Найти тему

Ищу корни. Часть 5. Поедем на острова, не нарушая самоизоляцию?

Привет всем!

Родословное древо собирается по крупинкам - приходится копаться то там, то здесь, разыскивая фамилии предков (и однофамильцев).

Один мой предок "пришел" из Эстонии, с острова Саарема.

крепость на острове Саарема. Фото с Яндекс.картинки
крепость на острове Саарема. Фото с Яндекс.картинки

В семье существует история появления прадеда, написанная моим дядей, и видимо, услышанная от своей бабушки.

" Михаил Реэк - эстонец. Родился около 1855 года в посёлке (хуторе) Сари-Мари на острове Эзель (теперь Саарема). Как почти все жители приморских хуторов, его родители занимались не только сельским хозяйством, но и рыбачили.

фото моего пра-пра-прадеда Михаила Реэка
фото моего пра-пра-прадеда Михаила Реэка

Женился и практически сразу же был призван в армию, а жена осталось на своем хуторе его ждать. Поскольку Михаил был косая сажень в плечах, гренадерского телосложения, то его направили в Его Императорского Величества лейб-гвардии Семёновский полк, который осуществлял охрану царя.

Он прослужил в армии 15 или 20 лет, и за это время ни разу не был в отпуске и ни разу не обменялся письмами с женой. Это удивительно: как лютеране, прошедшие конфирмацию, они были грамотны, почта во второй половине 19 века уже работала, и ни одного письма. По-видимому, это связано с эстонской бережливостью, если сказать аккуратно.

Демобилизовавшись уже зрелым мужчиной (лет 35–38) он пешком (как тогда делали все солдатики) пошел из Петербурга до своего острова. Дорога не близкая, шел он долго, ночевал в встречающихся деревнях. В те годы к таким солдатикам относились очень хорошо: в любой избе их кормили и давали ночлег. С одной стороны их жалели - солдатская служба была тяжелой, с другой — они были почти единственными источниками информации о стране и мире.

Когда он дошел до своего дома, то, естественно, никто не признал в этом бородатым зрелом мужчине безусого юнца, которого взяли в армию много лет назад. Он, не признаваясь, попросился переночевать. За ужином сначала были рассказы о Петербурге, потом перешли на местные темы. Из этого разговора постепенно выяснилось, что он неплохо знает проживающих в округе жителей. И только тогда жена и ее мать догадались, кто же в действительности этот попросившийся переночевать солдатик.

Хотя Михаил провел в Петербурге 15 или 20 лет, его сути, его культуры он практически не освоил. Ни он, ни его жена, за всю жизнь не прочитали ни одной книжки (может быть заглядывали в библию). Когда его спрашивали, был ли он в театре, он отвечал, что бывал неоднократно, но там ничего интересного нет и нормальные рабочие люди туда не ходят, а посещают его только цари и гулящая публика. На вопрос, а что ты делал в театре, отвечал: стоял на часах у царской ложи.

Тем не менее, когда ему, как хорошему солдату предложили высокооплачиваемую работу в Петербурге, он согласился и вскоре переехал в Петербург вместе с женой. Вскоре после переезда Михаила и Елизаветы в Петербург у них родилась дочь Мария (1888 год).

За работу он получал 27 рублей в месяц — большие деньги по тем временам, но работа была ужасной — на Монетном дворе в цеху, где чеканились золотые монеты. Приходя на работу рабочие раздевались догола в одной комнате, проходили через пустую комнату, где их осматривали, и в следующей комнате им выдавали брезентовую робу. После окончании смены роба развалилась на клочки, поскольку при чеканке золотых монет использовалась «царская водка» (естественно, такая атмосфера была очень вредна для здоровья, и в результате к концу жизни он ослеп).

Он очень любил деньги и потому взялся за еще одну работу по совместительству. Он стал фонарщиком, т.е. вечером зажигал, а утром тушил газовые фонари в одном квартале. В результате такой работы и страшной экономии (например, закрывал печь, когда угли еще не прогорели, и для облегчения последствий от угара вся семья вкладывала клюкву в уши) он к концу жизни скопил несколько тысяч рублей, которые хранил дома и которые превратились в бумажки после октябрьского переворота.

Умер в 1917–1919 годах."

Итак, есть отправная точка - остров Саарема, на острове наверняка есть музей, в него я и написала, найдя адрес на просторах интернета.

здание музея. фото с сайта музея
здание музея. фото с сайта музея

материалы архива. фото с сайта архива.
материалы архива. фото с сайта архива.

Буквально через пару дней сотрудница музея мне ответила

"Здравствуйте!
Ваше письмо дошло до меня, потому что я являюсь членом Сааремааского отделения Эстонского генеалогического общества.
Приятно, что вас интересует происхождение ваших предков. К сожалению, одних имен недостаточно для поиска ваших предков, так как около 55 тысяч человек жили на Сааремаа около 1900 года, из которых около 33 тысяч были лютеранами и 22 тысячи - православными. Фамилия Реэк была сообщена как минимум в 5 приходах. Имена предполагают, что они были православными, что делает поиск еще более трудным, потому что нет никаких реестров имен для православных верующих. Их можно искать только в том случае, если известны определенные даты - например, дата рождения или дата вступления в брак - только год или приблизительное время достаточно для облегчения поиска.
Если Мария родилась в Санкт-Петербурге, ее свидетельство о рождении должно быть где-то в Санкт-Петербургском архиве или церковной книге. Он также должен включать данные родителей. Я рекомендую сначала поискать исходные данные в Санкт-Петербурге, затем мы можем продолжить поиск здесь.
И еще - все церковные книги и другие генеалогические документы находятся в Эстонском национальном архиве в Таллине и Тарту. Генеалоги используют эти материалы в своей работе в Интернете/
В Сааремааском музее таких материалов нет.
С уважением, Кайре Лей"

Ну и на этом спасибо - выход на питерский архив у меня уже был, об этом я писала здесь, а ссылку на эстонский архив напишу чуть позже!

Прохожу по ссылке и вижу огромное оглавление - тут и метрические книги, и рекрутские записи, и церковные записи, относящиеся к жизнедеятельности церкви...

Вот так выглядит основное меню при входе на сайт архива.

мой скан с главной страницы
мой скан с главной страницы

Я захожу в "Церковные книги", а дальше ищу раздел "Сааремаа" и далее начинаю поиск по годам

-6

Приготовьтесь к тому, что в каждом подразделе будет еще 100500 подраздельчиков. Здесь повезло тем, кто знает годы рождения предков хотя бы в пределах 5 лет, если даты рождения неизвестны, то в архиве можно погрязнуть на долгие годы.

-7

Опять же рекомендую вести четкие записи - что посмотрели, на чем остановились, иначе будете просматривать одно и то же много раз.

Пока я явных предков не нашла. Нашла 10 человек (предположительно) однофамильцев, скопировала их и оставила на будущее - потом буду искать родственные связи.

Книги читать очень сложно - и язык не русский, и почерк неразборчивый, и надписи кое-где еле видно.

это еще очень разборчивый текст
это еще очень разборчивый текст
а как в таком бардаке разобрать хоть что-то?
а как в таком бардаке разобрать хоть что-то?

В общем, из всех архивов в Эстонском сложнее всего что-то найти!

Желаю успехов в поиске и найти желаемое.

А в заключении - ссылка на архив в Saaga здесь и спасибо работнице музея за отклик, а читающим меня - за внимание.

Ставьте 👍, подписывайтесь на мой канал, обещаю, что будет интересно!