Иван Алексеевич Бунин - один из ярчайших представителей русской культуры, писатель, поэт, академик, первый русскоязычный обладатель Нобелевской премии по литературе. Также его называют одним из самых «токсичных» литературных деятелей.
Многие встречали подобные картинки и бесконечное количество мемов на тему бунинских обид.
Давайте разбёремся, почему Иван Алексеевич высказывался о своих современниках не лучшим образом.
Революция
Восстание большевиков казалось ему «вечной сказкой про красного бычка». Революция отняла у писателя Родину, поэтому, когда новый строй прославляли советские культурные деятели, у Бунина начиналось воспламенение.
Считая правильным бороться с революцией, Бунин не принимал следующих писателей:
Владимир Маяковский
Иван Алексеевич не любил эпатажность футуристов, считал их выходки плоскими и дешёвыми, но Маяковский «их всех превосходил силой грубости и дерзости».
Сам Владимир Владимирович заявлял: «Искусство для пролетариата не игрушка, а оружие. Долой “буниновщину” и да здравствуют передовые рабочие круги!» Так что здесь возможна и личная обида.
Бунин уверен:
Александр Блок
Бунин присутствовал на чтении поэмы «Двенадцать» и выразил негодование, что «после великого множества нарочито загадочных, почти сплошь совершенно никому непонятных, литературно выдуманных, символических, мистических стихов, он написал наконец нечто уж слишком понятное».
Поэма казалась ему чистейшей пропагандой ненавистного режима, усугубляла это финальная сцена с Иисусом Христом, задевшая Ивана Алексеевича за живое.
Исаак Бабель
Несмотря на то, что Бунин признавал талант Бабеля и называл его «удивительным мерзавцем», он в корне отрицал слова «товарищ», «бойцы» и т. д.
Поэтому, перечитывая, например, «Конармию» и «Одесские рассказы», Бунин не мог совладать с приступами ненависти и отвращения. Бабеля, как и Шолохова, он причислял к «писателям-хамам».
Кроме того, многие большевики и писатели-соцреалисты, по мнению Бунина, были богохульниками. Бог для него был константой, любовью к которой полнится лирика поэта.
Пьянство
«Влияние алкоголя - беспокоящее, жгущее кишки … Алкоголь - взрывает, его влияние - зачастую неконтролируемая ярость».
Бунин и сам был не прочь выпить хорошего вина или шведской водки - это мы узнаём из воспоминаний Владимира Смоленского, Юрия Нагибина и собственных дневников писателя.
Но о «пьянстве» других писателей-современников высказывался резко негативно. Так под горячую руку попал
Сергей Есенин
«Вот в Москве было нанесено тягчайшее оскорбление памяти Пушкина (- вокруг его памятника обнесли тело Есенина, - то есть оскорбление всей русской культуре)».
Удивляло Бунина поведение молодого поэта: «Осточертели эти самые самородки\От сохи, от земли, от земледелия,\ Довольно этой косоворотки и водки\ И стихов с похмелия!»
Вероятно, тут замешана дружба с врачом и писателем А.П. Чеховым, который советовал всем «пить меньше водки» и выступал яро против пьянства.
Поэт упрекал в алкоголизме неугодных современников, считая это оскорбительным для здравого человека.
Другие писатели
Бунин про Велимира Хлебникова:
про Константина Бальмонта:
Не хочу не Бунин
Писатели не раз попадали под строгую критику Ивана Алексеевича, и проходили «отбор» немногие. Иван Алексеевич любил Пушкина, Толстого, Лермонтова, Тургенева. Модернистские течения вселяли в него ужас и боязнь за литературное будущее России.
Поэтому некоторые отзывы Бунина основаны на субъективном вкусе или личной обиде. Например, он не переносил «Цветаеву с её непрекращающимися всю жизнь ливнем диких слов и звуков в стихах», а Марина Ивановна считала сравнение бунинского стиля с толстовским «в ущерб Толстому».
Вот так и получается
Я не оправдываю Бунина, но вижу в его биографии причины, способные сформировать такое отношение к действительности. Это был человек замысловатый и принципиальный, многие не понимали его. Он был действительно будто из прошлого: не вписывался в динамичный серебряный век.
Стоит учесть, что его не принимали писатели-модернисты, не жалели некоторые литературоведы. Озлобленность на людей могла послужить причиной резких высказываний. Также некоторые фразы могли быть вырваны из контекста, а метафоры могли понять буквально.
Если отбросить иронию, судьба писателя трагична: революция отняла у него дом, современники - веру в будущее русского искусства.
Ирина Бурова, 07.04.2020
Читайте также:
Как быть, если ваш кумир – мерзавец?
Мемуары о писателях серебряного века
Долой с парохода, или Как возненавидеть русскую классическую литературу