Найти тему
Восстановление речи.

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевх навыков. Урок 20 - Пересказ

Тема: Пересказ.

Цели:

1. Знакомство с пересказом.

2.Научить составлять краткий пересказ.

Оборудование: ручка, тетрадь.

Ход урока:

I. Речевая разминка:

1. Набрали полную грудь воздуха, задержали дыхание на 1 секунду, потом медленно выдыхаем. Выдохнув весь воздух, несколько секунд не душим, потом повторяем процесс сначала.

2. Глубокий вдох, на выдохе медленное произнесение гласных звуков А-О-У-И.

3. Набрать полную грудь воздуха посредством серии коротких вдохов, затем медленно и плавно выдыхать.

II. Работа с чистоговорками: читаются медленно.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Во-во-во, во-во-во – перед нами дерево.

Ав-ав-ав — закатай рукав.
Ов-ов-ов — нарубили дров.
Ев-ев-ев — запоём припев.
Юв-юв-юв — у вороны клюв.
Ев-ев-ев — дом животных — хлев.

III. Работа со скороговорками:

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

IV. Развитие речи:

1. Пересказ играет важную роль в общении. С его помощью мы делимся информаций, рассказываем о полученных впечатлениях. Есть два вида пересказа: полный и краткий. Полный пересказ предполагает подробные воспроизведение событий. В кратком пересказе передаются только основные моменты. Давайте попробуем составлять сначала краткий пересказ.

2. Прочитаем текст:

Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.

Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.

Канарейка поняла, что щеглёнок просит помощи от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла помочь малышу. У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…

К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. Он начал кормит щеглёнка. Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.

- В чём главная мысль этого рассказа? В том, что дети спасли птенца. Эту мысль нужно держать в голове во время составления пересказа, потому что он будет являться её доказательством.

- В тексте 4 абзаца. Попытаемся их сократить до 4 - 5 предложений. Прочитаем ещё раз первый абзац. Что здесь главное? Кого нашли дети? Что они сделали?

- Из целого абзаца получаем только одно предложение:

Однажды дети наши щеглёнка и принесли его домой.

Читаем второй абзац. Что главное здесь? Куда посадили найдёныша? Кто стал его кормить? Получаем предложение.

Найдёныша посадили в клетку к щеглу и канарейке. Канарейка принялась кормить малыша, но щеглёнок её боялся и не брал еду.

Читаем третий абзац. Что главное здесь? Что стала делать канарейка? Получаем ещё одно предложение:

Канарейка стала долбить щегла клювом, заставляя его кормить птенца.

Читаем четвёртый абзац. Что главное здесь? Главное то, что щегол понял? Что стало с птенцом?

Щегол понял, что нужно кормить птенца и стал это делать. Щёгленок вырос.

3.Мы получили краткий пересказ текста:

Однажды мы наши щеглёнка и принесли его домой. Найдёныша посадили в клетку к щеглу и канарейке. Канарейка принялась кормить малыша, но щеглёнок её боялся и не брал еду. Канарейка стала долбить щегла клювом, заставляя его кормить птенца. Щегол понял, что нужно кормить птенца и стал это делать.

И наконец, какой вывод можно сделать из сказанного?

Щёгленок отъелся и вырос.

4.Давайте повторим, как мы это сделали:

· Прочитать текст полностью. Выяснить его главную мысль.

· Прочитать каждый абзац и выяснить его главную мысль.

· Сказать главную мысль каждого абзаца.

· Сделать вывод из сказанного.

V. Домашняя работа:

прочитайте любой рассказ, попробуйте составить его краткий пересказ. Расскажите прочитанное коротки своим близким.

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e961b14984e257a19710952/edit

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e9ef710f920f87d43b452fb/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях. ​ ​

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц