Тема: Пересказ.
Цели:
1. Знакомство с пересказом.
2.Научить составлять краткий пересказ.
Оборудование: ручка, тетрадь.
Ход урока:
I. Речевая разминка:
1. Набрали полную грудь воздуха, задержали дыхание на 1 секунду, потом медленно выдыхаем. Выдохнув весь воздух, несколько секунд не душим, потом повторяем процесс сначала.
2. Глубокий вдох, на выдохе медленное произнесение гласных звуков А-О-У-И.
3. Набрать полную грудь воздуха посредством серии коротких вдохов, затем медленно и плавно выдыхать.
II. Работа с чистоговорками: читаются медленно.
Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.
Во-во-во, во-во-во – перед нами дерево.
Ав-ав-ав — закатай рукав.
Ов-ов-ов — нарубили дров.
Ев-ев-ев — запоём припев.
Юв-юв-юв — у вороны клюв.
Ев-ев-ев — дом животных — хлев.
III. Работа со скороговорками:
Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.
IV. Развитие речи:
1. Пересказ играет важную роль в общении. С его помощью мы делимся информаций, рассказываем о полученных впечатлениях. Есть два вида пересказа: полный и краткий. Полный пересказ предполагает подробные воспроизведение событий. В кратком пересказе передаются только основные моменты. Давайте попробуем составлять сначала краткий пересказ.
2. Прочитаем текст:
Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.
Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…
К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.
- В чём главная мысль этого рассказа? В том, что дети спасли птенца. Эту мысль нужно держать в голове во время составления пересказа, потому что он будет являться её доказательством.
- В тексте 4 абзаца. Попытаемся их сократить до 4 - 5 предложений. Прочитаем ещё раз первый абзац. Что здесь главное? Кого нашли дети? Что они сделали?
- Из целого абзаца получаем только одно предложение:
Однажды дети наши щеглёнка и принесли его домой.
Читаем второй абзац. Что главное здесь? Куда посадили найдёныша? Кто стал его кормить? Получаем предложение.
Найдёныша посадили в клетку к щеглу и канарейке. Канарейка принялась кормить малыша, но щеглёнок её боялся и не брал еду.
Читаем третий абзац. Что главное здесь? Что стала делать канарейка? Получаем ещё одно предложение:
Канарейка стала долбить щегла клювом, заставляя его кормить птенца.
Читаем четвёртый абзац. Что главное здесь? Главное то, что щегол понял? Что стало с птенцом?
Щегол понял, что нужно кормить птенца и стал это делать. Щёгленок вырос.
3.Мы получили краткий пересказ текста:
Однажды мы наши щеглёнка и принесли его домой. Найдёныша посадили в клетку к щеглу и канарейке. Канарейка принялась кормить малыша, но щеглёнок её боялся и не брал еду. Канарейка стала долбить щегла клювом, заставляя его кормить птенца. Щегол понял, что нужно кормить птенца и стал это делать.
И наконец, какой вывод можно сделать из сказанного?
Щёгленок отъелся и вырос.
4.Давайте повторим, как мы это сделали:
· Прочитать текст полностью. Выяснить его главную мысль.
· Прочитать каждый абзац и выяснить его главную мысль.
· Сказать главную мысль каждого абзаца.
· Сделать вывод из сказанного.
V. Домашняя работа:
прочитайте любой рассказ, попробуйте составить его краткий пересказ. Расскажите прочитанное коротки своим близким.
Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e961b14984e257a19710952/edit
Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e9ef710f920f87d43b452fb/edit
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.