросы:
- Куда отнесли щеглёнка?
- Кто уже жил в клетке?
Эти вопросы нужны только тогда, когда не получается рассказать предложение полностью без них.
Дав на каждый из вопросов полный ответ, вы получите подробный пересказ. Теперь объединяем эти предложения и рассказываем всё вместе. Казалось бы, всего-то два предложения. Но их нужно рассказать подробно.
2 абзац.
Читаем его внимательно:
Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.
Ставим вопрос к первому предложению:
Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича.
- Как вёл себя щегол?
Затем ставим вопросы к остальным предложениям:
Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться.
- Что стала делать канарейка?
Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду.
- Как она заботилась о малыше?
Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.
- Почему щеглёнок не брал еду?
Ответив на все вопросы, объединяем ответы и повторяем сказанное.
3 абзац.
Внимательно читаем третий абзац.
Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…
Поставим вопрос к первому предложению:
Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу.
- Что поняла канарейка?
Поставим вопрос ко второму предложению:
У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…
- Какое средство убеждения у неё было?
Наконец переходим к 4 абзацу.
Проделываем ту же самую работу.
К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормить щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.
Ставим вопрос к первому предложению:
К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют.
- Как долго добила канарейка щегла?
Поставим вопрос ко второму предложению:
Он начал кормит щеглёнка.
- Что стал делать щегол?
И последний вопрос к последнему предложению:
Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.
- Чем закончилась история?
Снова рассказываем весь абзац.
2.Составим план. Здесь уже ничего сложного нет. Нудно просто записать по порядку все составленные вопросы:
План.
1.- Кого однажды нашли дети?
2. - Что сделал брат?
3. - Куда отнесли щеглёнка?
4. - Кто уже жил в клетке?
5. - Как вёл себя щегол?
6. - Что стала делать канарейка?
7. - Как она заботилась о малыше?
8. - Почему щеглёнок не брал еду?
9. - Что поняла канарейка?
10. - Какое средство убеждения у неё было?
11. - Как долго добила канарейка щегла?
12. - Что стал делать щегол?
13. - Чем закончилась история?
У нас получился план подробного пересказа. Он поможет вспомнить все моменты, которые были в тексте. Это вопросный план. Бывают и другие. Но об этом на следующем уроке.
V. Итог
Перескажите текст, используя план.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Xph2D57moAYx00AX
Следующий урок: https://dzen.ru/a/XqKClcs44WAoe3HJ
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.