Найти в Дзене

Богодухновенность Ветхого Завета

Оглавление

I. Что означает термин «богодухновенность»?

2 Тим. 3:16 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…»

Θεοπνευστος – «выдохнутый Богом». Как мы выдыхаем слова во время речи.

          II. Свидетельства в пользу богодухновенности ВЗ

a. Писание говорит, что слова пророков – это слова самого Бога. При этом пророкам приписываются лишь посреднические функции как земных передатчиков точной информации от Бога.

· 2 Тим. 3:16 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…»

· 1 Пет. 1:10-11 «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу».

· 2 Пет. 1:20-21 «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21 Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

· Евр. 1:1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

· 2 Цар. 23:2 [слова Давида:] «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня».

· Втор. 4:2 «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую».

· 4 Цар. 14:6 «Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря…»

· Неем. 10:29 «…поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея…»

b. Библейские книги именуются в Библии «словом Бога»

· Марк. 7:10-13 «Ибо Моисей сказал: “Почитай отца своего и мать свою” [цитата из Исх. 20:12 и Втор. 5:16]; и: “Злословящий отца или мать смертью да умрет” [цитата из Исх. 21:17 и Лев. 20:9]. 11 А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, 12 тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, 13 устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное».

· Пс. 118. В каждом из ста семидесяти шести стихов этого псалма используется какой-либо синоним Божьего Слова: закон, откровения, пути, повеления, уставы, заповеди, суды правды Его, суды уст Его, слово, истина, определения и т.п. Важно заметить, что среди наиболее часто употребляющихся синонимов находятся такие термины, как «слово Твое» и «закон Твой». Нередко они встречаются в соседних стихах, выражающих одинаковую идею, например: «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю» (Пс. 118:162-163). То есть, псалмопевец рассматривает закон Божий – записанное пророком Моисеем откровение – как слово Бога.

c. Пятикнижие приписывается в равной степени как Моисею, так и Богу:

-2
-3

d. Проповедь апостолов, основанная на ветхозаветных Писаниях, называется Словом Божьим

· Деян. 8:14 «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна…»

· Деян. 8:25 «Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие».

· Деян. 11:1 «Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие».

· Деян. 13:5 «…и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских…»

· Деян. 13:7 «…который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие».

· Деян. 13:44 «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие».

· Деян. 13:48-49 «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И слово Господне распространялось по всей стране».

· Деян. 15:35-36 «Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут».

· Деян. 16:32 «И проповедали слово Господне ему [темничному стражу] и всем, бывшим в доме его».

· Деян. 17:13 «Но когда фессалоникские иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ».

· Деян. 18:11 «И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию».

· Деян. 19:10 (пер. Кассиана) «Так было в течение двух лет, так что все населяющие Асию услышали слово Господне, как Иудеи, так и Еллины».

· 2 Кор. 2:17 «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе».

· 2 Кор. 4:2 «…но, отвергнув скрытные постыдные [дела], не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом».

· 1 Фес. 2:13 «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих».

e. Письменному откровению Бога приписывается совершенство и полная достоверность

· Пс. 118:138 «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина».
2 Цар. 22:31 «Бог! – Непорочен путь Его,
чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него».

· Пс. 18:8-10 «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. 9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. 10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны».

· Пс. 30:5 «Всякое слово Бога чисто…»

· Пс. 17:31 «…чисто слово Господа…»

· Пс. 11:7 «Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное».

· Пс. 92:5 «Откровения Твои несомненно верны…»

· Пс. 110:7-8 «…все заповеди Его верны, 8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте».

· Иоан. 10:35 «Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание…» – Это сказано в контексте того, что Христос доказывает на основании Писания, что Он имеет право именовать Себя Сыном Божьим. «Не может нарушиться Писание» = человек не может оспаривать то, что говорит Писание, или изменять его смысл.

· Деян. 24:14 «…я действительно служу Богу отцов, веруя всему, написанному в законе и пророках…»

· Лук. 24:25 «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки

f. Писание повелевает не добавлять к написанному откровению и не отнимать от него

· Втор. 4:2 «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую».

· Откр. 22:18-19 «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей».

Повеление не добавлять и не убавлять подразумевает, что слова Писания сами по себе имеют достоверность, ценность и авторитет. Если бы слова Писания были лишь несовершенным свидетельством о совершенном откровении, то прибавление или убавление не было бы большой проблемой.

g. Совершенное единство Ветхого Завета

Ветхий Завет демонстрирует удивительное единство содержания, целей и учения.